Новосибирск 6.6 °C

Самый бесплатный общественный транспорт —

13.12.2006 00:00:00



Попробуй спуститься с верхотуры «на своих двоих», если ноги за долгую жизнь изрядно устали!

...«Срок жизни» лифтов намного короче срока жизни человеческой. По нормативам, служить он должен 25 лет. Вообще с этим трудягой не очень-то церемонятся. В лифт втискивают (если получится) купленную мебель, стройматериалы, радиаторы отопления, царапая и ломая его обшивку. Мне так бывает жаль линолеум и стены кабины! Всегда думаю: нельзя ли перевозить те же стройматериалы аккуратнее? Но, окинув взглядом исписанные нецензурщиной стены бедной кабинки, понимаю: нет, не «созрел» еще народ, не уважает ни себя, ни окружающих. Жаль, неизвестно доподлинно, как древние египтяне относились к лифтам...

Зато точно известно, что первое упоминание о подъемном механизме относится к 2600 году до н. э.: египтяне использовали их в строительстве пирамид. Некоторые из этих устройств поднимали каменные блоки весом около 91 килограмма на высоту 150 метров. Самый древний лифт археологи откопали в римском городе Геркулануме, который погиб во время извержения Везувия одновременно с Помпеями. Находка представляла собой остатки агрегата, предназначенного для подъема кулинарных блюд из кухни в столовую. Приблизительно с 80 года до н. э. с помощью простейших лифтов на арену Колизея в Риме поднимали гладиаторов и диких животных.

В средние века лифты стали использоваться для перевозки людей и грузов на верхние этажи зданий. Это были весьма дорогие приспособления. Поэтому их могли себе позволить только монархи, дворяне и церковнослужители. Так, в 1203 году в аббатстве на французском побережье был установлен лифт, приводимый в движение... ослами.

Считается, что первый лифт (в современном понимании) был установлен во дворце французского короля Людовика ХV в Версале. Громоздкая конструкция, которую оживляли уже не ослы, а слуги, предназначалась для того, чтобы тридцатитрёхлетний король мог подниматься в апартаменты своей любовницы, жившей этажом выше.

Имена изобретателей первых лифтов канули в Лету. Может, потому, что эти мастера были бессребрениками и не ставили целью обогатиться за счёт своего изобретения?

Первые попытки заработать на технологии подъема грузов предпринял один из владельцев американских угольных шахт. В 1800 году этот американец изобрел первый паровой лифт, работающий без использования мускульной силы человека или животного. Такой прорыв в лифтостроении он совершил с корыстной целью: ускорить процесс подъема каменного угля из своей шахты. 35 лет спустя паровой лифт был задействован при перевозке грузов на одной из фабрик Англии.

В России подобие лифтов появилось при Петре I. Неизвестный умелец установил в Петергофе обеденный стол, курсирующий между первым и вторым этажами.

Сегодня наше лифтовое хозяйство пребывает в невесёлом состоянии. И это проблема общероссийская. Начиная с 1970 года в стране монтировалось много лифтов. И сейчас одновременно истек срок их эксплуатации (двадцать пять лет уже прошли). А что делать с отслужившими свой срок лифтами? Будут их модернизировать? И что такое модернизация лифта? Можно ли ее считать решением проблемы? Каждый город решает ее в зависимости от своих финансовых возможностей. А как Новосибирск?

В декабре 2004 года было опубликовано решение городского Совета № 500 «О программе замены и модернизации лифтов муниципального жилищного фонда в городе Новосибирске на 2005 — 2014 гг.», подписанное Владимиром Городецким.

Выполняя решение, произвели экспертное обследование технического состояния лифтового оборудования. Часть лифтов муниципального жилого фонда уже заменили. Но на сегодня число замененных составляет лишь 0,02%. На замену остальных лифтов, честно отработавших эксплуатационный срок, не хватает денег.

К 2004 году, когда решение о программе замены лифтов было опубликовано, в муниципальном жилищном фонде числилось 1558 лифтов, отработавших нормативные сроки эксплуатации. В 2005 году их стало уже 1774... И ещё статистика: 27% (1588 штук) лифтов муниципального жилфонда выработали предельный срок эксплуатации (34 года и более).

После того, как эксперты вынесли свои вердикты, были разработаны «Способы решения задач по замене и модернизации лифтов», а также «Сроки и этапы ее реализации».

Бесплатный (для нас) «общественный транспорт», терпеливо ждущий пассажиров-жильцов в подъезде, на самом деле отнюдь недёшев. Чтобы заменить один лифт, нужно 650 тыс. рублей (400 тыс. руб. — стоимость лифта + 250 тыс. руб. — стоимость работ по замене) без учета инфляции. А на модернизацию потребуется 550 тыс. руб. (340 тыс. руб. — стоимость лифта + 210 тыс. руб. — стоимость работ по модернизации) без учета инфляции.

Общий объем финансирования «лифтовой проблемы» — 3037,0 млн рублей. Сообразно срокам решения задачи каждый год планируется менять и модернизировать 378 лифтов. И если всё пойдёт по плану, то к концу 2014 года более 70% лифтов муниципального жилфонда можно будет считать беспроблемными. Управление программой осуществляет департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города.

Но это — в будущем. А что сейчас? По информации пресс-центра мэрии, с начала 2006 года в новосибирских многоэтажках установлено и отремонтировано 85 лифтов, 64 из которых сданы в эксплуатацию.

Существует даже календарный план замены и модернизации лифтов в жилых домах города. Так, больше всего повезло жителям Заельцовского и Центрального районов — здесь будет установлено 12 и 11 новых лифтов, соответственно. А самый глобальный ремонт ждёт лифты Ленинского (75) и Кировского (52) районов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: