Новосибирск 4.6 °C

Прощание с Маэстро

30.01.2007 00:00:00



Его портрет на фасаде — с открытой улыбкой и приветливым взглядом — в траурном обрамлении. И в это не хотелось верить! Поэтому так пристально вглядывались пришедшие в этот зимний метельный день в театр в фотографии великого музыканта. Запечатленные мгновения разных лет жизни Маэстро составили обширную мемориальную выставку в фойе перед большим залом.

Невозможно было оторвать взгляда и от тех фотопортретов, что проецировались на экране в глубине сцены. Вот он совсем молодой, черноволосый, не просто склонился, но буквально погрузился в партитуру: он слышит великую музыку и скоро, благодаря ему, эту музыку услышим мы... Вот он величествен и одновременно азартен, как полководец перед решающей битвой — перед концертом... А вот по просьбе фотографа, остановившись на минуту в филармоническом коридоре, просто глянул в объектив... Но большинство кадров — это драгоценные моменты репетиций: Арнольд Михайлович наедине с оркестром...

И в эти печальные часы Маэстро, несмотря на большое стечение народа, на сменявшийся каждые пять минут траурный караул у гроба, установленного на главной сцене Большого театра Сибири, в определенном смысле тоже был наедине и в последний раз вместе со своим оркестром. Музыканты играли ему и в память о нем прямо здесь, на сцене. Можно только догадываться, насколько тяжел был для них этот прощальный концерт. Звучала их «общая» музыка, обретшая на репетициях с Маэстро ту проникновенность и красоту, которым славен во всем мире Новосибирский симфонический оркестр: увертюра к «Пиковой даме», Адажио Альбинони, вместе с камерным хором — моцартовский Реквием... Сменялись дирижеры — коллеги и ученики — Арнольд Михайлович воспитал их целую плеяду...

Но самая прекрасная музыка не могла до конца выразить горечь нашей общей утраты, она лишь помогала облечь чувство скорби в достойное великого дирижера русло. Горожане шли и шли нескончаемой вереницей, останавливаясь перед гробом, кто с рыданием, кто с глубоким поклоном, кто в поистине сиротском оцепенении — это очень трудно осознать: мы не увидим больше живого Каца!

...В траурном карауле — губернатор Новосибирской области Виктор Александрович Толоконский, его супруга Наталья Петровна Толоконская, председатель областного Совета депутатов Алексей Акимович Беспаликов, мэр Новосибирска Владимир Филиппович Городецкий, председатель городского Совета Надежда Николаевна Болтенко. Гражданскую панихиду открывает руководитель областного департамента культуры Валерий Аркадьевич Бродский.

— Сегодня отечественная культура переживает глубочайший траур, — говорит он, — мы прощаемся с лауреатом Государственной премии, народным артистом Советского Союза, художественным руководителем и главным дирижером академического симфонического оркестра Арнольдом Михайловичем Кацем.

Бродский напоминает основные вехи жизни и деятельности музыканта: учеба в Московской и Ленинградской консерваториях, в 40-е — Великая Отечественная война, пройденная в составе инженерно-саперной бригады, и главная дата — в 1956 году Арнольд Михайлович возглавляет филармонический симфонический оркестр, «ставший под его руководством одним из лучших симфонических оркестров мира».

— Кончина Арнольда Михайловича — это безмерная потеря для симфонического оркестра, для всех нас, — заключает Бродский и приглашает к микрофону «человека, к которому Арнольд Михайлович питал чувство истинной симпатии и глубокого уважения за понимание значимости оркестра, практическую помощь и постоянную поддержку в решении каких-либо возникавших проблем», — губернатора Новосибирской области Виктора Александровича Толоконского.

Виктор Александрович взволнован, в его голосе — скорбь. Он обращается к вдове Маэстро, его дочери и внучкам, к землякам, заполнившим в этот траурный час партер и ярусы оперного театра:
— Сильвия Натановна, Вика, девочки, дорогие друзья, коллеги, новосибирцы... Сегодня мы прощаемся с выдающимся дирижером, талантливым художником, великим гражданином России — Арнольдом Михайловичем Кацем. Думаю, многие из нас могут радоваться и гордиться, что такой человек жил и творил рядом с нами, а многие могут считать себя его учениками. У музыкантов, учеников, коллег много личных воспоминаний об Арнольде Михайловиче — у каждого свои, но все мы почитатели его таланта. Благодарные новосибирцы хорошо понимают, что значил для нашего города Арнольд Михайлович Кац своей музыкой, своей ответственностью, своей любовью к этой земле и своей особой верностью Новосибирску... Я думаю, в сердце многих из вас сейчас не только чувство невосполнимой потери, но и чувство ушедшего времени, ушедшего какого-то тепла и света. Арнольд Михайлович любил жизнь, а вся она была наполнена у него любовью к людям. Он был по-особому светлый человек, был совершенно по-особому устроен в своем уважительно-внимательном отношении к людям. Таким он останется в наших сердцах. Таким мы будем его всегда помнить...

Мэр Новосибирска говорил о маэстро Каце как о почетном гражданине города, который «по-настоящему прославил его своим талантом, который был уполномочен культурой, своими коллегами и стремился сделать для них что-то важное, необходимое», касалось ли это условий работы музыкантов или жилья для молодых.

О роли Арнольда Михайловича Каца в формировании эстетического потенциала и ауры Академгородка с благодарностью говорил академик Сергей Васильевич Гольдин; о его выдающемся вкладе в развитие Новосибирска как культурной столицы Сибири — директор филармонии Александр Геннадьевич Назимко...

Главный дирижер Омского симфонического оркестра, ученик Каца Евгений Иванович Шестаков не мог сдерживать слез: «Никто никогда больше не увидит его руки, замечательные руки, рождавшие замечательную музыку!..» Он же предложил увековечить Маэстро в имени его детища — симфонического оркестра, потому что музыканты этого коллектива на сегодняшний день остаются единственными хранителями традиций дирижера. А отношение Арнольда Михайловича к своим артистам — «это уникальное на земле явление».

...Последние, самые печальные минуты панихиды: гроб с телом Маэстро несут по центральному проходу зрительного зала... Из оперного театра траурный кортеж направляется — попрощаться — на улицу Спартака, к филармонии, дому, где живет оркестр Каца, как называют его во всем мире; где ежедневно шли репетиции, и в большом зале звучал такой родной — то строгий, то ироничный — голос Маэстро.

Новосибирск будет помнить Маэстро всегда, пока на свете жива музыка. А музыка вечна.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: