Новосибирск 0.5 °C

Крещение Господне

19.01.2007 00:00:00



Но исторически около тридцати лет разделяют эти два события в жизни Иисуса Христа; между ними проходят и многие другие — радостные или печальные. Наиболее известное из них — избиение 14 тысяч младенцев вифлеемских, когда царь Ирод, узнав от волхвов о рождении нового Царя, решил убить его, чтобы не лишиться царства. Около года потратив на поиски Младенца, решил поступить просто: истребить всех младенцев от 2-х лет и младше в окрестностях Вифлеема, где, по пророчествам, должен был родиться Христос. Заодно были убиты и те мудрые мужи иудейские, что знали о предсказаниях. В их числе отец Иоанна Крестителя — за то, что не хотел отдать его, маленького, на избиение. Однако сохранил обоих младенцев Господь: Младенца Иисуса и Матерь Его Иосиф увез в Египет, а младенец Иоанн вырос в пустыне, питаясь медом и акридами.

По смерти Ирода было откровение праведному Иосифу, и он вернулся вместе с семьей в Израиль, в город Назарет. До тридцати лет жил в этом городе Сын Божий. «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем». Нигде не сохранилось подтверждения тому, что Он будто бы ходил в эти годы по разным странам, изучая другие религии и выбирая из них лучшее, составляя христианское учение.

И вот исполнилось 30 лет Иисусу Христу. Этот возраст считался совершенным для мужчины в Израиле. «В те дни приходит Иоанн Креститель в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои».

Зачем нужно было креститься безгрешному Сыну Божию? «Иоанн удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тысячи людей погружались в Иордан (а слово «крещение» означает в первоисточнике именно «погружение»), и воды Иордана как бы омывали грехи человеческие, растворяя их в себе. Безгрешный Сын Божий вошел в эти омертвевшие воды и взял на Себя бремя наших грехов, разделил с нами всю тяжесть и скорбь нашей жизни. По образному сравнению, Он вошел как бы в белоснежной одежде, а вышел в кроваво-красной от грехов, и это было предвестием Его смерти за наши грехи, для нашего искупления. Именно в этот момент Он приобрел саму возможность умереть — ведь, как безгрешный Сын Божий, Он был неподвластен смерти.

Вот какой ценой освятились, очистились воды Иорданские.

Тридцать лет прожил Сын Божий среди народа израильского как Сын Человеческий. Все знали эту простую бедную семью. Кто, кроме Девы Марии и Его мнимого отца, знал о Его необыкновенном, небесном происхождении? О Его необыкновенной миссии как Спасителя Мира? Как мог выйти Он к людям и рассказывать о тайнах Царства Божия и предназначении человека для вечной жизни, кто поверит Ему? И вот, в момент крещения, Он был представлен народу как Сын Божий. Сотни людей ждали рядом своей очереди креститься. Они стали свидетелями и, возвращаясь в свои города, далеко разносили эту весть. Потому праздник Крещения в Церкви называют и Богоявлением — Сын Человеческий Иисус Христос был явлен народу как Сын Божий.

Для нас крещение несет таинственный смысл рождения в вечную жизнь. Но нельзя полагать, что крещением мы автоматически спасаемся, что можно больше не беспокоиться о душе. Нужна, конечно, праведная жизнь. После крещения начинается рост и возмужание личности в преодолении многих опасностей.

18 января — Крещенский сочельник, когда строгим однодневным постом мы готовимся в духовной радости встретить этот таинственный миг: по преданию, в полночь освящаются все воды на земле. Принято в Православии крещенской водой окропить все углы своего жилища. Если ее выпить «натощак» в день Крещения, после молитвы — это будет равносильно причащению. Вода, освященная в праздник Богоявления, считается святыней: ее хранят на протяжении всего года, окропляют ей различные предметы, принимают в случае болезни.

У западных христиан в значении праздника Богоявления на первый план выступает воспоминание о явлении звезды восточным волхвам (или царям) после рождения Христа как о предвестии прихода Мессии, данном язычникам. Поэтому праздник Богоявления получил также название Праздника волхвов, или Праздника царей, и связывается с поклонением младенцу Иисусу трех волхвов (или трех царей) — Каспара, Мельхиора и Валтасара.

У большинства народов Европы дата празднования Богоявления совпадала с окончанием языческого праздника зимнего солнцестояния, связанного с культом природы (Святок — у славян). Поэтому многие дохристианские (святочные) обычаи — народные игрища, гадания, предсказания — сохранились и до сих пор в бытовой обрядности праздника. Например, хозяева после богослужения старались прийти домой самыми первыми. Считалось, что и урожай в этом случае они соберут первыми. Сено, на котором во время Коляд стояла кутья, постепенно отдавали домашним животным как средство от болезней и от дурного влияния ведьм.

По погоде, которая стояла на Крещение, люди пытались определить, каково будет лето: если в этот день шел снег, то лето предсказывалось теплым и урожайным. Если же Крещение выдалось ясным, то лето, наоборот, грозило неурожаем. Теплый день — к хлебному году, метель — к хорошему роению пчел.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: