Новосибирск 13.6 °C

Кто контролирует средства бюджета?

20.07.2006 00:00:00



Закончил Новосибирский государственный университет по специальности «экономист-математик», Иркутский государственный университет по специальности «юрист». Работал в Администрации Президента РФ федеральным инспектором аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе.

— Сергей Куприянович, расскажите о структуре органов финансового контроля.

— Государственный финансовый контроль осуществляет Счетная палата Российской Федерации — государственный орган, деятельность которого закреплена Конституцией Российской Федерации и регламентирована Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации». В структуре федеральных органов исполнительной власти создан специальный орган — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая имеет свои территориальные органы, одним из которых является территориальное управление Росфиннадзора в Новосибирской области.

В субъектах Российской Федерации для осуществления финансового контроля за использованием средств региональных бюджетов созданы региональные счетные палаты — органы финансового контроля органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Но, кроме того, у органов государственной исполнительной власти существуют еще подразделения ведомственного контроля.

— Не возникают ли проблемы при взаимодействии с контрольными органами?

— Трудно не согласиться с тем, что государственному финансовому контролю в нашей стране не хватает системности, отсутствуют регламентированные на законодательном уровне механизмы взаимодействия, позволяющие более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, исключать вероятность одновременных проверок одних и тех же организаций.

По этой причине в рекомендациях, принятых по итогам проходившей в Москве научно-практической конференции «Государственному финансовому контролю в России — 350 лет», говорится о необходимости «обеспечения взаимодействия и координации действий контрольных органов Российской Федерации на всех уровнях бюджетной системы» и «разработки и внедрения системы стандартов государственного финансового контроля с целью обеспечения высокого качества государственного аудита». Добавлю к этому необходимость разработки типовых регламентов в целях обеспечения единообразия в организации и проведении контрольных мероприятий, а также унификации оформления и оценки выявленных финансовых нарушений различными контрольными органами.

— Без дополнительных объяснений понятно, что работа у вас сложная и ответственная. Вам хватает специалистов?

— Из-за невысокой зарплаты (особенно по сравнению с зарплатами в коммерческих организациях) в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора высокая текучесть кадров. Но, как это ни покажется странным, я лично вижу в этом и положительные стороны. Начнем с того, что воcтребованность наших кадров — это высокая оценка их квалификации и профессионализма, а значит, всей службы. Да и кроме контролирующих органов и бухгалтерии, наши работники никуда не уходят! А следовательно, продолжают служить благородному делу финансового учета и контроля, повышая общий уровень финансовой дисциплины. И, наконец, данная ситуация заставляет нас работать с молодежью, вовлекать ее в нашу деятельность, обучать, непрерывно готовить новое поколение контролеров-ревизоров. Ну кому на самом деле, как не государственному органу, заниматься таким важным делом?

— Расскажите поподробнее о полномочиях Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

— В соответствии с Бюджетным кодексом и Положением Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, то есть: Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. Кроме этого, мы осуществляем контроль и за использованием материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Наша служба наделена функциями надзора за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации теми организациями, которые получают средства федерального бюджета, в том числе в виде финансовой помощи, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций. Мы также осуществляем надзор за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре. Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, но это отдельная большая тема.

— Как организовано взаимодействие с проверяемыми организациями и какие возникают трудности?

— Мы заключили соглашение с администрацией Новосибирской области, предметом которого является организация взаимодействия и координация деятельности территориального управления Росфиннадзора и администрации по осуществлению контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в Новосибирской области. Хочу сразу отметить, что такое соглашение мы подписали первыми среди регионов Сибирского федерального округа. Я расцениваю этот факт как достижение высокого уровня взаимопонимания с руководством области.

Однако мы сталкиваемся и с другим отношением к себе. Руководители некоторых организаций считают, что для них лучше под любым формальным предлогом избежать проверки, оказывая тем самым, на мой взгляд, себе «медвежью услугу». Мы качественно и бесплатно делаем то, за что в бизнесе платят немалые деньги, проводя независимый финансовый аудит организаций. А в соответствии с установленными законодательством полномочиями финансовые контрольные органы наделены достаточно «скромными» правами по наложению различного рода взысканий за финансовые нарушения и нарушения бюджетного законодательства.

К административной ответственности привлекаются должностные лица и организации только за нецелевое использование бюджетных средств, а это незначительная часть от выявленных нарушений. Реализация основной массы финансовых нарушений носит характер «работы над ошибками», некоторые финансовые нарушения исправляются в ходе самой проверки, на другие мы готовим представления, указывая на необходимость их недопущения в будущем.

Принимая во внимание, что в подавляющем большинстве случаев финансовые нарушения являются причиной незнания или недопонимания действующих правил или норм бюджетного законодательства (порой просто невнимательности), проводимые нами проверки и ревизии можно расценить как обучение и помощь. К слову, нередки случаи, когда нашим сотрудникам, имеющим высокий уровень теоретической подготовки и большой практический опыт, после очередной проверки предлагают должности главных бухгалтеров в проверяемых им организациях.

А вот там, где длительный период не проводились ревизии и проверки (по объективным причинам), создаются предпосылки крупных финансовых нарушений. Как следствие — возрастает вероятность формирования уголовных составов преступлений, вытекающих из финансовых нарушений.

— Как определяются объекты проверок, много ли нарушений?

— Территориальное управление проводит ревизии и проверки только в соответствии с утвержденным Федеральной службой планом и мотивированными запросами руководителей региональных правоохранительных органов. Произвол со стороны контрольного финансового органа исключен.

Чтобы оценить объем нашей работы, приведу для сравнения несколько цифр. По информации Минфина России, собственные доходы консолидированного бюджета Новосибирской области в 2005 году составили 33,5 млрд рублей. Попутно отмечу, что область показала завидные темпы роста — 34,2% по сравнению с 2004 годом, опередив по этому показателю все регионы Сибирского федерального округа.

В 2005 году безвозмездные перечисления из федерального бюджета составили порядка 7 млрд рублей. Кроме того, на содержание федеральных органов государственной власти и финансирование других расходов за прошлый год через органы Федерального казначейства поступило около 29 млрд рублей. Итого — 36 млрд рублей. Более тысячи получателей этих средств федерального бюджета — объекты контрольных мероприятий, проводимых территориальным управлением в текущем году.

В 2005 году Территориальное управление Росфиннадзора в Новосибирской области проверило более 15 млрд рублей, что составляет 51% средств федерального бюджета, направленных в область. Было проведено 646 ревизий и проверок, в 35% проверяемых организаций выявлены нарушения в финансово-бюджетной сфере. Всего выявлено финансовых нарушений на сумму более 1,6 млрд рублей, что составляет 11% от проверенных средств.

По результатам рассмотрения административных дел о правонарушениях за нецелевое использование средств федерального бюджета на сумму 8123 тысячи рублей в 2004 году мной, как руководителем территориального управления, наложены штрафы на должностных лиц и организации в размере 166 тысяч рублей. По материалам выявленных финансовых нарушений (в размере 3920 тысяч рублей), переданным в правоохранительные органы, возбуждено 4 уголовных дела.

В заключение хочу пожелать всем сотрудникам контрольных финансовых органов здоровья, оптимизма и успехов в столь непростом, но важном государственном деле — обеспечения финансовой дисциплины, строгого выполнения бюджетного законодательства.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: