Новосибирск -2.5 °C

Общественный транспорт — не роскошь

06.05.2009 00:00:00
Общественный транспорт — не роскошь
Депутаты Новосибирского облсовета, несмотря на сложную экономическую ситуацию, намерены внести в бюджет области 2009 года поправки, предусматривающие увеличение выплат транспортным компаниям за перевоз так называемых льготников — с 8 до 9 рублей за каждую поездку. Взамен народные избранники рассчитывают получить от перевозчиков согласие не только не увеличивать в ближайшей перспективе общие тарифы на проезд в общественном транспорте, но и подумать о возможностях их снижения в целях обеспечения большей транспортной доступности для населения.



Проект поправок в раздел бюджета Новосибирской области на 2009 год, касающийся социальной политики и соцобеспечения населения членами комитета облсовета по транспортной, промышленной и информационной политике, уже подготовлен. Депутаты предлагают в текущем году увеличить возмещение расходов перевозчикам за каждый проезд льготника на общественном транспорте с прежних 8 до 9 рублей, что в общей сумме должно составить более 388 млн рублей. Аналогичные меры будут приняты также в отношении компаний, занимающихся междугородным внутриобластным сообщением и водным транспортом (более 19 млн рублей), а также пригородного железнодорожного сообщения (121 млн рублей). В 2010 и 2011 годах процесс увеличения выплат предполагается продолжить.

Комментируя данную инициативу, глава комитета Сергей Титков признал, что в сложившейся экономической ситуации изыскивать средства для дополнительных расходов — задача не из простых. Однако дал понять, что подобная тактика в конечном итоге должна стать хорошей поддержкой не только для перевозчиков, но и всех жителей области, пользующихся общественным транспортом.

Заметив, что «иметь равную транспортную доступность — конституционное право каждого гражданина, где бы он ни жил и какими бы доходами ни располагал», и задача власти — «такую возможность людям предоставить», депутат напомнил, что на сегодняшний день стоимость проезда в обычных городских автобусах достигает 16 рублей, что для большинства граждан весьма ощутимо. В то же время значительная часть населения, имеющая права на социальные льготы, пользуется общественным транспортом бесплатно — бюджет компенсирует перевозчикам по 8 рублей за каждую такую поездку. Свои пожелания об увеличении этих выплат хотя бы еще на один рубль руководители транспортных компаний стали высказывать еще в прошлом году, когда цены на ГСМ росли едва ли не еженедельно. Падение цен на нефть на мировом рынке остроту данной проблемы снизило. Однако желание перевозчиков стабильно получать из бюджета большие суммы в связи с инфляцией, ростом расходов на техобслуживание транспортых средства и т.п. осталось. И, по мнению Сергея Титкова, в этом есть свой плюс, поскольку власти, вступая в разумный диалог с этими компаниями, имеют возможность выдвигать встречные предложения. «Мы посчитали увеличение тарифа возмещения до 9 рублей шагом вполне обоснованным», — рассказывает депутат. — И когда в мае-июне облсовет будет рассматривать изменения в бюджет области, наш комитет будет предлагать такое увеличение выплат. Но перед перевозчиками при этом будет поставлена цель, как минимум, не повышать общие тарифы на проезд, а еще лучше — подумать о возможностях их снижения».

Сергей Титков также заметил, что у новосибирских властей уже имеется весьма богатый опыт по регулированию ситуации на транспортном рынке. «В 90-е годы, когда пассажирскими перевозками только начали заниматься частники, рынок был «диким», — вспоминает народный избранник. — О том, что происходило 10 лет назад, мы вспоминаем с дрожью. Тогда многим казалось, что работать в данной сфере может кто угодно — лишь бы имелось какое-нибудь средство передвижения. При этом практически не было законов, которые бы регулировали ситуацию. Приходилось руководствоваться нормативами, оставшимися с 60-х годов… Но ситуацию удалось выправить. В 1999 году Новосибирская область стала первым регионом России, который принял закон «О пассажирских перевозках»… Недавно облсовет принял еще один закон — «О транспортном обслуживании», который так же работает». Удалось Сергею Титкову и его коллегам решить и наиболее сложную задачу — определить точные объемы участия бюджета в пассажирских перевозках. «В 2001 году мы наладили учет и бюджетное финансирование льготников на пригородном железнодорожном транспорте», — рассказывает депутат. — Это был очень важный момент: поначалу железнодорожники говорили о том, что бюджет должен возмещать им около 120 млн рублей, но уже по первому реестру стало видно, что данная сумма в реальности значительно меньше — лишь 43 млн рублей.

В итоге расчет с железной дорогой был произведен копейка в копейку, и уже многие годы никаких проблем в оплате их затрат не существует. Более того, эта система служит примером для других городов — точно так же наладили работу в Омской и Кемеровской областях, Алтайском крае... Пять лет тому назад мы составили реестр льготников по межрайонным автобусным маршрутам… Основные вопросы возникали по перевозкам в Новосибирске: поначалу расходы за перевозку льготников возмещались только муниципальным транспортным компаниям. С мэрией Новосибирска по данному поводу неоднократно возникали споры. С самими перевозчиками тоже приходилось вступать в полемику. Например, как-то раз мой коллега Геннадий Палков, возглавляющий МУП ПАТП-4, заявил, что бюджет должен возмещать расходы на 58 поездок каждого льготника. В ответ на это я предложил ему предоставить соответствующие данные, которые бы подтверждали эти расходы, поскольку нельзя в бюджет просто так, со слов, закладывать какие-то суммы. И первый реестр показал, что в среднем один льготник совершает не 58, а лишь 43 поездки… Со временем стало понятно, что единственно верный путь к тому, чтобы в полной мере возмещать новосибирским транспортникам их расходы, — введение электронных транспортных карт. Также было очевидно, что точно таким же образом расходы необходимо возмещать и частным перевозчикам. И три года назад такая программа в Новосибирске была запущена: по электронным картам люди могут ездить не только в автобусах, но и в трамваях, метро, троллейбусах, маршрутных такси. Причем наш опыт опять же был передовым для России: многие города внедряют такую практику лишь сегодня». По словам Сергея Титкова, в настоящий момент электронные транспортные карты осваивают в Новосибирском сельском районе, Кольцово, Бердске, Искитиме.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: