Новосибирск 10.7 °C

Почём браконьеру обходится рыбка?

22.08.2006 00:00:00



Всё это пришлось мне испытать в рейде по Оби и Обскому морю вместе с Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС) МЧС РФ по Новосибирской области, линейным отделом внутренних дел (ЛОВД) на водном транспорте, а также специалистами по фитосанитарному надзору. Целью рейда было выявление браконьеров и незарегистрированного водного транспорта.

Пока нас трясёт на волнах, в которые врезается катер, Юрий Викторович Кругликов, старший инспектор группы обеспечения охраны общественного порядка и безопасности милиции общественной безопасности линейного отдела внутренних дел в порту Новосибирск, а проще — водной милиции, рассказывает, чем же они занимаются. Функции у водной милиции схожи с милицией сухопутной и ГИБДД: регистрация, техосмотр транспортного средства, контроль за соблюдением правил движения на воде, чтобы водитель не находился в нетрезвом состоянии, имел при себе разрешение на управление, чтобы на водном средстве имелись спасательные жилеты и т. д. Кроме того, они следят, чтобы никто не вздумал на волнах заправлять ту же моторную лодку: бензин в реку прольётся — беда! Ну и, конечно, хулиганы и пьяницы — тоже объекты для работников водной милиции. В общем, отдыхать некогда. И ладно бы штат инспекции был полностью укомплектован — так ведь людей катастрофически не хватает. А ещё не хватает финансирования, запчастей и самой техники: почти все катера давно выработали свой ресурс, вместо «отпущенных» семи лет «Амуры» бегают по двенадцать, а некоторые уже отметили своё «совершеннолетие». Ещё одна проблема — со скоростью. Катера милиции уступают в ней водным мотоциклам, на которых скрываются нарушители. Поэтому стражам порядка приходится вычислять место стоянки мотоцикла и устраивать там засаду: через час-два бензин в баках закончится — тут-то и повяжут правонарушителя тёпленьким. Другое дело, что у ГИМСа, с которым водная милиция тесно сотрудничает, нет охраняемой стоянки, где можно было бы хранить изъятые мотоциклы. С моторкой всё просто: снял самое ценное — навесной мотор, привязал лодку — никто на неё не позарится. А мотоцикл стоит дорого и разобрать его на «более» и «менее» ценные части невозможно. Вот так и работают: и рады бы всех нарушителей прижучить, да возможности нет.

А на мой вопрос, какие судна должны быть зарегистрированы, старший госинспектор Новосибирской группы технического надзора ГИМСа Андрей Бушуев ответил, что такая процедура необходима, если у судна (независимо от его размеров и грузоподъёмности) есть мотор или грузоподъёмность достигает 100 килограммов у гребных лодок, у надувных — 225, а у байдарок — 150 килограммов.

В хорошую погоду на Оби много отдыхающих, можно даже сказать, что в ясные дни на реке оживлённое движение, причём многие передвигаются на судах собственного изготовления, заверил меня Андрей Леонидович. «Сперва необходимо нарисовать проект, согласовать чертежи с нашей инспекцией и уже тогда приступать к постройке, — объясняет он же на тот случай, если я вдруг решу заняться кораблестроением. — Каждую неделю к нам приходят, чтобы зарегистрировать самодельное судно. Причём проекты встречаются от традиционных до вычурных, какие и представить сложно. Бывает, конечно, занимаются модернизацией заводской модели — в этом случае тоже идут для регистрации к нам».

Не доходя до шлюзов, в нижнем подходном канале, у маяка, мы ждём теплоход и уже на нём выходим через шлюзы в Обское море. Причём капитан даже разрешает мне — в качестве исключения — взобраться на рубку и посмотреть на открывшийся простор в огромный бинокль.

Снова пересаживаемся на катер — единственный в Новосибирской области современный «Меркурий 115», подарок от министра МЧС Сергея Шойгу лучшему госинспектору России в 2005 году Владимиру Бойко, и бороздим водную стихию, высматривая суда и браконьеров. Но никого, кроме мокнущих под дождём рыбаков на берегу, мы не встречаем. Спустя пару часов инспектора дружно решают, что сегодня «ловить нечего», и мы направляемся к берегу, договорившись, что завтра я вновь присоединяюсь к рейду — буду ходить по морям, по волнам с ГИМСом до окончания проверок вечером воскресенья.

На другое утро, как только мы с Владимиром Алексеевичем — хозяином новенького «Меркурия» — поднялись на борт теплохода, нас обрадовали: пойман браконьер! Причём его уже задерживали ровно год назад — день в день — на том же самом месте. Как и в прошлый раз, злоумышленник флегматично попросил дать вытянуть сети и безо всякого сопротивления позволил патрулю доставить его на теплоход МЧС, где выяснились подробности его злодеяния. Помимо того, что Роман (так зовут нашего антигероя) использовал ставную сеть — запрещённое орудие лова, номер двигателя его лодки не соответствует указанному в документах и в самой лодке нет спасательных жилетов. Вернее, с точки зрения Романа, они есть, но только зелёного цвета вместо полагающегося ярко-оранжевого, а для инспекции что такие жилеты имеются, что их нет — на воде зелёный не виден!

Тут же закипает работа: одни садятся заполнять бумаги по делу браконьера, другие принимаются высвобождать рыбу из цепкой хватки сетей да подсчитывать, сколько голов поймано и какого вида. В итоге оказывается, что незадачливый браконьер влетел на круглую сумму: за каждого судака взимается штраф в 250 рублей, а их поймано 182, за леща берут по 25 рублей, но их в сети оказалось 326 особей. Плюс один окунь и три карася. Всего около 100 — 120 килограммов и штраф более 50 000 рублей.

Браконьер, кроме как флегматичным, оказывается ещё и наглым: под шумок затарился пивом в магазине на берегу Бердска и теперь его попивает прямо во время допроса. Несколько раз порывается закурить, но этого ему не позволяют: техника противопожарной безопасности.

Лодку и двигатель, разумеется, у хозяина изымают, после чего разъясняют процедуру получения их обратно: сперва надо уплатить штраф и зарегистрировать двигатель. После этого браконьер и его помощница, с которой его задержали, уходят.

И тут выясняется, что закончено и моё плавание: в Ордынское на борт прибудет дополнительная группа из пяти инспекторов — и спать мне будет абсолютно негде. Меня «списывают» на берег.

По окончании рейда узнаю, что погода к МЧС в выходные не очень благоволила: ещё в субботу разыгрался шторм, и катерам пришлось идти вдоль берега, где стихия была чуть спокойнее. В воскресенье погода была немногим лучше. Всего же за три дня рейда инспекторами было осмотрено 40 судов, на 10 из них составлены протоколы: несоответствие номеров двигателей номерам, указанным в документах, отсутствие спасательных жилетов и кругов… Браконьеров или незарегистрированных судов ГИМСу в оставшиеся полтора дня не попалось. Оно и понятно: браконьеры — тоже люди и любят теплую погоду, ненастье пережидают дома. Но вот выглянет солнышко — и уж тогда посмотрим, кто кого: стражи порядка или его нарушители. Я — за порядок, а вы?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: