Новосибирск 0.5 °C

Малая школа — сильное звено

05.04.2007 00:00:00



При таком варианте действительно ребенок не получает необходимых по качеству знаний, и его (для его же блага) лучше посадить в автобус и отвезти в более крупную, лучше оборудованную школу, где есть все учителя-предметники и где проблемы пробелов в образовании не будет.

Но необходимо, конечно же, пристально вглядываться в каждую ситуацию, быть чутким при приеме решения о реорганизации малокомплектной школы в начальную — ведь не везде такое преобразование пойдет на пользу самому ребенку. Тема сложная и таит в себе множество подводных камней. Но поднимать ее сегодня необходимо — когда должна решиться судьба многих и многих подобных учебных заведений, щедро рассыпанных по карте Новосибирской области. Начнем этот разговор с конкретного примера — Новоникольской средней школы Усть-Таркского района.

Дальний, но не последний
Будучи одним из самых дальних районов Новосибирской области, Усть-Тарка была и остается непростым краем со своей спецификой и накопленными за последний век традициями уклада жизни.

Общий интеллектуальный уровень района довольно высок — видимо, еще от той интеллигенции, которая попала сюда по переселению. В одну волну сюда попали более сотни политических ссыльных — начиная от наркомов и кончая народными артистами, заслуженными врачами и прочими людьми высоких умственных и нравственных качеств, которых (вспомним) набиравшая обороты сталинская диктатура боялась пуще огня, либо попросту уничтожая их, либо отправляя подальше за Урал самый цвет нации. Позже свою лепту в формирование культурного уровня района внесла советская система распределения — Московский и Ленинградский педагогические институты в изобилии поставляли сюда свои новоиспеченные кадры — молодых, пытливых умом и сердцем педагогов, которые зачастую влюблялись в этот самостийный край и оставались здесь навсегда. К тому же формировавшийся с приездом новых жителей уклад жизни во многом сохранил свою специфику до сих пор благодаря обособленности Усть-Тарки от областного центра: шесть сотен верст — нешуточное расстояние.

В таком своеобразном районе среди прочих есть село Новоникольск (еще несколько десятков километров от райцентра), в котором школа зародилась еще в 1923 году. В 1979 году она была преобразована в среднюю. Вспомним то время: период с привычным для историков названием «застой». Однако тот застой для небольшого села был больше похож на период стабильности, который можно назвать одним из лучших времен для Новоникольской школы. Брежневская продовольственная программа, как видится теперь, была не последним фактором того, что с 1981 года пошел резкий прирост рождаемости. За ним, разумеется, через несколько лет последовал прирост учащихся. Школа первого сентября 1987 года перебирается в новое здание со своими теперь уже ста двадцатью ребятишками. Жителей села в те годы было около восьмисот. Казалось, все хорошо и может быть только лучше, пока не случилось то, что хорошо помнят все, кому сейчас больше двадцати пяти лет.

Если выводить одну лишь сухую цифирь, то сравнение будет не в пользу сегодняшнего дня. Теперь ребятишек в школе — всего пятьдесят. Раза в два уменьшилось и число жителей Новоникольска. Вдвое же сократилось и хозяйство, которое на пару со школой служит численным показателем жизни села. Видимо, если принимать в расчет только эти цифры, то Новоникольскую среднюю школу можно было бы запросто вписать в реестр тех, кто подпадает под реструктуризацию системы сельского образования. Но наведем объектив нашей камеры обскуры на это небольшое двухэтажное здание, которое, как кажется на первый взгляд, затерялось на сибирских просторах...

Когда в школе есть все
Пятьдесят сегодняшних учеников Новоникольской школы составляют девять классов-комплектов. Коллектив из 16 педагогов без натяжек является сильным: три учителя высшей категории, восемь — первой, два — второй, плюс еще три новых педагога, которые с молодежным рвением взялись за английский язык, физкультуру и физику. Укомплектованность предметниками в школе — стопроцентная. Занятия проходят в одиннадцати хорошо оборудованных кабинетах.

Прекрасный кабинет информатики — отдельная составляющая жизни школы. Использование информационно-компьютерных технологий в учебном процессе здесь идет уже семнадцать (!) лет. Начиналось все с обычных компьютеров, которые можно было встретить в школах еще в советское время, теперь же это уровень не ниже «Pentium III» и «Pentium IV». После подготовки здесь ребята свободно поступают в вузы на информатику и математические факультеты. Вопреки бытовавшей раньше фразе «незаменимых людей у нас нет» в который раз убеждаешься, что именно благодаря конкретному человеку — преподавателю информатики Валерию Андреевичу Шумахеру — так активно идет освоение новых технологий. Сам Валерий Андреевич слабовидящий, но это не мешает ему быть одним из лучших педагогов района, к которому за консультацией обращаются со всей Усть-Тарки.

Значительна в этом личностном ключе и фигура директора — настоящего энтузиаста своего дела — Леонида Викторовича Гончарова. В качестве примера: недавно он на своей машине из Новосибирска сам привез четыре классные доски для школы.

И ребятишки тянутся в такую школу, проводя в ней не только урочное время, но и активно участвуя во всем, чем только можно: конкурсы, олимпиады, кружки, секции... Спорт — отдельная гордость Новоникольской школы. Здешние ребятишки занимают вторые, третьи места в районе по волейболу, баскетболу, мини-футболу, хоккею. Построили, кстати, своими силами хоккейную коробку, где теперь можно нормально готовиться к районным соревнованиям.

Центр притяжения
В последние годы очень распространена формулировка «школа — социокультурный центр села». В Новоникольске за этими словами — аргументы самой жизни.

Помимо того, что ребятишки действительно тянутся в школу, как говорится, и днем, и ночью, влияние, которое она оказывает на весь уклад, невозможно переоценить. Начальник управления образования Усть-Таркского района Борис Васильевич Грушицкий прямо говорит: «Стоит эта школа, как церковь в деревне!..»

Не секрет, что есть семьи, где родители пьют. И не только ребятишки из таких проблемных семей находят спасение в стенах школы, но и само образовательное учреждение влияет на такие семьи. Последний пример: приехала в село семья из Татарска. Сложная семья, непростая, дети были тоже не из простых. Сегодня же они практически расцвели на глазах — идут в школу с улыбкой, стремятся участвовать во всех проявлениях школьной жизни.

Леонид Викторович Гончаров:

— С родителями проводим беседы, встречи, лекции, привлекаем их к школьной жизни. Ведь это очень важно, что можно и нужно влиять на семьи, которые принято называть асоциальными.

Была недавно в Новоникольске сложная ситуация — в семье умерла мама. Отец запил, что, разумеется, сказалось на состоянии ребенка, будущее оказалось под угрозой. Леонид Викторович сам пошел разговаривать с родителем, чтобы тот взялся за ум, подумал о сыне. Помогло — отец «завязал» и жизнь в семье понемногу стала налаживаться.

Но, помимо таких критических, пограничных ситуаций, бывают случаи и позитивные, когда школа становится аргументом для того, чтобы остаться жить в селе. Приехала женщина с ребенком, чуть не первым делом пошла в школу — «на разведку». Посмотрела, узнала, в каких условиях предстоит учиться ее ребенку, и решила остаться в Новоникольске.

О подводных камнях
Конечно, не все так просто. Те, кто еще легок на подъем, стараются уехать, забирая при этом, разумеется, своих детей. Причина проста — слабость хозяйства, которое переживает сложные времена. Если же, говорят здесь, заработает нацпроект по сельскому хозяйству — люди останутся, ведь уезжающих гонит за горизонт отсутствие работы. И будет прирост!

Такой же, связанной с сельским хозяйством, вырисовывается и ситуация со школой. Пока оно не встанет на ноги, люди и будут потихоньку разъезжаться. Но ведь если и школу реорганизовать из средней в начальную, педагоги-предметники, оставшись без работы, разбегутся. Глава сельской администрации Анатолий Николаевич Малев перспективу обозначает по-простому откровенно: «Село без школы пропадет!.. Будет умирать, и все...» Практически в унисон звучат слова директора Леонида Викторовича: «Пятьдесят детей — пятьдесят семей. Спроси сегодня любого из них, однозначный ответ будет: «Нет!» Не переживет село реструктуризацию школы!»

Борис Васильевич Грушицкий:

— Дело-то в том, чтобы закрыть школу — нужен сход граждан, а реорганизовать — достаточно распоряжения главы. А получится-то, по сути, закрытие — оставшейся «началке» педагоги-предметники не нужны...

Выход ли?..
Если реструктуризация в Новоникольске произойдет, ситуация получится более чем неоднозначная. Возить ребятишек каждый день в ближайшую, более крупную школу возможности нет: 16 километров расстояния — нагрузка нереальная для ежедневных поездок туда-обратно. Остается интернат.

Леонид Викторович Гончаров:

— При переходе на интернат совершенно не учитываются нагрузки социальной адаптации: ребенок, находясь в новых условиях, должен заново привыкать — настоящая стрессовая ситуация! К тому же среди новоникольцев есть те, кто в прошлом учился в интернате, — никаких воспоминаний о школе, кроме как «приехал—уехал». И тамошние условия в несколько раз тяжелее для ребенка даже в учебном аспекте — готовиться к тем же урокам, экзаменам намного сложнее в таких условиях — интернат он и есть интернат.

За реструктуризацию два аргумента: недополученное качество образования и нецелесообразность содержать малокомплектную школу с финансовой точки зрения. Борис Васильевич, от имени районного управления образования, вступается за Новоникольскую школу:

— Претензия — качество образования. Но что это? Если это способность находить свое место в жизни — это одно, если все свести к конечному результату — поступлению в вузы — другое. Но у них есть и то, и то! Они и поступают хорошо, и в жизни определяются, находят свое место замечательно!

Что же станется со всем этим, если круто поменять те качества обучения новоникольских ребятишек, которые у них есть сейчас, на интернатовскую неизвестность — остается только гадать.

Директор школы Леонид Викторович подвергает пытливому сомнению и финансовый аргумент реструктуризации:

— Да не так уж много денег нужно на содержание такой школы! Хочется донести наверх, что школа живет! Зависимость от финансов не должна ставить людские, детские судьбы в рост песчинки!

Как бы то ни было, это просто пример. Пример школы, которая, несмотря на свою малокомплектность, с успехом, изо дня в день доказывает свою состоятельность и необходимость. И таких школ по области множество. Которые просто хотят более внимательного взгляда на свою ситуацию.

Если кто-то из коллег-педагогов, работающих по области в аналогичных школах, захочет связаться с новоникольцами, поддержать их или посоветоваться, сообщаем их электронный адрес: nn_school@mail.ru. Будем признательны, если отклики на эту публикацию придут и на адрес автора: nikita@sovsibir.ru.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: