Новосибирск -2.5 °C

Закон и норма

10.03.2007 00:00:00



— Владимир Владимирович, я знаю, что 2006 год был весьма напряженным для архивистов Новосибирской области. Какие проблемы в архивном деле еще остаются нерешенными?

— В октябре прошлого года в Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам сохранения культурного и духовного наследия прошли общественные слушания «Современные проблемы сохранения, комплектования и использования документов Архивного фонда Российской Федерации». Комиссия отметила, что существует постоянная и разносторонняя востребованность архивов обществом, государством и его гражданами. Однако, несмотря на это, до сих пор не решены многие важные проблемы.

В первую очередь это связано с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы хранения и обработки архивных фондов. Многие архивохранилища расположены в малопригодных помещениях, где не обеспечена безопасность хранящихся в них документов. Испытывается острый недостаток в площадях, современном оборудовании для страхового копирования и реставрации документов. Особую остроту приобрела проблема кадров. Эти трудности в той или иной степени характерны и для нашей области. Но скажу, что органы государственной власти и местного самоуправления наши проблемы без внимания не оставляют. Подчеркну значение областной целевой программы по развитию архивного дела. Ее поддержали губернатор, депутаты областного Совета. Она находится на постоянном контроле Комитета по государственному строительству, уставному законодательству и регламенту областного Совета депутатов и Контрольно-счетной палаты.

Благодаря предыдущей и ныне реализуемой областной целевой программе «Архивы Новосибирской области в 2005 — 2008 гг.» многое удалось сделать. Каждый год в трех-четырех районах и городах области выделяются или дополнительные помещения, или архивы переводятся в новые помещения, укрепляется материально-техническая база муниципальных архивов, повышается пожарная безопасность.

Не хватает площадей в государственном архиве области, но и здесь есть хорошие перемены. Департамент имущества и земельных отношений передал областному архиву право безвозмездного пользования помещениями общей площадью около семисот квадратных метров. Нужны дополнительные финансовые ресурсы для ремонта и частичной реконструкции, а также штаты сотрудников.

— Сейчас идет процесс по переводу ряда бюджетных учреждений в автономные. Они, как известно, будут обладать большей свободой в зарабатывании собственных финансовых средств, а значит, и правом использовать их по своему усмотрению. Может быть, архивам будет выгоднее и эффективнее работать в рамках автономных учреждений?

— Закон об автономных учреждениях не прошел мимо внимания архивистов и ученых-историков. Основные функции, которые реализуют государственные архивы и органы управления архивным делом, вытекают из государственной политики, а значит, должны обеспечиваться государством. И те, кто говорит, что архивы могут сами зарабатывать деньги, что за оказание услуг в предоставлении архивной информации надо брать плату, глубоко заблуждаются. Не может существовать рынка услуг на архивную информацию. Она не приносит и не должна приносить архивным учреждениям доход. Лишь за исполнение сложных тематических запросов организаций и отдельных граждан, а также за обработку архивных документов учреждений и предприятий разрешается брать небольшую плату. Но эта работа, как известно, прибыли не приносит. Поэтому главный источник финансирования государственных архивов все-таки государство, а муниципальных архивов — муниципальные образования.

— Владимир Владимирович, архивы при всем разнообразии выполняемых социальных, культурных и административных функций, наверное, больше всего относятся к научным учреждениям... Есть ли взаимопонимание между учеными и архивистами?

— Да, у нас в области существует отделение Российского общества историков-архивистов, с которым мы активно взаимодействуем. Кроме того, научные сотрудники областного государственного архива многие исследовательские и издательские проекты осуществляют совместно с ведущими учеными нашей области. Считаю, что главная цель общества историков-архивистов — создать творческие коллективы для реализации социально значимых научных проектов, дать возможность молодым ученым-историкам проявить себя.

— Как развивается архивное законодательство, существуют ли здесь какие-то проблемы?

— У нас в стране даже в самые лихие годы, к счастью, не произошло разрушение структур архивных органов и учреждений. Итоги показывают, что за эти годы пройден действительно большой путь: сначала выхода из кризиса, потом стабилизация, а сегодня можно уверенно говорить о развитии. Удалось существенно улучшить материально-техническую базу, полностью компьютеризировать архивную службу, в том числе и в нашей области. Считаю, что это большое достижение! Еще семь-восемь лет назад такого не было. У нас сегодня в каждом муниципальном архиве района и города один-два компьютера, которые используются не просто как пишущие машинки. С их помощью архивисты заполняют базы данных, в частности, российскую базу данных «Архивный фонд», то есть проводят централизованный государственный учет архивных фондов Российской Федерации.

— Что изменилось в работе архивистов в связи с принятием так называемого 131-го Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»?

— Сегодня в соответствии с этим законом вся полнота ответственности за обеспечение сохранности архивных фондов муниципальных образований, вопросы комплектования их, материально-технического обеспечения архивных учреждений лежат на муниципалитете. А наше управление, не вторгаясь в их сферу ответственности, следит за соблюдением законов, постоянно анализирует деятельность муниципальных архивов, помогает в планировании работы, учете архивных фондов, в обучении кадров архивистов. При этом замечу, что с абсолютным большинством глав муниципальных образований мы находим полное взаимопонимание.

— А как работает новый федеральный закон об архивном деле, принятый в октябре 2004 года?

— Закон долгожданный и очень важный. Но сейчас, когда прошло уже более двух лет, возникли определенные проблемы. Архивный фонд Российской Федерации представляет из себя единое целое. Он состоит из комплекса архивных документов, которые относятся к федеральной собственности субъектов Федерации, муниципальной и негосударственной собственности.

Проблемы возникли в связи с требованиями федерального законодательства о том, что содержание архивных фондов осуществляется собственником, а передача полномочий по содержанию архивных документов другой формы собственности должна сопровождаться передачей соответствующих финансовых ресурсов. Таким образом, за содержание архивных документов федеральной собственности должен платить федеральный орган или федеральное предприятие. На содержании субъекта Федерации должны находиться архивные документы республики, края, области, а муниципалитет обеспечивает содержание лишь архивных документов муниципальной собственности.

К сожалению, вопросы передачи архивных документов разных форм собственности в правовом отношении до конца не решены. В частности, нет полной ясности с архивными документами таких структур, как территориальные органы федеральных органов государственной власти, которые находятся на территории регионов.

Например, в нашей области достаточно много территориальных органов различных федеральных структур. Кроме того, такие федеральные структуры, как суд, прокуратура, милиция, всегда были источниками комплектования архивных учреждений субъектов Федерации. И возникает вопрос: кто будет принимать на хранение от них архивные документы? К себе, на государственное хранение в архив области, мы принимать не можем, потому что это собственность федеральная. Муниципальные архивы тоже не могут принимать. Везти их в Москву нецелесообразно, потому что документы созданы здесь и нужны в основном на местах. В законе на этот счет существует только общая норма. Архивисты ждут выхода в свет недостающих нормативных документов.

— Давайте поговорим о социальной защищенности архивистов...

— В различных регионах России эти вопросы решаются по-разному, в зависимости от экономического потенциала субъекта Федерации и отношения властей к архивному делу. В нашей области практически все сотрудники муниципальных архивов — муниципальные служащие, и это важно с точки зрения их социальной защищенности. В государственном архиве работники не являются государственными служащими, но по специальному постановлению губернатора Виктора Александровича Толоконского их оплата труда близка к оплате труда госслужащих, а уровень заработной платы индексируется одновременно с зарплатой государственных служащих области. Поэтому не стоит так остро проблема укомплектованности кадров, как в некоторых федеральных архивах.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: