Новосибирск 11.5 °C

Потенциал кооперации огромен

20.03.2008 00:00:00
Потенциал кооперации огромен
Завтра отчетно-выборным собранием кооператоры области подведут итоги своей деятельности за последние пять лет. Новосибирский облпотребсоюз — один из старейших и заслуженных в России — сумел сохранить свою систему в очень сложных условиях рынка. Сейчас он объединяет 219 потребительских обществ (где трудится более девяти тысяч человек), имеет хорошо развитую материальную базу, финансово-кредитную и страховую инфраструктуру.




Кооперация вносит большой вклад в решение социально-экономических проблем области. За последние пять лет ее предприятия заплатили почти полтора миллиарда рублей налогов и сборов в бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней. Кооперация теперь — самодостаточная структура, ставшая вновь неотъемлемой частью аграрно-промышленного комплекса, без которой сложно представить жизнь наших сел.

О текущих делах системы и ее перспективах наш сегодняшний разговор с председателем Новосибирского облпотребсоюза Станиславом ЛИПСКИМ.

— Каковы итоги отчетного периода?

— За пять лет совокупный объем нашей деятельности достиг 18,4 миллиарда рублей. И все это заработано в деревне. Мы последовательно укрепляем свои позиции на потребительском рынке. Если в 1990 году доля розничного товарооборота облпотребсоюза в системе Центросоюза едва превышала два процента, то в 2007 она возросла до трех с лишним процентов. За пять лет населению продано товаров на 14,4 миллиарда рублей. Растут показатели и в других отраслях. Активно развивается производство товаров народного потребления, общественное питание. Есть определенные подвижки и в столь сложном для нас направлении, как заготовки. Так в прошлом году по сравнению с предыдущим объем закупа сельскохозяйственной продукции увеличился в 1,2 раза. Кооперативные общества возобновили заготовки лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов и ягод.

— Переход на рыночные отношения неоднозначно сказался на деятельности потребкооперации. Скажем, торговля в сельской местности больших доходов теперь не приносит и конкуренция обострилась...

— Поэтому мы постоянно ищем новые формы работы. В торговле активно развивается специализация. В 2007 году по методу самообслуживания работало 99 магазинов, торгующих продовольственными, детскими, хозяйственными товарами, строительными материалами. Система потребительской кооперации активно выполняет социальную миссию на селе. Мы все знаем, что магазин в деревне больше, чем просто магазин. Селяне приходят сюда, чтобы обсудить новости, пообщаться. И наши магазины сейчас сильно изменились по ассортименту товаров, уровню обслуживания, оснащению. В них можно купить свежую прессу, сделать заказы. Нас уже не пугает конкуренция с частниками, сетевыми структурами. Люди относятся к нам с большим доверием, чем к ним. То же самое в общественном питании. Традиционные стандарты уходят в прошлое. Теперь каждое предприятие этой отрасли должно иметь изюминку. Если это кафе или ресторан, то в них должны быть соответствующие обстановка, сервировка, обслуживание. И у нас есть прекрасные примеры организации таких предприятий в Тогучине, Чистоозерном, Искитиме, Маслянино. Их опыт надо перенимать, тиражировать. Если же говорить о нашей продукции, то тут мы ориентируемся как раз на традиции. Отказываемся от всяких «новшеств» — сомнительных ускорителей, красителей, наполнителей, которые снижают себестоимость, но никак не улучшают качество.

— И вы в состоянии конкурировать с теми, кто в своем производстве мясу предпочитает сою?

— Мы без проблем продаем свои изделия. Вот в Кыштовке вырабатывают много такой продукции, и ее с удовольствием раскупают. Что касается кооперативной промышленности, то здесь будущее за новыми технологиями. В прошедшую пятилетку мы сделали в этом направлении достаточно много. У нас появились хорошие цеха с абсолютно новой технологической цепочкой, культурой и качеством выпускаемой продукции. Переоснастили, к примеру, хлебное производство в Ордынском, Кочковском, Убинском, Карасукском и ряде других районов. Эту работу продолжим, потому что альтернативы нашему хлебу в области нет и не будет. Завезенный за триста километров хлеб и булочки проигрывают нашим не только в свежести, но и в качестве. Во многих районах у нас развита переработка рыбы. Работают прекрасные цеха в Искитиме, Тогучине, Краснозерском, Убинском, Татарске. В Новосибирске на Клещихе делаем деликатесную рыбную продукцию, которую поставляем в супермаркеты.

— Действительно, в последнее время у вас появилось много новых, порой не свойственных ранее кооперации направлений.

— И мы намерены расширять их перечень. Что, скажем, мешает кооператорам освоить выпуск простейших швейных изделий, которые сейчас везем неизвестно откуда и непонятно какого качества. Думаю, в каждом районе надо иметь цеха по производству рабочей одежды, постельных принадлежностей, детских изделий и так далее. Это не требует больших капитальных затрат. Нетрудно подобрать для них и помещения. И у нас есть прекрасные швейные цеха в Криводановке, Венгерово, Искитиме, Убинском, Чистоозерном, Ордынском, которые выпускают качественную продукцию. Областная администрация поддерживает проекты по развитию услуг на селе. И в нашей системе появляются парикмахерские, ателье по ремонту одежды, бытовой техники. Одно из новых направлений — гостиничный бизнес. Мы взяли на хороших условиях, например, гостиницу в Венгерово, которая нормально работает. Содержим гостиницы в Убинском, Чулымском районах, Новосибирске. Опыта большого в этом деле, конечно, нет. Но лично я считаю, что работу надо искать. Есть ниша в районе — ее надо осваивать.

— Для таких масштабных задач нужны немалые деньги.

— Теперь это не проблема. Банки нам охотно дают кредиты. Ими надо только грамотно пользоваться. Есть у нас и свой кредитный центр — «Новосибирсккоопбанк», который успешно финансирует предприятия системы. Так, за 2007 год по сравнению с предыдущим объем выданных им кредитов увеличился в 1,3 раза. Банк активно участвовал в программе технического переоснащения торговых предприятий потребительской кооперации области. Объем предоставленных на эти цели кредитов возрос по сравнению с 2006 годом на 37 процентов, доля их в составе кредитного портфеля банка составляет 33,8 процента. В этом году коопбанку исполняется 15 лет. И у нас большие планы по его дальнейшему развитию.

— А планируете ли поднять на современный уровень заготовки?

— Вот говорят, что нельзя заготовить конкурентоспособную продукцию на подворье. Необходимо, мол, строить цеха по убою скота. Да, надо. Но когда приходишь на любой рынок, там нет продукции промышленного убоя. И ничего. Людей устраивает продукция, заготовленная «на соломе». Другое дело, что должен быть надлежащий санитарный контроль ее качества. И в этом плане кооперативные рынки могут конкурировать с кем угодно. Будем развивать их и дальше, потому что в ближайшие годы услуги рынков останутся востребованными. В области заготовок надо, конечно, продолжить работу по формированию эффективной сети продвижения сельскохозяйственной продукции к потребителю и ее переработке. Прежде всего серьезно заниматься договорами контрактации: адресно работать с каждым сельским двором, помогать кормами. В качестве хорошего примера могу привести работу заготовителей Искитимского, Татарского, Карасукского районов. Здесь у кооператоров хорошие взаимоотношения с фермерами, которые поставляют свою продукцию только кооперации, потому что знают: там и денежки отдадут сразу, и не обидят в цене.

— Выполняя свою социальную роль на селе, не забываете ли вы о защищенности собственных работников?

— Если начать с проблем, то необходимо повышать заработную плату. Но мы должны понимать, что ее надо заработать. А поэтому следует увеличивать объемы, увеличивать рентабельность, считать деньги… Тогда и материальная заинтересованность будет выше. В наших традициях всегда была забота о ветеранах. Лечим их бесплатно, постоянно встречаемся в праздники, оказываем материальную помощь, особенно, если случилась какая-то беда. Хотя хотелось бы делать для них больше. Мы сумели сохранить кооперативный техникум. Там получают образование свыше трех тысяч студентов, среди которых и дети наших работников. Помогаем учить их. Надеюсь, что в будущем мы сможем строить жилье, улучшать условия труда. Наши замечательные труженики тоже должны жить лучше и богаче.

— Новым руководством Центросоюза (где вы сейчас, кстати, возглавляете комиссию по этике) разработана новая концепция развития потребительской кооперации. Что это за концепция и насколько она совпадает с вашими планами?

— Практически у нас сейчас нет расхождений во взглядах на перспективы. В концепции определены основные направления совершенствования кооперативного хозяйства, усиления роли потребительских обществ и союзов в повышении жизненного уровня тружеников села, пути реализации важнейших народнохозяйственных программ и приоритетных проектов. В частности, в 2008 году предусматривается интенсивное развитие кооперативной промышленности, заготовок и переработки сельскохозяйственной продукции. Намечается продать товаров населению области больше чем на 4,5 миллиарда рублей. Время антикризисных мер прошло. Система взяла курс на рентабельную работу всех организаций. За счет этого будет создано не менее четырехсот новых рабочих мест. Как и раньше, эти планы будут осуществляться в рамках соглашения между потребсоюзом и обладминистрацией. В истекшем пятилетии мы практически полностью выполнили все пункты этого соглашения (исключая заготовки). Вышли на запланированные цифры по объемам продаж на селе, производству товаров, созданию рабочих мест. Учитывая заинтересованность власти в развитии депрессивных территорий, социальная значимость потребительской кооперации возрастает год от года. И потенциал ее поистине огромен. В этом я абсолютно уверен.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: