Новосибирск 7.3 °C

Как победить древнейшее государственное зло?

06.04.2007 00:00:00



С основным докладом «Законодательное обеспечение противодействию коррупции» выступал депутат Государственной думы, заместитель председателя комитета по безопасности, член президиума политсовета Новосибирского регионального отделения «Единой России» Валентин БОБЫРЕВ.

В числе участников «круглого стола» был и начальник Новосибирской таможни Дмитрий Викторович НЕКРАСОВ.

Сегодня предлагаем читателям его выступление.

В распоряжении Правительства Российской Федерации (от 14 декабря 2005 г.) о принятии Концепции развития таможенных органов отдельно сказано, что в них остается высоким уровень коррупции.

Несмотря на то, что вступление в силу с 1 января 2004 г. Таможенного кодекса Российской Федерации создало необходимые предпосылки для формирования практически новой, соответствующей мировым стандартам правовой базы таможенного дела и условий для определения приоритетов его развития, отдельные проблемы остаются нерешенными.

Вот их далеко не полный перечень.

Недостаточно эффективно реализуется потенциал таможенного администрирования, представляющего собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения соответствующего законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении товаров и транспортных средств через границу. Это не способствует созданию благоприятной конкурентной среды в сфере внешнеторговой деятельности. Острыми проблемами в работе таможенных органов Российской Федерации остаются занижение таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование собственниками. Не в полной мере применяются международные стандарты, необходимые дли применения торгово-логистических технологий. Не развита система информирования таможенных органов Российской Федерации о ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда. Органы Федеральной таможенной службы (ФТС) недостаточно эффективно контролируют товары после их выпуска в обращение. Я имею в виду контроль на основе методов аудита. Не в полной мере осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной деятельности таможенных органов. Остается низким их уровень взаимодействия с другими правоохранительными и контролирующими организациями. Оплата труда таможенников не соответствует экономической значимости принимаемых ими решений.

Недооценка указанных проблем приводит к снижению эффективности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на российский рынок и другим негативным явлениям.

Мы отдаем себе отчет в необходимости формирования новых подходов, которые позволяют эффективно реагировать на происходящие изменения в международной практике и требования общества и государства.

Так, максимально внедряются информационные технологии, позволяющие свести на нет непосредственное общение таможенника и участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД), обеспечить максимальный технологический контроль за действиями должностных лиц.

Законодательный ряд правовых документов по вопросу борьбы с коррупцией, профилактике коррупции в таможенных органах Российской Федерации не так уж и велик.

Это инструкция, подробно определяющая порядок действий должностных лиц, руководителей таможенных органов в случае предложения взятки в любой форме (деньги, подарок, услуги, предоставление ненадлежащих льгот и преимуществ).

В 2006 году была разработана аналитическая программа «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007 — 2009 годов».

Одной из форм противодействия коррупционным проявлениям в таможне можно рассматривать ротацию кадров (то есть перемещение должностного лица на другую должность, иногда со сменой направления деятельности). Ценность такой меры очевидна, так как основная часть подразделений таможни напрямую работает с участниками ВЭД.

Например, сотрудник досматривает товарную партию стоимостью несколько миллионов рублей. Далеко не каждый может отказаться от соблазна получить денежное вознаграждение за «невнимательность». Длительное пребывание в такой должности способствует порой формированию постоянных коррупционных связей. Но в соответствии с действующим законодательством перевести (ротировать) сотрудника в другое подразделение можно только с его согласия или без согласия, но не более чем на один месяц и не более одного раза в год.

Решению этой проблемы способствовало бы внесение в законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации поправки, устанавливающей заключение срочных контрактов на 1 — 5 лет (сейчас они бессрочны). Такая поправка дала бы право руководителю более взыскательно подходить к кадрам и при наличии компрометирующих оснований не продлевать контракт.

А пока практика такова: в первом полугодии 2006 года переведены внутри нашей таможни в другие подразделения 29 человек, в том числе 7 — с повышением в должности и столько же — в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей.

Кроме того, кадровая служба инициировала получение от налогового управления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера наших сотрудников, поскольку они подпадают под ряд ограничений, установленных законами. Есть Указ Президента РФ, согласно которому кадровая служба в случае обнаружения недостоверности или неполноты представленных сведений организует их проверку, но при этом не определены механизмы выявления недостоверности или неполноты представленных сведений... Причем действия кадровых служб обусловлены таким основанием для организации проверки, как получение от правоохранительных, налоговых, судебных и иных государственных органов информации о недостоверности или неполноте сведений. К тому же в таможенных органах отсутствует система (программный продукт), позволяющая проверять сведения, представленные декларантом о доходах.

Значимое место в профилактике коррупционных проявлений занимает прием на федеральную государственную службу в таможенные органы на конкурсной основе. Это исключает протекции, поскольку после прохождения конкурсного отбора проводятся испытания на профессиональную пригодность. К тому же в работе конкурсной комиссии принимают участие и независимые эксперты.

Кандидатов на службу в таможенные органы проверяют и по всем направлениям ФСБ, ФТС, МВД.

Но, несмотря на все эти меры, мы сталкиваемся с кадровыми ошибками.
Так, в 2006 году в отношении должностных лиц таможни было возбуждено два уголовных дела.

По факту контрабанды мяса — уголовное дело в отношении трех инспекторов Карасукского таможенного поста. Карасукский районный суд признал их виновными. Их преступление квалифицируется как нанесение ущерба охраняемым законом интересам общества и государства в размере 2 419 975 рублей — в виде невзысканных таможенных платежей. Им назначено наказание — исправительные работы на срок десять месяцев с удержанием из заработка 18 процентов в доход государства.

В мае 2006 года Новосибирским транспортным прокурором возбуждено уголовное дело в отношении старшего государственного таможенного инспектора Новосибирского автотранспортного таможенного поста. Он уже уволен.

В заключение хочу сказать, что решить проблему коррупции в таможенных органах можно лишь при условии, что она будет решаться в обществе в целом. Для этого нужны: политическая воля государства; законы, которые бы регламентировали весь механизм борьбы с коррупцией и в которых бы четко прослеживалась неотвратимость наказания; социальная стабильность в стране; открытая экономика; действенная гласность. Здесь перечислены, конечно, не все факторы, способствующие победе древнейшего государственного зла.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: