Новосибирск 0.6 °C

Сергей ИВАНОВ:«Создание технопарка — требование времени»

16.11.2007 00:00:00



Именно на этом заострял внимание первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации Сергей ИВАНОВ, отвечая на вопросы новосибирских журналистов.

— Сергей Борисович, в Новосибирской области более трех десятков предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, на них работает около 40 тысяч человек. Планируются ли на уровне Правительства РФ меры по системному решению проблемы сохранения и развития кадров высококвалифицированных специалистов: инженеров, техников, рабочих?

— Вы совершенно правы. Кадровый вопрос — это ключевой вопрос любого вида деятельности, любого производства. Бессмысленно наращивать технический и технологический потенциал предприятия, если этот процесс не сопровождается адекватными мерами в кадровой сфере.

Будем говорить прямо: сегодня предприятия и организации российского оборонно-промышленного комплекса испытывают острый дефицит квалифицированных специалистов: научных работников, инженеров, техников, рабочих.

Без полноценного притока молодежи персонал нашей «оборонки» продолжает стареть. Так, средний возраст работников предприятий, подведомственных Роспрому, Роскосмосу, Росатому, колеблется в пределах 46 — 48 лет. А сотрудники НИИ и КБ оборонных отраслей еще на 5 — 10 лет старше.

Молодые же специалисты не задерживаются на производстве. Основная причина хорошо известна — недостаточный уровень заработной платы.

Например, среднемесячная заработная плата работников ОПК в 2006 году составила около 11 тысяч рублей. Эта сумма соответствует средней оплате труда по России, однако в два с половиной раза меньше аналогичного показателя в добывающих отраслях. Негативно влияют на ситуацию и сохраняющиеся на отдельных предприятиях задолженности по зарплате.

В 2002 — 2005 годах численность работников ОПК ежегодно сокращалась на 5 — 7 процентов. В 2006 году в результате стабилизации положения с размещением и финансированием гособоронзаказа темпы сокращения численности специалистов удалось снизить почти на треть. Однако об окончательном исправлении ситуации говорить пока рано. Проблема требует комплексного решения. Необходимо не только готовить достаточное количество новых специалистов, но и повышать их заинтересованность в работе на оборонных предприятиях.

Соответствующие меры уже принимаются. Как раз сейчас проводится работа по решению задач, определенных в Основах политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, а также в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 854 «О государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2007 — 2010 годы».

Реализация намеченных мер позволит впервые осуществлять на уровне заданий комплексного государственного плана подготовку специалистов по всему спектру видов профессионального образования: высшего, послевузовского, среднего и начального.

Аналогичная работа будет проводиться и по отраслям. Так, на одном из заседаний межведомственной рабочей группы по решению вопросов развития авиационной отрасли планируется рассмотреть вопрос «О комплексном плане мероприятий по обеспечению подготовки инженерно-технического персонала в интересах авиационной промышленности и привлечению производственного персонала на предприятия авиационной промышленности».

Кроме того, по поручению Правительства РФ ведется разработка стратегии, нацеленной на обеспечение ОПК квалифицированными кадрами и создание в этой сфере системы непрерывного профессионального образования: начального, среднего, высшего, послевузовского, переподготовки и повышения квалификации.

Исходя из уже упомянутого комплексного характера кадровой проблемы, основными задачами стратегии будут не только обеспечение эффективной реализации государственного плана подготовки персонала всех категорий, но и сохранение и закрепление на производстве квалифицированных специалистов посредством введения материальных стимулов и льгот.

При этом следует исходить из принципиально новой концепции подготовки кадров. В ее основе лежит становление и развитие творческой личности как главного ресурса экономики. Поэтому расходы на подготовку персонала следует рассматривать не как текущие издержки производства, а как долгосрочные инвестиции в интеллектуальный ресурс предприятий.

Президент Российской Федерации в своем выступлении 9 октября 2007 года в Совете Федерации на заседании Совета законодателей России отметил, что главные, первостепенные задачи по подготовке кадров связаны с требованиями рынка труда и стабильно растущей российской экономики, которая нуждается прежде всего в инженерно-технических и рабочих специальностях и предъявляет все более жесткие требования к качеству подготовки специалистов. Именно к этим требованиям необходимо адаптировать стандарты профобразования.

Кроме того, глава государства нацелил региональных законодателей на активное участие в формировании правовой базы государственно-частного партнерства в этой сфере. В частности, в создании правовых форм участия работодателей в прогнозировании и мониторинге потребностей рынка труда.

В настоящее время в соответствии с поручением Президента РФ, касающимся мер господдержки укрепления кадрового потенциала науки, в том числе отраслевой, разработан проект федеральной целевой программы «Научные и педагогические кадры инновационной России» на 2008 — 2012 годы. В этот документ заложены мероприятия по обеспечению эффективных масштабов и темпов обновления кадрового потенциала предприятий ОПК с учетом их инновационной деятельности.

— Как вы оцениваете деятельность такого оборонного предприятия, как Новосибирское авиационное производственное объединение имени Чкалова?

— Деятельность любого предприятия оценивается прежде всего по конкретным результатам, по качеству и востребованности выпускаемой продукции.

Основная продукция НАПО имени Чкалова — боевая авиационная техника.

Новейшей его разработкой, запущенной в серийное производство, стал Су-34 — один из последних в семействе самолетов Су-27 и предназначенный для замены таких известных боевых машин, как Су-17, Су-24 и МиГ-27. По мнению специалистов, уровень бортового радиоэлектронного оборудования Су-34 позволяет отнести его к боевым самолетам пятого поколения.

В настоящее время Су-34 рассматривается как одна из наиболее приоритетных программ наших Военно-воздушных сил. Поставки начались с прошлого года. До 2010 года ВВС России получат полк этих новейших многофункциональных машин, на которых, в зависимости от задач, можно вести воздушный бой или поражать наземные цели за тысячи километров от места базирования.

Самолет имеет значительный потенциал дальнейшего развития. В настоящее время уже ведутся работы по созданию его новых вариантов: самолета-разведчика и самолета РЭБ. Так что сам факт разработки и производства новейшего боевого самолета как нельзя лучше отражает состояние дел на предприятии, характеризует его производственный и кадровый потенциал.

Однако, говоря о НАПО имени Чкалова, следует упомянуть еще один важный момент, без которого оценка деятельности объединения была бы неполной. Я имею в виду конкретные шаги по пути диверсификации производства за счёт увеличения выпуска гражданской авиационной техники. Примером может служить участие НАПО в кооперации по производству первого российского регионального лайнера SSJ-100.

— Какая роль в сфере развития отечественных высоких технологий будет отводиться технопарку, который создается в новосибирском Академгородке?

— Создание технопарка в Академгородке проводится в рамках государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Новосибирская область с учетом ее промышленного и научного потенциала изначально была определена в качестве одного из «пилотных» регионов для реализации этой программы. Так что ваш технопарк будет одним из крупнейших комплексных градостроительных проектов в азиатской части России.

Думаю, именно на примере этой работы в вашей области, проецируя его и на другие субъекты Федерации, можно уже сегодня предметно говорить о самых актуальных проблемах, связанных с созданием в нашей стране технопарков в сфере высоких технологий. Прежде всего это касается выработки согласованной позиции, отвечающей интересам как федеральных и региональных властей, так и бизнес-сообщества.

Напомню, что софинансирование строительства объектов технопарков предусмотрено из средств федерального и региональных бюджетов в равной пропорции. А для формирования деловой инфраструктуры планируется активно привлекать средства частных инвесторов.

Если говорить применительно к новосибирскому технопарку, то свое желание стать его резидентами изъявило уже свыше 80 компаний. Это в основном местные компании малого инновационного бизнеса, а также научно-исследовательские подразделения и филиалы транснациональных корпораций, среди которых такие, как Intel, Schlumberger, Siemens.

Запланированное финансирование проекта составит почти 22 миллиарда рублей.

Основным инвестором проекта выступает компания «РосЕвроДевелопмент», которая обязуется вложить в строительство 83 процента этой суммы. Остальная часть будет профинансирована за счет средств государственного и областного бюджетов.

После завершения всех строительных работ к 2012 году количество компаний-резидентов технопарка составит около 200, из которых 10 будут крупными, 25 — средними и 165 — малыми. Основными направлениями их деятельности станут нанотехнологии, информационные технологии, биомедицина, силовая электроника, приборостроение. Это будет способствовать развитию наукоемкого бизнеса в регионе, что, кстати, и является основной целью проекта.

Приведу несколько цифр. Планируется, что в результате реализации проекта годовой объем продаж продукции и услуг к 2012 году должен увеличиться до 20 миллиардов рублей, а годовой объема экспорта — до 5,2 миллиарда рублей.

Создание технопарков — это требование времени. Мы отдаем себе отчет, что сырьевая экономика — экономика природной ренты — не гарантирует России достойное место в мире. Поэтому сейчас, когда у нас имеются и финансовые, и производственные возможности, а также определенный научный задел для их диверсификации, мы просто обязаны воспользоваться предоставленным шансом.

— Можно ли назвать Новосибирскую область, ее потенциал точкой роста в системе инновационного развития российской экономики и науки?

— За последние годы областной администрации совместно с Сибирским отделением РАН и другими партнерами удалось организовать системную работу по формированию и развитию научно-технической и инновационной деятельности. Есть позитивные сдвиги и в создании системы эффективного трансфера разработок и технологий с целью производства на их основе конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.

В качестве примера отмечу следующие проекты: межрегиональная межотраслевая программа «Силовая электроника Сибири»; проект по созданию белково-витаминно-минеральных добавок для аграрно-промышленного комплекса; пилотный проект по созданию геоинформационной системы для принятия управленческих решений в случае чрезвычайных ситуаций и для управления агропромышленными хозяйствами Новосибирской области.

Развивается и инфраструктура инновационной деятельности. В 2003 году Указом Президента РФ поселку Кольцово присвоен статус наукограда и начата реализация программы его социально-экономического развития.

О реализации проекта по созданию технопарка я уже говорил. Отмечу лишь, что среди сети его инновационных центров отмечается успешная работа «Инновационного центра Кольцово», фактически выполняющего по масштабам работу регионального центра. Центр имеет положительный опыт сотрудничества со странами Европейского союза. Кроме того, совместными решениями заинтересованных административно-научных структур созданы ассоциации фирм наукоемкого бизнеса — «Сибакадемсофт» и «Сибакадеминновация», позволяющие успешно осуществлять координацию работ малых фирм по инновационной деятельности и решать социальные вопросы.

Другим важнейшим направлением повышения научно-технического потенциала области является совершенствование системы подготовки и закрепления научных и инженерных кадров, менеджеров инновационного бизнеса. В рамках президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства проводится обучение молодых предпринимателей по направлениям: «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы и кредит», «Менеджер инновационного бизнеса». С 2000 года администрация Новосибирской области за счет своего бюджета реализует целевую программу подготовки специалистов для села и городов областного значения — обучение оплачивается из областного бюджета.

Но принимаемые меры по подготовке кадров, естественно, были бы малоэффективны без создания достойных условий работы и жизнедеятельности ученых и специалистов. Скажу больше: планы инновационного развития не будут реализованы, если не будет развиваться социальная сфера, особенно жилищный комплекс. Проблема в первую очередь связана с притоком молодых исследователей и сменой поколений. Поэтому в рамках проекта программы развития территорий с высоким научно-техническим, инновационным и образовательным потенциалом этому вопросу в ближайшее время будет уделено особое внимание.

Дальнейшее наращивание инновационного потенциала Новосибирской области и в целом Сибирского региона должно обеспечить создание на базе Сибирского отделения РАН мощного научного комплекса. Комплекса, способного обеспечить качественно новое развитие производительных сил Сибири за счет достижения прорыва в ряде наиболее перспективных технологий, ускорение не менее чем в три раза процесса внедрения научных разработок в реальный сектор экономики и социальную сферу, создание системы формирования и продвижения молодых научных кадров.

Программу развития сибирского научного комплекса планируется осуществлять на трех уровнях. Первый — крупные программы национального масштаба, обслуживающие основные отрасли экономики. Это ключевые технологии для топливно-энергетического комплекса, нефте- и газохимии, цветной и черной металлургии, деревообрабатывающей и целлюлозной промышленности, лесо- и углехимии, сельского хозяйства, транспортного комплекса, телекоммуникаций, медицины и здравоохранения… Второй уровень — формирование и развитие «зон технологического и инновационного прорыва». Третий — фундаментальные исследовательские программы и развитие образования.

Говоря о «зонах технологического и инновационного прорыва», могу отметить, что их создание выступает в качестве эффективного механизма поддержки инновационной деятельности. Основой для них могут служить действующие научно-производственные комплексы, на базе которых будут отработаны механизмы инновационной деятельности академических институтов и высокотехнологических предприятий.

Сегодня в Новосибирском научном центре уже полностью сложились условия для создания такой «зоны». Имеется необходимая научная и инженерная инфраструктура, начато строительство технико-внедренческого центра. В состав Новосибирского научного центра входят 40 исследовательских институтов, каждый из которых имеет в среднем по 5 — 10 разработок, доведенных до демонстрационных образцов или до стадии быстрого внедрения, емкость рынка по этой продукции оценивается в 40 — 50 миллиардов долларов в год.

Думаю, что научно-экономический потенциал области можно с полным правом считать своего рода точкой роста в инновационном развитии национальной экономики и науки. Завершая ответ на ваш вопрос, скажу, что по мере отработки механизмов функционирования территории инновационного развития в новосибирском Академгородке и накопления опыта можно в перспективе приступить и к созданию аналогичных территорий в Томске, Красноярске, Иркутске, где имеются мощные образовательные и научные центры.

— Администрация Новосибирской области всячески способствует развитию аэропорта Толмачево. Одной из проблем этого транспортного комплекса является затянувшееся строительство второй взлетно-посадочной полосы. Каковы, на ваш взгляд, реальные сроки сдачи этого объекта?

— Вы правы, строительство новой взлетно-посадочной полосы в Толмачево, мягко говоря, затянулось. С учетом остановки работ в 1996 году — на целых двадцать лет.

Даже если не брать в расчет наши планы по созданию на базе аэропорта мощного регионального транспортного узла, проект расширения Толмачево все равно необходимо завершать в максимально короткие сроки.

У нас не так много аэропортов класса «А», технические возможности которых позволяют принимать любые виды пассажирских и грузовых воздушных судов. Кроме того, мы должны максимально использовать выгодное географическое положение Толмачево, весьма благоприятное, например, для стыковки дальних магистральных рейсов из Европы в Китай, Корею, Юго-Восточную Азию.

Аэропорт, даже в нынешнем состоянии, занимает шестое место в России по объему пассажирских перевозок и десятое место по обработке груза и почты. Только в прошлом году он обслужил более полутора миллионов пассажиров, его выручка составила почти два с половиной миллиарда рублей, что принесло предприятию прибыль около двухсот миллионов рублей. Вторая же взлетно-посадочная полоса позволит существенно увеличить производственный потенциал аэропорта, расширить его аэронавигационные возможности, более чем вдвое повысить интенсивность полетов воздушных судов.

Учитывая это, возведение второй ВПП планируется завершить в 2008 году. Чтобы не сорвать намеченные сроки, финансирование работ в этом году было увеличено на 200 миллионов рублей, а в целом расходы федерального бюджета на строительство новой полосы составят около 3 миллиардов рублей. И эти серьезные средства не должны, как говорится, уйти в песок. Они должны «работать», принося реальную прибыль.

— Новосибирская область — крупнейший транспортный узел в центре России. Одна из задач перспективного социально-экономического развития — создание многофункционального транспортного комплекса, включающего воздушный, речной, железнодорожный и автотранспорт. Как вы оцениваете сотрудничество администрации Новосибирской области с бизнесом и федеральными органами власти в решении этой задачи?

— Отвечая на этот вопрос, хочу повторить уже сказанное мною по поводу НАПО имени Чкалова: любая деятельность оценивается прежде всего по конкретным результатам. В настоящее время в области реализуется сразу несколько транспортных проектов.
В авиационном комплексе — это создание регионального хаба на базе аэропорта Толмачево.

В рамках этого проекта на развитие аэродромной части и строительство инфраструктурных объектов в течение 10 лет будет потрачено 15 миллиардов 700 миллионов рублей. Из них 12 миллиардов инвестирует группа «Промышленное развитие», около 3 миллиардов поступит из федерального бюджета и 612 миллионов предоставит область в виде налоговых льгот и субсидий по банковским кредитам.

В Толмачево будут новые пассажирский и грузовой терминалы, гостиницы, свой цех бортового питания, а также логистический, выставочный и торгово-развлекательный центры. По прогнозам, это позволит вдвое увеличить грузопоток к 2010, а пассажиропоток — к 2015 году.

Самый крупный региональный автодорожный проект — строительство Северного обхода Новосибирска — автомобильной дороги Омск — Новосибирск с мостовым переходом через реку Обь у поселка Красный Яр. Стоимость строительства первой очереди — почти 11 миллиардов рублей. Движение по этому участку планируется открыть в 2009 году. Ввод в эксплуатацию этой автодороги позволит снять с дорожной сети города такую нагрузку, как транзитный транспорт, и, следовательно, повысить комфортность и безопасность движения, улучшить экологическую обстановку.

Не менее важным является строительство дороги, дублирующей «Чуйский тракт» на участке Новосибирск — Линево. Эта дорога протяженностью 101 километр, с 11-ю мостами, 14-ю путепроводами и 7-ю двухуровневыми транспортными развязками, разгрузит федеральную автотрассу. Начало строительства планируется с 2010 года. Аналогичные меры по повышению экономической эффективности и, что не менее важно, социальной комфортности принимаются на водном и железнодорожном транспорте области.

При посещении Новосибирска в рамках рабочей поездки в Сибирский федеральный округ 1 июня этого года я проводил совещание по вопросам развития транспортного комплекса Новосибирской области. Эта задача имеет особую актуальность. Ее решение во многом предопределяет не только успех реализации проектов социально-экономического развития региона, но и эффективность функционирования всей транспортной инфраструктуры страны.

Это не преувеличение. Новосибирск относится к числу наших крупнейших транспортных центров, органически вписывающихся в систему международных транспортных коридоров. Естественно, в месте пересечения воздушных, речных, железнодорожных и автомобильных трасс должен действовать современный многофункциональный транспортный комплекс.

Только в текущем году на строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры области из федерального бюджета выделено почти 4 миллиарда рублей. Средства, сами понимаете, немалые. Эффективность их реализации напрямую зависит от четкой координации деятельности всех участников этой широкомасштабной работы. Поэтому именно согласованность действий на федеральном и региональном уровне, а также вопросы партнерства государства и бизнеса были в числе ключевых тем совещания в Новосибирске.

В завершение хочу отметить, что комплексное развитие Новосибирского транспортного узла — это своего рода пилотный проект. Здесь будут опробованы технологические и организационные подходы, которые в дальнейшем можно применять при создании других мультимодальных транспортных узлов как в Сибири, так и России в целом.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: