Новосибирск 12.3 °C

Развитие выходит на новый уровень

01.02.2007 00:00:00



Именно этому было посвящено прошедшее собрание представителей научно-образовательного комплекса Новосибирской области, разговор на котором шел об основных задачах модернизации этого самого комплекса на 2007 год.

Строго говоря, понятие «наконец расправила плечи» к системе образования нашей области можно отнести гораздо раньше во времени, чем даже вдохнувший силы во все субъекты Федерации приоритетный национальный проект. Перейдя от выполнения целевых программ, которые реализовывались на протяжении нескольких лет и лишь в 2006 году были продублированы-настигнуты общефедеральным вектором движения, Новосибирская область вполне самостоятельно вышла на уровень стратегического планирования, разработав сначала Концепцию, а теперь подчищая последние штрихи в Программе инновационного развития образования. Напомним, что ее принятие планируется уже в марте.

Одним из главных — программных — пунктов направления развития, неоднократно озвученных и до собрания, было названо внедрение экономически эффективных механизмов в системе образования. По сути, сухая (на первый взгляд) концептуальная формулировка очень точно и полно отражает те процессы, которые сегодня происходят в одной из наиболее важных отраслей. Пришло понимание, что бесконечное вливание средств, простое индексирование затрат на образование не приведет к ожидаемому результату — качественному образованию, доступному школьникам повсеместно. Ведь, как отметил в качестве примера руководитель департамента образования Владимир Иванов, «на сегодняшний день доля школ, в которых обучается менее ста человек, равняется 45-ти процентам». Притом, что такие образовательные учреждения финансовых ресурсов потребляют порой немногим меньше, чем их старшие собратья — полнокомплектные школы. В частности, именно модернизация сети образовательных учреждений позволит найти варианты эффективного применения тех средств, которые уже на сегодняшний день поступают в сферу.

Разумеется, не менее важным (опять же в ключевом свете эффективности) становится выстраивание своеобразной «вертикали» в образовании: здесь и предстоящая работа по развитию системы дошкольных учреждений, и модернизация профтехобразования. В последнем проблем накопилось немало. Одна из показательных — низкая закрепляемость молодых специалистов: через год работы по специальности на предприятиях остается лишь 20 — 25% вчерашних выпускников профтехучилищ.

Продолжение должна получить и активно ведущаяся работа в смежной, казалось бы, сфере — поддержка и развитие семейных форм устройства детей-сирот. Помимо численных результатов (пять лет назад в 9 приемных семьях проживало около 70 ребятишек, сегодня — более 350 семей, в которых уже около 700 детей), бесспорен социальный фактор такой работы: такие мальчишки и девчонки гораздо лучше находят «свое место в жизни», поступают в вузы и реализуют себя в дальнейшем, чем их сверстники — выпускники традиционных детских домов.

Говоря о путях развития системы образования, нельзя оставить кадровый вопрос, который, пожалуй, здесь, как нигде в другой сфере, важен. Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации педагогов — одна из главных задач в этом направлении на ближайшее время.

Но огромная, сложная, модернизирующаяся система образования, главным «продуктом» которой является выпускник, не может существовать изолированно, без оглядки на интересы социума, в который этот самый выпускник попадает. Именно поэтому еще одной важнейшей задачей модернизации сферы станет развитие общественного участия в образовании. Конечно, здесь различен уровень подготовленности как самих школ, так и родительского лагеря: для кого-то работа попечительских советов — пройденный, хорошо отлаженный этап деятельности, кто-то в этом делает первые шаги, еще только понимая возможность и необходимость работать в контакте с системой образования.

Безусловно, важна и качественная реализация приоритетного национального проекта «Образование», о котором «Советская Сибирь» подробно информирует своих читателей. Но задачи, которые стоят сегодня перед Новосибирской областью в этой сфере, гораздо шире. Хотя бы потому, как отметил в своем недавнем выступлении вице-премьер Александр Медведев, что главной целью нацпроектов было начать работу в отраслях, в которых годами не было никакого движения. Без ложной гордости можно сказать, что в нашем субъекте Федерации такое движение было. Работа велась каждый день. Именно это позволяет сегодня говорить о том, что многие из направлений нацпроекта наложились на ту деятельность, которая велась в отрасли на протяжении последних нескольких лет и позволяет сегодня говорить о предстоящем комплексном развитии образования Новосибирской области.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: