Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Административный регламент МВД разрешил «засады» и потребовал хороших манер.

2009-09-04
Административный регламент МВД разрешил «засады» и потребовал хороших манер.
День знаний примечателен в этом году для молодых и зрелых водителей: 1 сентября вступил в силу административный регламент МВД, который призван вывести взаимоотношения инспектора ГИБДД с водителем на качественно иной уровень. Новый регламент является ведомственным документом (приказ МВД № 185) и предназначен в первую очередь для сотрудников ГАИ. Но в МВД полагают, что с ним могут быть знакомы и автомобилисты.



Например, в документе говорится: «В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на «вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку».

Кажется, ничего нового? Да, встречались нам и раньше на дорогах порядочные и вежливые служаки ГИБДД. А нередко — и не встречались. Отныне хороший тон прописан административным регламентом. Интересно, что новый документ определяет массу других нюансов поведения сотрудников ГИБДД на дороге, влияющих на репутацию службы и, в конечном счете, безопасность дорожного движения.

Честь не надо отдавать
Согласно новому регламенту инспектор не обязан отдавать честь остановленному водителю — достаточно представиться и при необходимости показать удостоверение. Как считают в МВД, эта процедура нереальна по техническим причинам — офицеру просто неудобно поднимать руку с жезлом к козырьку.

Новый регламент более четко определяет и то, каким именно образом автоинспекторы должны осуществлять свою деятельность: они могут вести открытое наблюдение, «сидеть в засаде» или следить за движением, находясь в потоке других автомобилей. Раньше гаишники могли преследовать и останавливать участников дорожного движения на так называемых «автомобилях скрытого контроля» — патрульных машинах без специальной окраски и спецсигналов. Теперь эти возможности ограничиваются.

Да, по сути, в регламенте пошагово расписаны все действия инспекторов в различных ситуациях.

Приведем выдержки из административного регламента МВД РФ (приказ № 185):

П.23. Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и других нормативных правовых актов. Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий.

П.44. При осуществлении контроля за дорожным движением с применением технических средств фиксации нарушений ПДД могут использоваться естественные и искусственные укрытия.

П.66. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена ПДД, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

…В регламенте прописано даже то, с какой стороны инспектор должен подходить к автомобилю: «Обращение к водителю должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны».

Но не стоит забывать, что инспектор ГИБДД — это милиционер, который обязан поддерживать общественную безопасность, бороться с преступностью. Он имеет законные полномочия предложить водителю выйти из машины для сверки номеров с документами, проведения личного досмотра и т. д., а также, если требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, для оказания помощи или когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника. Вывод: выйти из машины, если этого захочет инспектор ГИБДД, придется.

В регламенте об этом говорится так:

П.70. «Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

а) выйти из транспортного средства в случаях:
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния; для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза; когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции; когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;

в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов».

Еще интересный момент: документ разъясняет сотрудникам ГИБДД разницу между осмотром машины и ее досмотром. Осмотр предусматривает лишь «визуальное обследование» автомобиля или груза, который в нем находится, при этом не составляется никаких административных документов. Досмотр же может проводиться в случае отказа водителя от осмотра — и тогда инспектору будет необходимо составить протокол в присутствии двух понятых.

О видеофиксации и деньгах
Одно из нововведений заключается в том, что документ прописывает возможность использования аудио- и видеотехники как инспектором, так и участником дорожного движения.

«Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством».

«С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно... Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг».

«Запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы, за исключением необходимых для осуществления административных действий».

На дороге все равны
Прочитав этот заголовок, водитель скептически усмехнется: а когда это было?! Да, если инспектор увидит, например, что высокий чиновник за рулем в пьяном виде, разве он посмеет его остановить? Если вдруг отважится на такой поступок, то потом окажется виноватым.

И вот новый административный регламент прописывает действия инспектора ГИБДД в отношении чиновников крупного ранга или лиц, обладающих иммунитетом, например, иностранцев: «Предъявление сотруднику (ГИБДД) участниками дорожного движения... служебных удостоверений, иных документов не является основанием для ограничения предоставленных сотруднику полномочий». Проще говоря, отныне инспектор обязан отобрать права до выяснения обстоятельств у пользующегося иммунитетом должностного лица, например, судьи или прокурора, если он нарушает ПДД.

Исходя из духа и содержания нового документа МВД, сотрудники ГИБДД должны теперь более активно помогать инвалидам, престарелым и детям перейти дорогу и улицу, если такая помощь им необходима, а также оказывать содействие людям в других случаях, прописанных в регламенте. Получится ли все это?

Интернет-сайт МВД (www.mvd.ru), а также сайты территориальных органов управления ГАИ своевременно сегодня размещают сведения о местонахождении, контактных телефонах, интернет-адресах и адресах электронной почты подразделений ГИБДД и дежурных частей. Автовладельцы, недовольные обращением с ними инспектора, могут подготовить и отправить жалобу по e-mail, указав при этом свои ФИО, суть жалобы и пути обратной связи.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год