Новосибирск 7.7 °C

Рапс вместо солярки?

13.03.2008 00:00:00
Рапс вместо солярки?
Если в прошлом году на традиционной ежегодной Ганноверской международной технической выставке впервые в мире был продемонстрирован автомобиль, работающий на водородном топливе, то использование других альтернативных источников топлива, например, биодизеля или биоэтанола, для Европы или США достаточно распространенное явление. Казалось бы, для России с ее нефтяной синекурой рано задумываться об альтернативных источниках топлива.



И какое, скажите, дело сельскому трактористу до колебаний нефтяных котировок на Нью-Йоркской товарной бирже?! Между тем война в Ираке, убийство Беназир Бхутто, волнения в Африке существенно влияют на рост цен на бирже, а Россия прочно интегрирована в мировую экономику. Поэтому научные исследования в области энергетики привлекают внимание думающих людей, и даже не профессоров, а простых людей.

Вот какой невыдуманный эпизод из жизни мне рассказал новосибирский ученый Вадим Яковлев. В Институте катализа им. Борескова СО РАН Яковлев руководит группой, которая разрабатывает процессы получения биотоплива из разнообразного растительного сырья. Год назад в институт катализа приехала фермерша. Рассказала, что у нее крепкое хозяйство: 70 гектаров земли, трактор и все такое. Но вот беда — замучила проблема с ГСМ. Иногда ситуация доходит до того, что за одну тонну солярки приходится отдавать 12 тонн зерна. Также она выращивает горчицу, делает горчичное масло. Фермерша придумала выход: в одном научном журнале вычитала про биодизель. А к ученым приехала с просьбой: «Дайте мне аппарат для превращения горчичного масла в биотопливо. Если я все буду делать сама — выращивать горчицу, делать масло, а потом из него биодизель и на нем ездить на тракторе, то мне это будет выгодно».

«Естественно, я ответил, что производство биодизеля — не самогонку гнать. Что требуются серьезные технологии, нестандартное оборудование. Что для работы требуется использовать метиловый спирт, а при работе с ним нужны определенные допуски, и чтобы работники его не выпили по старой русской привычке…» — вспоминает Яковлев.

Фермерша уехала ни с чем, но вопросы, без преувеличения сказать, поставила глобальные. Почему все больше говорят о необходимости замены нефти, угля и газа на биотопливо? И вообще что означает этот термин?

По-прежнему главным биотопливом остаются дрова, они ведь тоже горят и не загрязняют атмосферу. Но обычно под понятием «биотопливо» подразумеваются более высокотехнологичные продукты. «Биотопливо — это топливо из биологического сырья, получаемое в результате переработки каких-либо растений (кукуруза, рапс, соя и т.д.). Различаются жидкое биотопливо (этанол, биодизель, бионефть), твёрдое биотопливо (древесные пеллеты) и газообразное (биогаз, синтез-газ, водород). Растущий спрос на биотопливо часто вынуждает сельхозпроизводителей сокращать посевные площади под продовольственные культуры и перепрофилируя их в пользу топливных», — рассказывает Вадим Яковлев. Например, все мы знаем, что из рапса можно получить рапсовое масло, которое охотно используют хозяйки.

Не оливковое, конечно, но дешевое и тоже ценный продукт питания. Но из рапсового масла также получают и биодизель. Из одной тонны семян рапса производится 350 кг биодизеля, содержащего, по сравнению с обычным, в 35 раз меньше серы и при сгорании которого образуется в два раза меньше сажи. К тому же такое топливо достаточно быстро разлагается в почве — за 21 день на 98%.

По этой причине многие страны буквально заболели «рапсоманией». Франция, например, решила вложить более одного миллиарда евро в заводы по производству биологического горючего. Планируется, что к 2010 году доля биотоплива в Европе должна вырасти до 5,75% от общего объема продаваемого горючего. В Европе уже сейчас в год производят более 7 миллионов тонн биодизеля, который получают из рапсового, пальмового или соевого масла. Не так давно Еврокомиссия приняла план по стимулированию производства биотоплива, подразумевающий значительное сокращение налогов для европейских производителей этих видов топлива, а также введение специальных дотаций для фермеров, которые будут выращивать необходимые технические культуры, в частности сахарную свеклу и рапс.

Наш ближний сосед Казахстан тоже принял специальную программу по выращиванию рапса. В России тоже ситуация движется в лучшую сторону. В Госдуму внесен на рассмотрение законопроект «О биотопливе», в котором предусмотрено производство экологически чистого горючего внутри страны. Сибирские территории тоже задумываются о биогорючем. В прошлом году в Алтайском крае утверждена краевая целевая программы «Рапс-биодизель». В Кузбассе строится завод по производству биотоплива из рапса. И в том, и в другом случае производители надеются на финансово-выгодный экспорт, прежде всего в Западную Европу. Аналогичный завод строится в Омской области.

В Новосибирской области на территории Мошковского района строится агропромышленный комплекс по производству и глубокой переработке льна и рапса. Но, по словам генерального директора ОАО «Новосибирскхлебопродукт» Сергея Яухмана, пока предприятие собирается производить только рапсовое масло для пищевой промышленности.

«Мы сильно отрезаны от рынков сбыта в Западной Европе и нам пока не актуально перерабатывать масляничные и фуражные культуры в биодизель и биотопливо. По нашим прогнозам, в ближайшие три года вряд ли покроется дефицит зерна, поэтому мы сделали ставку на продовольственный сектор. Если конъюнктура рынка изменится, предприятие быстро сориентируется на производство биодизеля из рапсового масла. В далекой перспективе я ничего не исключаю», — прокомментировал Сергей Яухман.

А вот в Куйбышевском районе Новосибирской области не побоялись трудностей и начали строительство завода по производству биоэтанола из пшеницы для использования именно как топливо.

Проект обещает дать для маленького города 600 рабочих мест, плюс толчок для развития целого кластера промышленных компаний, поэтому получил поддержку администрации Новосибирской области. Власти Куйбышева подчеркивают, что под биоэтанол уходят брошенные некогда земли.

Кстати говоря, в Новосибирской области некоторые компании уже пытались выращивать рапс для биотоплива, но бросили эту затею. Кроме рынков сбыта, существуют и другие проблемы. Для уборки и сушки рапса необходима специализированная техника. И главный «нож» в спину инвесторов: цена на биотопливо пока почти в полтора раза выше, чем на обычное топливо. Выгодным это становится только когда потребитель сам вырастил, произвел и использовал биотопливо.

«Биоэтанол не имеет самостоятельного кода товарной классификации и подпадает под режим регулирования технического этилового спирта, что в 16 раз увеличивает его стоимость и делает неконкурентоспособным. Выход в следующем: чтобы биоэтанол не попадал в разряд пищевых спиртов, необходимо организовывать производство на территории нефтеперерабатывающих заводов, чтобы здесь происходило смешение этанола и нефтепродуктов. Либо поставлять на экспорт», — подсказывают в институте катализа.

Еще нюанс. Даже полученный этанол или биодизель нельзя залить вместо бензина или солярки в двигатель автомобиля или того же трактора. «Для этого требуется существенная переделка двигателя, а это революция в автомобилестроении. Вряд ли автопроизводители пойдут на такой шаг. Но биоэтанол может использоваться как 10-процентная добавка к стандартному бензину, а биодизель — как 20-процентная добавка к дизельному топливу. От этого заметно улучшается качество топлива. Кстати, если вспомнить историю, в конце XIX века Рудольф Дизель, знаменитый изобретатель дизельного двигателя, изобрел машину для работы на арахисовом масле. А уже потом стало использоваться нефтяное топливо. Вот так рождалась история биотоплива. Биодизель получил свое название из-за того, что очень похож по своему составу и назначению с дизельным топливом», — вспоминает Вадим Яковлев.

Насколько биотопливо может быть востребовано в нашей стране? С 1 января этого года в России вступил в силу закон, запрещающий ввоз иномарок, в том числе и подержанных, не соответствующих стандарту Евро-3. Это значит, что автомобилистам придется покупать машины с более экологичным двигателем. Но особенности двигателя по данному стандарту — это то, что топливо для заправки тоже должно быть максимально экологичным. По оценкам специалистов, смесевое топливо (бензин — биоэтанол и дизель — биодизель) соответствует стандарту Евро-4.

Если мы когда-нибудь соберемся покупать биодизель, не получится ли ситуация, как с лесом? Когда кругляк вывозят за бесценок в тот же Китай, а потом российская промышленность покупает втридорога лесоматериалы. В Европе и США на протяжении последних 5 лет производство биоэтанола и биодизеля ежегодно увеличивается на 10 — 15 процентов. И здесь встает еще одна проблема. Зачастую для этих целей используется пищевой сектор. Это одна из причин роста цен на растительные масла.

«Поэтому при производстве биотоплива необходимо уйти из пищевого сектора и не допускать роста цен на продукты питания? Для этого можно, например, использовать быстрорастущие травы или отходы сельского хозяйства, которые не используются в пищевой промышленности. Например, в Европе для производства биоэтанола используют быстрорастущую траву — мискантус китайский. И нет никаких принципиальных причин, почему это нельзя делать у нас», — объясняют в институте катализа.

«Если говорить о растительных маслах, биодизеле и бионефти, то самое главное препятствие — убрать из них кислород и насытить водородом. Когда мы это сделаем, фактически получим компонент стандартного бензина или дизеля. Это направление мы развиваем у нас в институте. Цены на нефть будут расти. Будут расти цены на зерно или другие сельскохозяйственные продукты. И биотопливо будет востребовано. Главное — нельзя упускать время из-за законодательных препон, действующих стандартов на биоэтанол и обычного человеческого понимания вопроса. Инновации превращают фантастические вещи в обыденные. Можно вспомнить, что вчера мобильный телефон казался нереальным, а сегодня это обычный предмет. Так наверняка случится и с биотопливом. При этом только нельзя поддаваться на различные провокации, когда вам будут предлагать «супербиотопливо», полученное каким-либо нетрадиционным способом — кавитацией, гидроимпульсным или каким-нибудь другим физическим воздействием. Как показывает практика, чудеса случаются редко и супертоплива при этом не получается», — заключает Вадим Яковлев.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: