Новосибирск 6.5 °C

У них я многому научился

21.06.2007 00:00:00



— Виктор Иванович, вы в кинофильме узнаете себя, курсанта училища военного времени, среди той обстановки, которую нам показали на телевизионном экране?

— Узнаю... Мы были такими же молодыми, в основном восемнадцатилетними призывниками. Так же ходили с песнями строем, «мужественно» расправляли свои плечи, старались чувствовать себя зрелыми мужчинами, будущими командирами. Но, боже, как тогда нам было трудно! Учились мы по десять — двенадцать часов. Из них большую часть этого времени приходилось быть на полевых занятиях. Мерзли, но до сих пор не припоминаю, чтобы кто-нибудь из нас чем-то болел. Учились-то старательно.

Если кто-то из нас что-то не усвоил, то ему приходилось доучиваться после отбоя, когда все спали. Ну а тот, кто запускал свою учебу или своими способностями не тянул на будущего командира минометного взвода, того отчисляли в запасную бригаду, в сержантский или солдатский батальон.

— Почему так безжалостно? Может, исправился бы неотесанный молодой курсант, как известно, не сразу все дается?

— Старались. Но, надо понимать, времени на перевоспитание у командиров и преподавателей училища было очень мало. Да и, как оказалось на фронте, не все могли быть настоящими офицерами. Нас учили опытные наставники, они понимали, что нельзя допустить такого, чтобы из училища в батарею пришел командир, не способный управлять людьми, принимать толковые решения. Такой недотепа все развалит. И поставленную боевую задачу не выполнит, и, что обидно, людей и вооружение потеряет. Сам своими глазами видел, как дорого на войне стоили нам командирская глупость и дремучая безответственность...

Тогда, помнится, зашел разговор: с кого они, молодые, брали свой первый командирский пример? Понятно, что без этого будущему лейтенанту невозможно выработать правила ранее не понятной, особой воинской жизни. Ведь мало курсанту изучить требования уставов, наставлений по устройству и ведению огня из миномета, танка, артиллерийского орудия. Надо, чтобы у каждого из них появился пример для подражания, с помощью которого он мог бы строить свое командирское поведение и взаимоотношения с подчиненными солдатами и сержантами в простых, обыденных условиях и тогда, когда ему придется принимать решение, отдавать приказы в трудной боевой ситуации.

— Такими учителями для курсантов в училище или авиационной школе были их преподаватели, командиры, политработники подразделений и инструкторы по изучению вооружения и техники. Их недавние десятиклассники слушали, брали с них пример, старались подражать. Тогда говорили: каков состав военных учителей, такими станут и их выпускники.

— Я до сих пор помню своего первого командира, политрука, преподавателей тактики, материальной части оружия и управления огнем, — продолжил Виктор Иванович. — Это были прекрасные военные специалисты, честные, справедливые, добрые и веселые люди. У них я многому научился, и по прибытии в роту меня, зеленого лейтенанта, приняли сержанты и солдаты моего минометного взвода...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: