Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Ответственность единая, но делимая

07.09.2006 00:00:00



Но это все (в наше время и, так сказать, не в деревне) существует на уровне декларативном. Пока официально, то есть ту ответственность, которая хоть как-то подкреплена законодательством, несут семья и школа. Но при этом и в том, и в другом социальном институте последнее время наблюдается, если можно так сказать, снижение активности в отношении воспитания ребенка.

Конечно, и тут я с вами соглашусь, это связано и с занятостью родителей, когда речь идет об упомянутом вами в лучшем случае делегировании воспитания секциям и тому подобному. Что касается школы, то тут тоже наблюдается некоторое редуцирование воспитания по сравнению с обучением. Такой процесс получился, потому что знания в чистом виде востребованы родителями, обществом, так что именно этим и занимается школа.

Сокращение родительского внимания по отношению к своим детям — проблема, конечно, застарелая, но от этого не менее острая. Простой пример. Ученица элитной гимназии неожиданно предложила учительнице в подарок свой сотовый телефон. На вопрос, зачем, мол, такие подарки, девочка сказала: «Я не хочу общаться с мамой по телефону. Я хочу разговаривать с ней живьем!»

Есть вполне официальная статистика, что родители свели общение с детьми до нескольких минут в день. А ведь это статистические, усредненные данные. Значит, кто-то не получает и этих нескольких минут. И тут ведь мы не затрагиваем проблему асоциальных семей — там вообще беда, тема для отдельного разговора.

Мое как психолога убеждение, что очень много связано не только с реальной занятостью родителей, а с тем, что, к сожалению, мы родителей никак не готовим быть родителями. И у них просто нет четких представлений о роли семьи, о тонких механизмах их влияния на ребенка. Чаще всего свою семейную воспитательую позицию взросые строят по двум схемам. Либо это происходит по аналогии, весьма смутной, со своей семьей («меня так воспитывали, и ничего — хороший человек получился»). Другой вариант наоборот — в оппозицию собственному детству: вот меня по кружкам да секциям таскали, мне это надоело, я буду своих детей по-другому воспитывать.

Поэтому мне кажется, что сейчас общество надо целенаправленно ориентировать: оно должно взять на себя ответственность, функцию подготовки семьянина, подготовки к семейной жизни. Необходимо восстановить ответственность за воспитание внутри семьи. Ведь на теоретическом уровне сейчас все довольно хорошо проработано. И то, что будет, если, например, до шести месяцев у ребенка с матерью не установится тесной психологической привязанности, и то, на что надо ориентироваться и в более старшем возрасте, и в подростковые годы. Одним словом, все это есть, все проработано наукой. Осталось только взяться.

Второе, что мне кажется самым главным — нужно отделить в сознании и тех, и других (семьи и школы) функции, кто за что отвечает в воспитании. Хотя разобраться, казалось бы, довольно просто. Семья отвечает за эмоциональное, нравственное воспитание. Вне семьи этих задач не решить никому! Что касается школы, то у нее функция прежде всего общественного воспитания. Здесь дело обстоит так же: вне общественного института — школы — воспитать ребенка социального, будущего гражданина невозможно.

Эти роли, на мой взгляд, до сих пор не разделены. Результат — все отвечают за все. Нужна конкретика. Причем такая, которая не может осуществляться отдельной школой, отдельной семьей.

Относительно веры в детскую самостоятельность могу сказать, что, конечно, воспитать ребенка, готового к жизни в наших быстро меняющихся условиях, без нее нельзя. Но самостоятельность не означает вседозволенность. Здесь опять возвращаемся к тому, что и в школе, и в семье должны понимать механизмы, как самостоятельность вырастает, как формируется способность совершать выбор, как это связано с ответственностью. Начиная с самих маленьких, самостоятельность должна быть, но в разумных пределах. Идти или не идти сегодня в детский сад — у него нет выбора. А вот какую игрушку с собой взять — пусть решает сам. Для каждого возраста должен быть свой уровень ответственности и самостоятельности. И взрослые должны это четко знать и понимать.

Пока этого понимания нет. Вот и становятся возможными крайности: либо вседозволенность, либо полностью подавленная личность. Так что без понимания, как растет и формируется личность, способная нести ответственность и делать выбор, сегодня просто нельзя.

Уважаемые читатели!
Безусловно, проблема, поднятая нами сегодня, насколько серьезная, настолько и многогранная. Мы приглашаем вас к разговору. Расскажите, много ли времени вы уделяете своему ребенку; что считаете необходимым учитывать, разделяя «полномочия» школы и семьи в воспитании ребенка;

одним словом – выскажите свое мнение по поводу темы нашего
сегодняшнего «Педсовета». Ждем ваших откликов как на почтовый адрес редакции с пометкой «На «Педсовет», так и по электронному адресу nikita@sovsibir.ru.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
26.08.2021 фото
Отец троих детей Владимир Шавров создал дома фабрику по производству солдатиков из пластика и наладил продажу игрушечных армий по интернету. Корреспондент VN.ru Наталья Нашталова поговорила с Владимиром и узнала, какие солдаты идут нарасхват, а какие пылятся на полках.

02.09.2021 Видео
Выпуск киножурнала «Сибирь на экране» выкупили и оцифровали выпускники новосибирской школы №12. «В 1980 году я пошел в 1 класс. И в этот день Западно-Сибирская студия кинохроники снимала репортаж для киножурнала «Сибирь на экране» №35 о моем классе», – рассказывает один из героев фильма.

31.08.2021 фото
Удивительные грибы обнаружены под Новосибирском в районе реки Бердь. Жительница Новосибирской области Светлана Чиркина поехала на рыбалку, но вместо рыбы нашла поляну с большими шаровидными грибами. Каждый — размером с футбольный мяч.