и было организовано и успешно проведено благодаря совместной деятельности депутатов городского Совета, деятелей культуры и искусства, «Похоронного дома ИМИ» и Новосибирской епархии Русской православной церкви.
Огромное количество новосибирцев и гостей города собралось на панихиде, чтобы отдать дань памяти талантливой актрисе, трагически ушедшей из жизни еще в 1970 году. Приехали ближайшие родственники актрисы: муж — известный кинорежиссер Евгений Ташков, и сын Андрей Ташков с супругой Еленой Кореневой. Присутствовали также актеры города, публично выразившие глубокую признательность организаторам программы «Белый тополь», называя ее проявлением трогательной заботы о памяти актеров-земляков. На возведение памятника Савиновой пришли не только те, кто снимал ее в кино, а также те люди, кто просто знал и любил ее и кому дорога память о ней. В этом году актрисе исполнилось бы 80 лет…
«Сам Господь помогает…»
Яркий солнечный день, на удивление теплый для поздней осени в Сибири. «Сам Господь помогает», — вполголоса говорят присутствующие... Ласкающий слух мелодичный колокольный звон… Множество людей ровным полукругом становятся у дверей храма «Утоли моя печали» (позднее в интервью супруг актрисы Евгений Ташков удивленно сказал, что не ожидал, что придет так много людей). Никто не осмеливается нарушить торжественно звенящей тишины, предшествующей церковной заупокойной панихиде в честь рабы Божьей Екатерины... И вот выносят огромный портрет актрисы, обрамленный в роскошную раму, устанавливают его рядом с гробом. Залитый ярким солнечным светом, он притягивает взоры людей: толпа завороженно ахает: «Красавица!.. Как живая!..» И начинается таинство церковного песнопения и молитв, погружающих в далекое прошлое…
Артисты из народа
После этого возле нового места погребения актрисы состоялась гражданская панихида, на которой звучало множество слов благодарности в адрес как Екатерины Савиновой, так и других актеров-земляков, которые родились в Сибири, прожили красивую и яркую жизнь, и некоторые их них нашли здесь свое последнее пристанище. Виталий Васильевич Гоннов, председатель Западно-Сибирской организации союза кинематографистов, напомнил присутствующим, насколько наш родной край богат актерами-самородками. Так, Зоя Федоровна Булгакова, которая «прямо из народа» шагнула на сцену нашего ТЮЗа и блистала на нем много лет. Колыванский парень Василий Макаров чуть ли не босиком пришел в Новосибирск и стал блестящим актером ТЮЗа, а позднее и МХАТа, и потом снимался в кино. Евгений Матвеев практически из армейского строя пришел в «Красный факел», став впоследствии известным актером и кинорежиссером.
Искреннюю благодарность выражали коллеги, друзья и родственники Савиновой инициатору программы «Белый тополь» Сергею Валентиновичу Бондаренко, депутату горсовета, который организовал материальную часть перезахоронения. По словам сына актрисы артиста театра и кино Андрея Евгеньевича Ташкова, Сергей отдавал огромное количество времени, энергии и доброты для того, чтобы это событие состоялось. Благодарил Андрей и Новосибирскую епархию, в частности, архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, благодаря благословению которого стало возможным открытие мемориала.
Мы обратились к Сергею Бондаренко с вопросом: как зародилась сама идея перезахоронения актрисы и как она в дальнейшем реализовывалась?
— Около года назад на очередной сессии горсовета речь шла о порядке содержания почетных захоронений. Тогда-то и вспомнили про Екатерину Савинову, похороненную 35 лет назад на Клещихинском кладбище, в низком месте, где земля уже просела. Первым об этом упомянул Валерий Васильевич Науменко, я же просто поддержал и способствовал реализации его идеи. Путь был сложным: многочисленные процедуры — согласование с властями и различными службами, получение официальных разрешений.
Бондаренко отметил, что значительную часть расходов взял на себя «Похоронный дом ИМИ» — он же и главный создатель, главный идеолог, сподвижник этого проекта и дальнейших планируемых (если программа будет продолжена). Часть средств была выделена из городского бюджета.
На вопрос о значении для Новосибирска этого события Сергей Валентинович ответил: «Для города появление мемориала носит скорее обучающий характер. Если мы щедры в своем сердце и если мы думаем о том, как воспитывать будущее поколение, мы должны показывать им позитивные примеры заботы, любви, доброты. Мы должны им не дать забыть свои корни, поскольку не так много артистов из народа, вышедших «из глубинки» и покоривших сердца людей. Соответственно, мало мест погребения, которые служили бы примером увековечения их памяти. В Москве и Санкт-Петербурге этот вопрос достаточно хорошо отрегулирован, и мы должны показать достойный пример. Открытие мемориала Савиновой — первый шаг, и, на мой взгляд, достаточно успешный — посмотрите, сколько людей пришло! Это мы сделали для города, и в первую очередь — для будущего поколения, чтобы они не забывали людей, создававших отечественную культуру. И, конечно, для родных, которым тяжелее всего, так как содержать в порядке место захоронения, находясь на значительном расстоянии, весьма непросто».
Так, множество достойных людей объединились ради благого дела, как бы открыв тем самым первую страницу Книги памяти творческих людей, внесших неоценимый вклад в нашу национальную культуру.
Она была светлым человеком
Творческая судьба Екатерины Савиновой была столь же яркой и необычной, как и ее многогранная личность и неповторимый актерский темперамент. Сыграла не так уж и много ролей, но дарование ее было настолько ярким, самобытным и необычным, что ее запомнили сотни тысяч зрителей. Ей очень много было дано от природы, но еще большего она добилась своим трудом и несгибаемой волей. Человек с открытой душой, с настоящим русским характером, который она воплощала на экране и на сцене театра.
По словам ее мужа кинорежиссера Евгения Ташкова, она порой настолько вживалась в роль, что со стороны казалось, что играть другую она была просто неспособна. Но это было глубоким заблуждением.
Когда в Театр киноактера пришел Алексей Денисович Дикий и стал репетировать пьесу «Бедность не порок», он поручил Кате роль властной старухи. Несмотря на то, что это был довольно маленький эпизод, она сыграла так, что Алексей Денисович пришел в Малый театр и сказал: «Ребята, я вам советую посмотреть первую гостью. Это явление!» Катя была невысокого роста, но в этой роли непостижимым образом становилась громадной. Есть такое выражение — «большой человек», подразумевающее не внешние данные, а огромный энергетический потенциал. Кто-то из великих людей сказал: «Есть люди, которые, как огромные деревья, — дают воздух всему человечеству». Судя по всему, именно таким человеком и была Екатерина Савинова.
Играла не всегда большие и главные роли, но всегда — очень яркие и запоминающиеся. Пример тому — кинофильм «Приходите завтра», благодаря которому ее запомнили и полюбили миллионы зрителей. Фрося Бурлакова — ее единственная большая роль в кино.
Судьба картины, как, впрочем, и исполнительницы главной роли в ней, была извилистой. В 1963 году в «Советском кино» Эраст Гарин писал, работа над фильмом «Приходите завтра» на Одесской киностудии проходила «под скептическими и не слишком доброжелательными взглядами»… Это подтвердил режиссер, рассказав о том, что когда было отснята треть картины, приехали чиновники из Москвы и вынесли вердикт: «Картину немедленно закрыть! Большего безобразия и бездарности мы еще не видели!» Тогда Ташков сделал почти невозможное, убедив их в обратном и в конце концов добившись разрешения на продолжение съемок.
Но были и забавные моменты. Когда, несмотря на долгие мытарства, картина все-таки вышла в прокат, люди звонили в кинотеатры и спрашивали: «Какой сегодня фильм?» А им отвечали: «Приходите завтра». Они вновь: «Ну, а сегодня-то какой?»
В общем, были и грустные, и радостные моменты, как в самой жизни. Наивная и смешная, зато веселая, искренняя и открытая, Фрося Бурлакова покорила сердца не одного поколения зрителей, показав им — если есть цель и мечта, нужно к ней обязательно стремиться и не сдаваться, не пасовать перед трудностями и препятствиями.
В сценическом образе Фроси Екатерина выразила саму себя — девушку из глубинки, приехавшую в столицу поступать «на актрису». Это подтвердил Е. Ташков, сказав, что создавал сценарий, используя их с женой личные биографии.
Природа наделила Савинову замечательным голосом — в три с половиной октавы. Ей предлагали петь в Большом театре, но она отказалась. Кто знает, как сложилась бы ее судьба, прими она это предложение... На вопрос «Почему, имея природные данные, Екатерина не стала певицей?» Ташков ответил подробно и с душой:
— У Кати был замечательный голос, это правда. Поначалу она занималась вокалом с репетиторами, а через некоторое время после окончания ВГИКа поступила в Институт имени Гнесиных, где уже на четвертом курсе исполняла арии из классических опер! Когда учеба в Гнесинском институте подходила к концу, ей сделали два очень заманчивых предложения. Одно — в Большой театр, другое — на эстраду, где ей давали оркестр. Но она не приняла ни того, ни другого!..
Говорю: «Катенька, подумай!» А она мне: «Сегодня мы с Александрой Дмитриевной (Кильчевской) два с половиной часа занимались. И голос так хорошо звучал!» Вот так! При чем тут Большой театр? К чему оркестр? Катя получала удовольствие от самого процесса репетиций. Ей не нужен был результат и не нужна была известность ради известности. Катя была естественной и открытой, и эти ее черты проявлялись как в творчестве, так и в общении с окружающими. Порой она настолько открывалась душой, что к ней тянулось множество людей. В ее внутреннем мире не было «заборчиков», сквозь которые нельзя было бы проникнуть. Когда Райкин (!) узнал, что в концерте в Политехническом музее будет участвовать Катя, он попросил, чтобы его выступление поставили раньше, сказав ставшую крылатой фразу: «После Кати натянутые маски, извините, не проходят…»
На вопрос «Каким она была человеком?» Ташков ответил коротко:
— Она была СВЕТЛЫМ человеком! Однажды мы идем с ней мимо какого-то музея. Я говорю: «Катя, пошли зайдем!» А она: «Зачем мне смотреть чужую жизнь — ведь у меня есть своя!» Она и жила так, что ее собственная жизнь была, как музей…
На съемках в Крыму Савинова выпила парного молока и заразилась бруцеллезом. Болела около 9 лет, продолжая при этом работать. Больная снималась и в «Приходите завтра».
Жизнь ее трагически оборвалась в Новосибирске, куда она приезжала навестить старшую сестру. Оборвалась до обидного рано — актрисе было всего 44 года.
Людская молва создала вокруг кончины актрисы множество сплетен и слухов, повторять которые видится недостойным. Ведь истинную правду можно узнать только от самого человека. На мой взгляд, было бы негуманно задавать сегодня подобные вопросы так рано овдовевшему Евгению Ташкову — человеку уже преклонного возраста, приехавшему в Новосибирск, чтобы фактически во второй раз похоронить любимую жену.
Созвучной моему мнению оказалась позиция сына Савиновой — Андрея Ташкова, вежливо, но твердо ответившего телерепортерам: «Это вещи сугубо личные и обнародованию не подлежат!»
И мне подумалось: важно не то, как человек умер, а как он ЖИЛ! И что после себя оставил, уйдя в мир иной. Говорят, что память — это тот рай, из которого человека не может изгнать даже Бог… Екатерина Савинова оставила о себе светлую память. Она не умела жить вполсилы, а горела ярко и проникновенно, продуцируя на сцене творческий огонь невероятной силы, показывая зрителям пример почти безграничной преданности и искренней любви к делу, которым занималась. Не это ли есть истинное бессмертие, не зависящее от продолжительности жизни физической?..
Истинный памятник ей — роли в кино и любовь благодарных зрителей, пришедших сегодня во второй раз осветлить путь ее душе спустя 36 лет после кончины, фактически подарив ей вторую жизнь — в виде бессмертной памяти. На церемонии сын Андрей сказал: «Пусть наша любовь поможет ей в иной жизни, в ином плане приблизиться к Божественной любви…»
Человек жив, пока о нем помнят. Сегодняшнее событие показало, что Савинову не только помнят, но и любят.
Память как вторая жизнь…
09.11.2006 00:00:00