Новосибирск 8.5 °C

Нацпроект «Здоровье»: уйти от лозунгов, дойти до каждого пациента

23.08.2007 00:00:00
Нацпроект «Здоровье»: уйти от лозунгов, дойти до каждого пациента
Здоровье объявлено в России национальным приоритетом. Отрицать благие цели данного национального проекта бессмысленно, они не вызывают сомнений. В то же время парадные реляции о том, насколько успешно этот проект реализуется, начинают вызывать легкое раздражение у рядового гражданина.



Да, государство действительно впервые направило в здравоохранение большие деньги, которые, если судить по официальным отчетам, уже дают реальные результаты. Но в том-то и дело, что по отчетам результаты есть, а по мнению рядового пациента, изменений мало. Те же очереди на диагностику, то же хамство в регистратурах поликлиник и больниц. Хотя сам нацпроект «Здоровье» задуман именно для того, чтобы обеспечить максимальную доступность медицинской помощи людям. А что на деле? Человек болен, он обратился к врачу, врач назначил какое-то исследование, чтобы быстрее поставить правильный диагноз и начать лечение, облегчить страдания пациента. Но попасть на это исследование в тот же день или на следующий практически невозможно. Срок ожидания может длиться от недели до нескольких месяцев! Вот и получается, что сотни миллиардов рублей влиты в систему здравоохранения в целом, а конкретному пациенту от этого легче пока не стало.

Можно ли улучшать работу медицинской отрасли не в общем и целом, а так, чтобы каждый из нас почувствовал это? С таким вопросом мы обратились к главному врачу Новосибирской государственной областной клинической больницы, депутату областного Совета Владимиру Валентиновичу СТЕПАНОВУ.

— Согласен с тем, что здравоохранению не хватает личностного подхода к пациенту, и это сегодня одна из важнейших проблем нашей отрасли. Между тем, если данное условие выполнить, многие наболевшие вопросы могут быть сняты. Например, персонифицируя подход к пациенту, можно существенно снизить показатели смертности от таких тяжелых заболеваний, как инфаркт, инсульт, пневмония. Современная Россия теряет от них ежегодно десятки, если не сотни тысяч, человек, и это при нынешнем уровне развития медицинских технологий! Чего же нам не хватает? Желания дойти до каждого человека, которому в его сегодняшнем состоянии уже необходима высококвалифицированная медицинская помощь, иначе завтра может быть поздно.

Примером такого подхода — личностного, ответственного — может служить программа по снижению материнской и младенческой смертности, которую в Новосибирской области начали реализовать четыре года назад. Тогда областное управление здравоохранения выпустило приказ, который в медицинской среде назвали «запретом на материнскую смерть в районах области». Согласно этому приказу каждая беременная женщина должна попасть в поле зрения врача или фельдшера, если она живет в отдаленном селе. А каждая беременная с тяжелой патологией, с риском осложненных родов в обязательном порядке должна быть направлена в родильный дом областной больницы. Потому что там есть все условия, чтобы снизить риск неблагоприятного исхода: высочайшего класса техника, специалисты, отделение выхаживания недоношенных детей. Результат очевиден: по официальным данным Минздравсоцразвития РФ, в 2006 году Новосибирская область стала лучшим регионом России по предотвращению материнской смертности. Уровень младенческой смертности у нас также один из самых низких. Вот вам ответ на вопрос: мы имеем все виды медицинского оборудования, машины «скорой помощи», реанимобили, так почему же то, что мы имеем, нельзя направить на сохранение здоровья конкретного человека? Только при таком подходе появляется реальный результат, реальное снижение смертности и увеличение продолжительности жизни, а не голые лозунги.

Сегодня в Новосибирской области создана уникальная для страны схема этапного оказания помощи при инфарктах и нарушениях ритма сердца: ЦРБ районов — областная клиническая больница — Федеральный институт патологии кровообращения. Мы ориентированы в этой работе не на фамилию пациента (известная ли она, громкая или нет), не на его должность, не на уровень его заработной платы, а исключительно на медицинские показания. У любого человека с инфарктом миокарда — от директора предприятия до тракториста — должно быть право на получение медицинской помощи на уровне современных европейских стандартов. Как только такой пациент поступает в центральную районную больницу, информация о нем передается в областную больницу. С этой минуты пациент под контролем наших кардиологов и реаниматологов получает самое современное и эффективное лечение. Среди тех, кто оказался под таким постоянным наблюдением, кому вовремя оказана вся необходимая помощь, вплоть до операции на сердце в НИИ патологии кровообращения им. Е. Н. Мешалкина, умерли единицы. Хотя в среднем, согласно статистике, от инфаркта погибают до 20 процентов больных. Мы намерены доказать и докажем, что неблагоприятную статистику смертности и инвалидизации в результате тяжелых заболеваний можно изменить, для этого достаточно направить усилия здравоохранения не на всю «массу населения», а повернуться лицом к каждому человеку в отдельности.

— Владимир Валентинович, но разве можно «привить» внимательное отношение медиков к каждому пациенту приказами и распоряжениями? Любой врач, кого ни спроси, скажет: при той зарплате, что мне положило государство, у меня нет ни желания, ни возможности отдавать душу всем и каждому из своих пациентов.

— Безусловно, человек не должен работать бесплатно только потому, что надел белый халат и получил диплом врача. Но я не стал бы увязывать проблему грубости, невнимательности по отношению к пациенту исключительно с уровнем оплаты труда медицинских работников. Все знают, что в рамках национального проекта «Здоровье» зарплата врачей в поликлиниках выросла в два-три раза. Но вы же сами говорите, и я это знаю, что жалоб на работу поликлиник по-прежнему много. Значит, дело не только в деньгах, а в низкой внутренней культуре отдельных людей. И чтобы это явление в медицине победить, нужен не только пряник, но и кнут. Мое убеждение — необходимо оценивать труд врача по многим критериям, в том числе и по тому, довольны ли пациенты общением с доктором. Сегодня есть законные механизмы, позволяющие уйти от «уравниловки» в оплате труда медработников.

— То есть у руководителя больницы или поликлиники есть возможность материально стимулировать врачей работать лучше: кого-то поощрять, кого-то наказывать?

— Да, в том числе за факты грубости, невнимательного отношения к пациентам. Не могу сказать, что в Новосибирской областной больнице совсем нет проблем. Они есть, но мы пытаемся от них избавиться. Четыре года назад перед коллективом была поставлена задача: мы лечим не абстрактное «население области», а каждого конкретного пациента. И оценку своей работе даем не по тому факту, что больница оказала помощь тридцати тысячам пациентов за год, а по числу жалоб, даже если этих жалоб было всего две-три. В отделениях постоянно проводится анкетирование пациентов, причем не только о качестве собственно медицинской помощи, но и о том, насколько комфортно человеку в больнице. Человека спрашивают, знаете ли вы, как зовут вашего лечащего врача; вежлив ли с вами медперсонал; тихо ли в коридоре во время тихого часа; устраивает ли вас температура пищи; как часто проводится влажная уборка в палатах и туалетах? Требует ли врач, чтобы вы сами покупали лекарства? Для нашей больницы это — ЧП. И когда мы начали строить свою работу на стремлении удовлетворить потребности конкретного пациента, сразу повысилась доля ответственности каждого, кто работает в областной больнице. И число жалоб резко сократилось. Такую систему, на мой взгляд, нужно и можно построить везде, в любом медицинском учреждении.

— Руководители медицинской отрасли любят напоминать, что здравоохранение, как и другие сферы экономики страны, находится в условиях рынка. Дескать, должна быть конкуренция между лечебными учреждениями, а пациент выбирает лучшие из них. При этом всех нас с рождения приписывают к конкретным поликлиникам, дают направления только в конкретные стационары по месту жительства. Если жителям села эта проблема незнакома, то горожане понимают, о чем я говорю.

— Действительно, в «Основах законодательства об охране здоровья граждан РФ» сказано, что пациент имеет право на выбор лечебного учреждения и лечащего врача. Но территориальный принцип прикрепления населения к поликлиникам тоже имеет смысл: такая система позволяет органам власти распределять бюджетные деньги по лечебным учреждениям, чтобы их хватало на всех пациентов. И, надо признать, 90 процентов новосибирцев вполне удовлетворены тем, что они наблюдаются в поликлинике по месту жительства. Но есть 10 процентов тех, кто по каким-то причинам хотел бы наблюдаться в другой поликлинике или у другого участкового терапевта, кто предпочитает оперироваться в хорошо оснащенном стационаре, где есть все современные технологии и высокий уровень сервиса. Вот тут-то он сталкивается с трудностями, реализовать право выбора оказывается не так легко. Где и у кого тебе лечиться, за тебя решают другие. К сожалению, это наследие недавнего прошлого: в советские времена в области и городе построили столько больниц, что совокупный коечный фонд стационаров сегодня превышает реальную потребность почти на двадцать процентов. У нас имеются больницы и поликлиники, которые, надо признать, отстали в своем техническом развитии настолько, что проще их закрыть, чем перестраивать и переоснащать. А мы по инерции их содержим, тратим бюджетные деньги, хотя в Новосибирске есть несколько крупных, хорошо оснащенных лечебных учреждений, которые без труда справились бы со всем потоком пациентов.

И пока существует такая система «искусственного поддержания жизни» в ряде ЛПУ, страдает прежде всего пациент. Например, когда мне говорят новосибирцы, что попасть на консультацию к специалисту или на лечение в областную клиническую больницу невозможно, потому что в муниципальных поликлиниках не дают направление, я только руками развожу: не существует никаких официальных запретов, никаких приказов не направлять горожан в областную больницу. Это личная инициатива отдельных врачей в поликлиниках города. И право пациента добиваться, чтобы его в случае необходимости направили туда, где он хочет получить специализированную медицинскую помощь.

За этот год областная больница пролечила уже более 1500 пациентов из других регионов. И если мы принимаем иногородних, почему должны отказывать своим землякам? Да и врачи из других лечебных учреждений нередко обращаются к нашим специалистам за помощью. Например, не так давно в одном из родильных домов Новосибирска случилось ЧП: у женщины с тяжелой патологией беременности во время родов произошла большая кровопотеря, потребовалось возместить 24 литра крови. Специалисты областного роддома срочно выехали туда, на месте выполнили операцию, а когда состояние женщины позволило, ее перевезли в областную больницу. Теперь у нее все в порядке. Так что это миф — недоступность областной больницы для горожан.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: