Новосибирск 0.5 °C

Школьный профиль

02.10.2006 00:00:00



И вот, проходя по знакомым коридорам, я вдруг поймал себя на мысли, что... не такие уж они и знакомые. За прошедшие годы в облике школы многое поменялось. Уже вряд ли получится посидеть за той самой партой, за которой сидел когда-то, — мебель везде успели обновить, как и оформление классов. Все изменилось. Это уже не совсем моя школа. Конечно, сейчас она стала лучше, краше...

Правда, учителя, кажется, нисколько не изменились за это время. Хотя это, конечно, не так. Сегодня 13-я школа является опорной в районе с точки зрения методической работы. В этом году она стала обладателем гранта на развитие инновационных технологий в образовании — того самого, в миллион рублей, предусмотренного нацпроектом «Образование». Об этом гранте и о программе, позволившей претендовать на него, и состоялся у нас разговор с директором школы Ларисой Александровной Ремениковой и завучем Светланой Васильевной Скидан.

— Итак, что представляет собой ваша инновационная программа?

— Если в двух словах — то профильное обучение. А точнее — профильную подготовку на третьей ступени среднего образования, то есть в 10 — 11-х классах.

— То, что раньше называлось классами с физико-математическим или гуманитарным уклоном?

— Не совсем. «Уклоны» предполагали углубленное изучение тех или иных предметов. У нас углубленного изучения как такового нет, хотя, конечно, профильным предметам уделяется больше внимания. Для нас в первую очередь важно определить, к какому направлению тот или иной ребенок больше тянется, и развивать именно его. Для этого у нас в 9-х классах предусмотрена целая система предпрофильной подготовки. Стараемся заинтересовать ребят тем или иным предметом, проводим анкетирование с целью выяснения предпочтений, организуем факультативы, элективные курсы. В итоге к десятому классу большинство учеников определяется с профилем. Или исходя из выбора будущей профессии, или, если с профессией еще не решили, — по принципу что больше нравится. Профиля у нас сейчас два — социально-экономический и информационно-технологический. Плюс «универсальный», непрофильный, класс.

— Итак, в этом разделении и есть основной принцип той программы, с которой школа вышла на соискание гранта...

— В общем, да. Программа, конечно, возникла не с нуля, и в этом смысле нам, наверное, было легче, чем некоторым другим школам. Мы, по сути, просто обобщили и систематизировали те наработки, что у нас были в последние годы. Некоторые элементы программы используются у нас в школе уже десять лет. Конечно, раньше это называлось иначе — не профильные классы, а классы довузовской подготовки. В них ребята учились, ориентируясь на поступление в конкретный институт, дополнительно занимались по нужным для поступления предметам. У нас было налажено взаимодействие с вузами — Сибирской государственной геодезической академией, академией водного транспорта.

— Сейчас эти отношения сохранились?

— Сохранились, конечно. В общем-то, и сейчас ребята, выбирая тот или иной профиль, ориентируются на то, в какой вуз будут поступать. Если в технический — значит, лучше выбрать информационно-технологический профиль, где больше внимания уделяется математике, информатике. Если собираются стать юристами или экономистами — то идут по второму профилю, где больше дается экономики (экономика, кстати, сейчас у нас идет с 7-го класса), истории, обществоведения. Сейчас вот собираемся ввести курс права. Что же касается вузов… Раньше они, конечно, были более активны. Например, факультативы по математике велись у нас преподавателями вузов. А сейчас у институтов недостатка в абитуриентах не наблюдается, так что... Хотя, конечно, связи мы не теряем.

— И, насколько я понимаю, это помогает ребятам успешно поступать в высшие учебные заведения...

— Конечно. Анкетирование показывает, что процентов восемьдесят учащихся собирается после школы поступать в вуз. И школа должна подготовить их к этому. В этом и заключается основная задача профильного обучения. Довольствоваться единообразными образовательными программами мы уже не можем. Есть ведь такое понятие, как социальный заказ образования. То есть школа должна прислушиваться к мнению учеников, их родителей, должна индивидуально подходить к подготовке каждого ученика, к его развитию. Вообще, конечно, разработанная нами программа включает в себя не только систему профильной подготовки как таковую. Это комплекс нововведений, в том числе организационных, воспитательных...

— Например?

— Например, сейчас мы составляем так называемое «Портфолио ученика», в котором собираются все его достижения — дипломы, грамоты, сертификаты. Наши ребята ведь участвуют во многих районных и областных конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях. И вот у каждого теперь этакая копилка трофеев. Детям это интересно, появляется определенный стимул к новым достижениям. В самом процессе образования много нововведений. Активно используем инновационные методы — личностно-ориентированную, проектную методики, проведение занятий в форме дебатов. Возможности компьютерного класса широко используем.

— Наверное, за счет гранта планируете закупить и новые компьютеры?

— Да нет, компьютерный класс у нас укомплектован полностью, даже с запасом. А за счет гранта планируем в первую очередь укомплектовать по последнему слову кабинеты физики, химии, расширить библиотечный фонд.

В течение всей беседы я мимоходом листал объемистое, с многочисленными приложениями, описание программы. Действительно, работа проведена немалая — начиная с анализа мнения учащихся и родителей и заканчивая написанием отдельными преподавателями авторских программ элективных курсов (6 программ по математике, 4 — по русскому языку, 4 — по физике, по 2 — по химии, биологии, информатике). Полученный грант уже тоже постатейно расписан. Остается только ждать самих денег — финансирование должно прийти до конца года.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: