Новосибирск -2.5 °C

Главное — качество экономического роста

09.09.2009 00:00:00
Главное — качество экономического роста
Окружным информационным центром «Сибирь» было предложено журналистам средств массовой информации разных регионов задать в интернет-сети вопросы полномочному представителю Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Анатолию Квашнину. И вот на сайте округа появились развернутые ответы Анатолия Васильевича. Они касаются экономических перспектив как отдельных территорий, так и Сибири в целом, различных сфер промышленности, сельского хозяйства, науки, деятельности бизнес-структур, социальной политики государства.



Сегодня «Советская Сибирь» знакомит читателей газеты с ответами Анатолия Квашнина на наиболее актуальные для жителей нашего региона вопросы. Вместе с другими журналистами печатных и электронных средств массовой информации в интернет-пресс-конференции принял участие и наш специальный корреспондент.

— Анатолий Васильевич, какие основные приоритеты определены в дальнейшем развитии Сибирского федерального округа? Предполагается ли принятие отдельной правительственной программы стратегического развития Сибири и участие в её разработке институтов Сибирского отделения Академии наук?

— Стратегия социально-экономического развития Сибири была утверждена Правительством Российской Федерации в июне 2002 года. В документе представлены основные направления развития макрорегиона, которые остаются актуальными и сейчас.

В настоящее время идет работа по актуализации Стратегии социально-экономического развития Сибири, в которой самое активное участие принимают ученые сибирских отделений Российской академии наук, Академии сельскохозяйственных наук и Академии медицинских наук. График работ составлен совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации. Согласно этому графику проект Стратегии должен быть внесен в Правительство Российской Федерации в начале будущего года. Пока же завершаются согласования с Министерством регионального развития Российской Федерации основных положений этого важнейшего для Сибири документа.

Главная цель Стратегии определена: новое качество экономического роста, достойный уровень и высокое качество жизни населения в Сибирском федеральном округе как основное условие устойчивого развития всей России. Другими словами, крепкая, развитая Сибирь, являющаяся географическим центром России, основой ее целостности.

Чтобы достичь этой цели, необходимо сначала улучшить демографическую ситуацию, создать комфортные условия для проживания и экономической деятельности сибиряков. Затем провести масштабное техническое перевооружение экономики и профессиональную переподготовку экономически активного населения. Следствием этих двух действий должна стать высокая производительность труда, гораздо выше, чем в среднем по России.

Среди приоритетов развития Сибири первым и основным еще долгое время будет оставаться сырьедобывающая отрасль. Второй приоритет — организация глубокой переработки минеральных и природных ресурсов. Третий — формирование энергетического и инфраструктурного потенциала. Четвертый — развитие сибирского машиностроения, чтобы обеспечить сырьевую, перерабатывающую и энергетическую отрасли высокотехнологичными машинами и оборудованием. Пятый, особый, приоритет — агропромышленный комплекс, который должен развиваться на высокотехнологичной научной основе при условии высокой экономической эффективности. В соответствии с этими приоритетами разработаны стратегические задачи и механизмы их реализации.

Нами также предусмотрен комплекс первоочередных мер, который позволит перейти к ускоренному социально-экономическому развитию Сибири. Мы считаем, что необходимо ввести преференции жителям Сибири в виде однократного безвозмездного предоставления земли, местных строительных материалов, а именно леса, для строительства индивидуального жилья и ведения подсобного хозяйства, строительства энергетической, транспортной, инженерной инфраструктуры в местах комплексной жилой застройки. Необходимо ускорить и строительство жилья социального найма.

В связи с этим должны быть усилены меры государственной поддержки развития стройиндустрии и промышленности строительных материалов в сибирских регионах — налоговые каникулы, льготное налогообложение инвестиций в основной капитал, возмещение части банковской ставки по инвестиционным кредитам, а также существенное — в десять раз — увеличение государственных капиталовложений в транспортную инфраструктуру восточной части страны.

Необходимо увеличить государственный заказ на подготовку специалистов высшего и среднего звена для экономики Сибири. Организовать систему подготовки специалистов высшего, среднего звена, рабочих в малых и средних городах, сельских поселениях по специальностям, необходимым для работы в сибирских регионах. Наряду с этим нужно ввести ограничения на привлечение рабочей силы из-за пределов округа для работы вахтовым путем; сформировать в южной приграничной части Сибири систему современных населенных пунктов.

Все эти меры должны в конечном итоге обеспечить высокие стандарты жизни в условиях неблагоприятного климата, создать необходимый баланс доходов и уровня потребления.

Если говорить о конкретных регионах, то должен сказать, что перспективы есть у всех. Я говорил это всегда и повторю сейчас: в Сибирском федеральном округе нет депрессивных территорий. Есть территории, потенциал которых не раскрыт или еще не использован. У всех наших регионов есть шанс стать, если не донорами, то самодостаточными субъектами Федерации.

— Планируются ли в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС проверки гидросооружений на территории округа, в частности, Иркутской, Братской и Усть-Илимской ГЭС? Какие меры еще будут приниматься для обеспечения устойчивого энергоснабжения Сибири?

— В результате аварии на Саяно-Шушенской ГЭС произошли кардинальные изменения баланса энергетических мощностей Сибирского федерального округа. Можно сказать, что с 17 августа 2009 года наступил новый этап работы для всей Объединенной энергетической системы Сибири, причем в очень сложном режиме.

До аварии суммарная генерируемая мощность всех электростанций Сибири и общее потребление составляло 20,5 ГВт. Из них 14,5 ГВт приходилось на гидроэлектростанции, 5,9 ГВт — на тепловые, и 0,1 ГВт обеспечивали внешние перетоки. После аварии и полной остановки Саяно-Шушенской ГЭС гидроэлектростанции стали выдавать 9,7 ГВт. Это на 4,8 ГВт ниже прежних показателей. Сразу же было принято решение о дополнительной загрузке тепловых станций, но они смогли увеличить производство электроэнергии только на 3,5 ГВт. Оставшийся дефицит пришлось покрывать за счет увеличения внешних перетоков.

Тепловые электростанции смогли начать выдавать дополнительные мощности за счет существовавшего резерва и ввода оборудования из так называемого холодного резерва, который используется в зимний период. При этом они должны продолжать плановые ремонты и текущее техобслуживание, поскольку до начала отопительного сезона у нас остается совсем немного времени.

Я привел цифры по энергопотреблению в летнее время, а зимой, из расчета последних четырех лет, понадобится не менее 30,5 ГВт электроэнергии. В связи с этим вопрос обеспечения энергобезопасности выходит на первый план. Для того чтобы войти в зиму с достаточно гарантированной стойкостью, уже сейчас в каждом регионе начаты проверки энергообъектов, в том числе и линий электропередачи.

В перспективе нам потребуются дополнительные энергетические и сетевые мощности. Наряду с модернизацией существующих объектов электроэнергетики необходимо ускорить строительство новых, в том числе и высоковольтных линий. Работа в этом направлении также уже ведется.

Мы в Сибири всегда уделяли большое внимание устойчивости жизнеобеспечения социальной сферы и промышленных объектов в отопительный сезон. А предстоящая зима будет для нас необычной во всех отношениях. Поэтому мною подписано распоряжение об образовании комиссии по контролю за подготовкой и прохождением осенне-зимнего отопительного периода в регионах Сибирского федерального округа. В состав комиссии вошли руководители Объединенного диспетчерского управления Сибири, Западно-Сибирской железной дороги, Сибирской энергетической ассоциации, Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», а также главы регионов — они же руководители региональных оперативных штабов, которые будут работать в субъектах федерации.

Состояние всех энергообъектов Сибирского федерального округа будет проверено самым тщательным образом. Региональные штабы проконтролируют подготовку к зиме, осуществят координацию и взаимодействие между поставщиками топлива, производителями и потребителями тепло- и электроэнергии.

Что касается роста тарифов, то некоторого увеличения избежать вряд ли удастся. Особенно в Республике Хакасия, поскольку регион потреблял электроэнергию, которую вырабатывала Саяно-Шушенская ГЭС, теперь же приходится использовать энергию теплостанций. А она, как известно, более дорогая.

24 августа в Улан-Удэ на совещании по вопросам социально-экономического развития Сибирского федерального округа Президент России Дмитрий Медведев обратил на эту проблему особое внимание. Он сказал, что нужны очень взвешенные решения в области тарифной политики и нельзя допустить необоснованного роста стоимости электроэнергии. Соответствующее поручение глава государства дал Правительству.

— В последнее время все активнее идут разговоры об экономичной энергетике. Тема очень востребована обществом: энергетическая составляющая в стоимости товаров и услуг высока, тарифы растут. Понятно, что природные запасы газа и угля, на которых преимущественно работают сибирские ТЭЦ, исчерпаемы. По какому пути, на ваш взгляд, будет развиваться отрасль? Какие перемены ее ждут в ближайшей перспективе? Какой должна быть энергетика Сибири в идеале?

— Развитие энергетики должно идти по пути, во-первых, рационального использования невозобновляемых источников — угля, нефти, газа, в том числе и попутного, который мы сейчас сжигаем в факелах, метана угольных пластов, который также можно использовать. Во-вторых, нужно активнее расходовать возобновляемые источники — малую гидроэнергетику, энергию ветра и солнца, атомную энергию. В-третьих, повсеместно, от населения до крупных предприятий, сырьедобывающих компаний и объектов ЖКХ, применять энерго- и ресурсосберегающие технологии.

По оценкам специалистов, в настоящее время энергоемкость российской экономики в два раза выше, чем мировой экономики в целом, и в 3,5 раза превосходит среднеевропейский уровень. Вместе с тем потенциал энергосбережения в системе теплоснабжения доходит до 60 процентов. Знает ли каждый из нас об этом? Для примера, в Норвегии курс энергосбережения является частью общей школьной программы, а с населением проводится разъяснительная работа по вопросам энергоэффективности, в том числе и через средства массовой информации.

— Какие меры принимаются для решения проблемы увольнения работников и задержек заработной платы?

— Прежде всего принимаются меры профилактического, упреждающего характера. Главное — четко прогнозировать ситуацию. Необходимо заранее знать масштабы сокращений и разрабатывать меры по трудоустройству людей не после, а до того, как они останутся без работы.

В аппарате полномочного представителя создана рабочая группа по мониторингу социально-экономической ситуации в регионах Сибирского федерального округа. Силами служб занятости населения осуществляется еженедельный контроль ситуации на рынке труда, что дает ее объективную оценку и качественный прогноз на ближайшие два-три месяца. То есть мы знаем, сколько и в какие сроки людей будет уволено, каких профессий. Службы занятости также аккумулируют информацию о том, какие профессии будут востребованы в ближайшее время.

В каждом субъекте Федерации приняты программы мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Эти программы финансируются из федерального бюджета. Работа ведется по нескольким направлениям. Одно из основных — опережающее профессиональное обучение, профессиональная переориентация и переподготовка. Очень важно при этом учить именно тому, что будет востребовано на рынке. Второе направление программы — организация общественных работ, стажировок, временное трудоустройство людей.

К слову, особое внимание сегодня необходимо уделять не только социальной поддержке работающих, но и адресной работе с выпускниками вузов. Нельзя, чтобы человек уходил в никуда. Нужно работать с каждым персонально, обеспечить всей необходимой информацией о подходящих вакансиях. Причем не только в конкретном городе, а во всех регионах Сибири. Ведь молодые специалисты, в отличие от старшего поколения, более мобильны, а значит, способны поменять место жительства. Нужны и меры стимулирующего характера по отношению к предприятиям, которые принимают на работу молодых специалистов. Например, в Алтайском крае часть затрат предприятий, обеспечивающих трудовые места для стажировки молодежи, компенсируется из средств программы.

Третье важнейшее направление — развитие малого предпринимательства и самозанятости населения. Здесь и выделение стартовых средств для начинающих предпринимателей, и комплексная увязка действий всех органов власти в сфере развития малого, среднего бизнеса, и информационная помощь. В частности, необходимо показать возможные ниши для открытия своего дела.

Кстати, сейчас Сибирский федеральный округ по удельному количеству малых предприятий находится вместе с Северо-Западным федеральным округом на первом месте.

В Сибирском федеральном округе разработана и одобрена Концепция формирования системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ Сибирского федерального округа. Она будет выполняться в три этапа. На первом — создание центров поддержки предпринимательства, которые работают по принципу «одного окна», в муниципальных образованиях — районе, городском округе, городском поселении. Второй этап — создание центров поддержки в регионах. Третий этап — четкая регламентация деятельности и взаимодействия всех структур — органов власти, субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, образовательных учреждений, предпринимательских ассоциаций и финансовых институтов. Среди прочих мер эта Концепция позволит создать более благоприятные условия для того, чтобы каждый, кто хочет и готов заниматься своим делом, смог бы этого добиться.

Контроль ситуации в сфере выплаты заработной платы — это также одна из основных задач рабочей группы при полномочном представителе. Комплексную работу в этой сфере проводят Государственные инспекции труда, органы исполнительной власти регионов округа, правоохранительные органы.

По состоянию на 1 августа 2009 года суммарная задолженность по заработной плате в целом по Сибирскому федеральному округу составила 1,365 миллиарда рублей. Это на восемь процентов меньше по сравнению с данными на 1 июля 2009 года. Недополучили заработанные деньги более 80 тысяч человек. На 1 августа самый значительный размер задолженности сохраняется в Новосибирской области (253 миллиона рублей), Красноярском крае (250 миллионов), Иркутской области (184 миллиона рублей).

В целом можно сказать, что ситуация управляемая и не носит масштабного обвального характера. Зачастую в общем объеме задолженности в том или ином регионе более половины приходится на два-три действительно проблемных предприятия. С каждым из них, вне зависимости от размера долгов, необходимо работать целенаправленно. Такая работа проводится силами органов исполнительной власти регионов, правоохранительных структур.

— Будет ли создан в Сибирском федеральном округе координационный совет Ассоциации молодых предпринимателей России?

— Ассоциация молодых предпринимателей России — общественная организация. И принимать решение об образовании окружных представительств или иных координационных органов — дело участников этой организации.

Со своей стороны расширение общественных объединений, организацию региональных представительств, а также их выход на уровень Сибирского федерального округа оцениваю только позитивно. Для аппарата полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе взаимодействие с общественными организациями — одна из актуальных задач. Особенно в сфере развития предпринимательства.

В Сибирском федеральном округе мы создаем систему региональных и муниципальных центров поддержки предпринимательства. В соответствии с Указом Президента России создан совет при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе по содействию развитию малого и среднего предпринимательства. Среди его задач — взаимодействие с общественными объединениями.

— Фактически несколько соседствующих с Новосибирской областью регионов обзавелись либо технопарками, либо агротехнопарком. О будущем агротехнопарка на территории Новосибирской области существуют разные точки зрения. Насколько реально его создание у нас и как может содействовать этому руководство Сибирского федерального округа?

— На территории ряда соседствующих регионов Сибирского федерального округа создаётся четыре технопарка. Это технико-внедренческая особая экономическая зона в Томске, технопарк в новосибирском Академгородке, Кузбасский технопарк и агротехнопарк в Алтайском крае.

Новосибирск, Томск, Кузбасс и Алтай — это наиболее плотно заселенная часть Сибири, территория с высокой плотностью транспортной, финансовой инфраструктуры. И сосредоточение на этой территории технопарков в некий географический «ромб» будет иметь исключительно положительный эффект, прежде всего благодаря более оперативному научно-информационному обмену.

Новосибирск и Томск являются крупнейшими в Сибири научными центрами с богатейшим инновационным потенциалом. Но лишь при условии грамотных шагов в реализации этого потенциала он начинает действительно работать на создание благ в различных отраслях и практическом применении для человека. Поэтому основная цель технопарков — формирование условий для коммерциализации потенциала научно-технического и образовательного комплекса регионов. И то, что некоторые специализации в новосибирском и томском технопарках пересекаются (биомедицинские, телекоммуникационные технологии и промышленная электроника) — это оправданно, прежде всего с точки зрения поддержки конкурентной среды и, как следствие, более глубокой исследовательской деятельности, возможно, совместной.

Сдача в эксплуатацию первой очереди технопарка в Новосибирске планируется в IV квартале 2010 года. При этом строительство всей инфраструктуры будет осуществлено к 2013 — 2015 годам.

Создание технопарка сельскохозяйственной направленности именно в Алтайском крае наиболее оправданно, поскольку край является одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов не только у нас в Сибири, но и во всей Российской Федерации. Проект концепции агротехнопарка должен быть разработан уже осенью этого года.

Ведется также работа по созданию агротехнопарка «Сибирский» в масштабах Сибирского федерального округа. В июне 2009 года проект в целом одобрен на заседании Совета при полномочном представителе, Совета законодателей округа и Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Идея также поддержана в Министерстве сельского хозяйства страны и Российской академии сельскохозяйственных наук. Разработчиком выступает Сибирское отделение Россельхозакадемии. Уже подготовлена концепция деятельности агротехнопарка, его функциональная схема и проекты уставных документов. К реализации проекта планируется приступить в конце 2009 года.

— Срок окупаемости коммерциализации любой научной разработки составляет минимум семь лет. Инвесторы боятся вкладывать деньги в отдаленную перспективу. А страна нуждается в тиражировании наукоемкой продукции. Как разрешить эту коллизию и сделать коммерциализацию науки притягательной для инвесторов?

— Необходимо понизить барьеры, которые сегодня существуют на пути инноваций. Сроки окупаемости вложений в науку мы не снизим. Однако упростить выход на рынок для инвестора, создать необходимую инфраструктуру, сделать законодательство в инновационной сфере максимально благоприятным — для этого есть все возможности.

В частности, недавно приняты изменения в законодательство, которые позволяют создавать специальные малые предприятия при университетах и колледжах, где выпускники смогут работать по специальности или заниматься научными исследованиями. В Сибирском федеральном округе продолжается процесс формирования сети технопарков разной специализации, основная задача которых состоит в формировании условий для эффективного воплощения в реальность научных и технических идей.

— Насколько активно включается Новосибирское авиационное производственное объединение имени Чкалова в выполнение государственной программы подъема отечественного авиастроения, заказов (обычных и оборонных), о которых сообщалось в средствах массовой информации? Когда выйдет на авиалинии Сибирского федерального округа самолет Суперджет-100?

— В последние годы ОАО «НАПО имени В.П. Чкалова» получило большой государственный заказ на производство как военной продукции, так и продукции гражданского назначения.

В сфере гражданской авиации одним из основных направлений деятельности НАПО является производство российского регионального самолета семейства Суперджет-100. На предприятии делают пять отсеков лайнера — носового, двух хвостовых, горизонтального и вертикального оперения. Это практически 40 процентов корпуса самолета. В настоящее время предприятие изготовило и отправило на сборочный завод в город Комсомольск-на-Амуре более десяти комплектов отсеков самолета.

Суперджет-100 уже участвовал в показах на авиационных салонах МАКС в Москве и в французском Ле Бурже. Когда самолет выйдет на авиалинии Сибирского федерального округа, сказать сложно. Закупка самолетов — это корпоративная политика авиакомпаний. Они сами принимают решения по этому вопросу, но надеюсь, что в ближайшие годы эти комфортабельные лайнеры будут парить и на просторах Сибири.

На сегодняшний день два самолета подготовлены к передаче заказчику и скоро поступят в эксплуатацию.

— При посещении нашего региона в этом году заместитель министра МВД России на пресс-конференции, в частности, подчеркнул, что в Новосибирске неудовлетворительно ведется борьба с коррупцией и оборотом наркотиков. Каковы результаты принятых антикоррупционных мер и мер по пресечению наркоторговли в Новосибирске и Сибирском федеральном округе?

— По результатам комплексной проверки, которая была проведена в 2008 году, работа органов внутренних дел Новосибирской области получила удовлетворительную оценку. Что касается антикоррупционной деятельности и борьбы с наркотиками, здесь есть недостатки. Их устранению и была посвящена работа коллегии ГУВД Новосибирской области, которую в январе 2009 года провел заместитель министра внутренних дел Николай Овчинников.

За январь — июль 2009 года в целом по Сибирскому федеральному округу окончено расследование 16369 уголовных дел по наркопреступлениям. Это на 5,3 процента больше аналогичного периода прошлого года (по России увеличение составило 4,4 процента).

Если говорить о Новосибирской области, то можно привести следующие цифры. В регионе изъято 409 килограммов наркотиков. Область на втором месте среди других регионов округа по росту выявления организованных преступных групп в сфере оборота наркотиков. Безусловно, по некоторым показателям регион отстает: у него, например, десятое место по динамике выявления всех наркопреступлений.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: