Новосибирск 12.3 °C

Сокращать нельзя наращивать. Где будем ставить запятую?

15.10.2009 00:00:00
Сокращать нельзя наращивать. Где будем ставить запятую?
Как жаль иногда, что нет у большинства наших граждан желания хотя бы изредка приходить на заседания комитетов и сессии Новосибирского областного Совета. Иначе гораздо реже звучали бы упреки, что депутаты ратуют за народ лишь в преддверии выборов. На этой неделе, к примеру, заседание комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям прошло как будто под негласным девизом «В интересах жителей области — всех и каждого».

Так выстроилось расписание заседаний, что именно депутаты аграрного комитета стали первыми «слушателями» таких основополагающих документов, как «План социально-экономического развития Новосибирской области на 2010 год и на период до 2012 года» и законопроект «Об областном бюджете Новосибирской области на 2010 год». Начиная свой доклад, вице-губернатор Владимир Никонов обратил внимание прежде всего на то, что в нашем регионе по сравнению с другими краями и областями России экономический кризис проходит несколько мягче. Максимальный спад отмечен в мае—июне нынешнего года, после чего началась относительная стабилизация.

И как раз профильная для данного комитета сфера сельского хозяйства демонстрирует положительную динамику. Здесь даже кредитование по сравнению с 2008 годом несущественно ухудшилось (хотя недостаток оборотных средств все-таки ощущается). Куда сложнее ситуация в строительной отрасли с ее 50-процентным падением.

По прогнозу, озвученному Владимиром Никоновым, в 2010 году падение должно замедлиться. Более того, начнется некоторое экономическое оживление. Потому и прогнозные показатели плана- 2010 — 2012 предусматривают рост и должны перегнать уровень переломного 2008-го. В целом же на ближайшие три года в развитии экономики и социальной сферы должны главенствовать два подхода: во-первых, четкое ориентирование на решение стратегических задач, во-вторых, оперативные системные меры антикризисного характера. Что же касается необходимости «масштабных действий», то они требуются для преодоления спада в строительной отрасли путем расширения рынка жилья; восстановления работоспособности обрабатывающих отраслей промышленности за счет реорганизации существующих и создания новых предприятий, развития инвестиционной деятельности; повышения роли промышленности в инновационном секторе, в производстве принципиально новых материалов, продукции и услуг; государственной поддержки сельского хозяйства — здесь действующая уже несколько лет областная программа полностью оправдывает себя.

В наступающей «трехлетке» в Новосибирской области запланирована инвентаризация социальной инфраструктуры и на ее основе разработка соответствующих проектов развития. Цель — подстегнуть инвестиционный и инновационный процессы в социальной сфере. Проще говоря, разумно распределяя деньги и применяя новые технологии, усовершенствовать в области образование всех уровней, здравоохранение (с упором на профилактику заболеваний и пропаганду здорового образа жизни) и улучшить демографическую ситуацию.

За четко выстроенными перспективами и рядами цифр депутаты видели конкретные проблемы.

— Почему на реконструкцию и строительство дорог средств запланировано вчетверо меньше. Было на 40 километров, а в 2010-м — всего на 11? — спросил депутат Юрий Рыбаков.

— Избежать ограничений в финансировании не удастся, — ответил вице-губернатор. — Иначе нам не сохранить социальную направленность бюджета. Поэтому наша задача сейчас — поддержание работоспособности и сохранение действующих дорог. Ведь новое строительство и реконструкция — это самые капиталоемкие статьи расходов.

— И даже, несмотря на это, финансирование дорожной отрасли в целом увеличится по сравнению с 2009 годом на 13 процентов, — дополнил руководитель областного департамента финансов и налоговой политики Леонид Горнин.

Депутат Геннадий Антонов задал вопрос, который после недавних выступлений федерального министра сельского хозяйства Елены Скрынник интересует, наверное, каждого крестьянина:

— Просчитывалось ли, сколько молока, мяса, зерна должна производить наша область, чтобы цены на них были для производителя нормальными, а не такими издевательскими, как сегодня?

Действительно, областной план социально-экономического развития предусматривает повышение производства и зерна, и мяса, и молока. А проблема цен, уверен Никонов, связана не столько с перепроизводством, сколько с отсутствием эффективной системы переработки этой продукции. Летом, к примеру, большую часть закупленного молока холдинги вывозят за пределы НСО — сырым, не переработанным. «Чужие» переработчики — с деньгами и рабочими местами, наша область… сами понимаете. И по зерну то же самое.

О многом наболевшем говорили депутаты: об инженерном обустройстве села; засилье привозных, не контролируемых по качеству товаров; необходимости вводить перерабатывающие мощности ближе к сельхозпроизводителю, а не концентрировать их в «гигантах переработки»; о том, что землю отдают «человеку с одним трактором и четырьмя наемными работниками», а у общественного производства, которое кормит сотни людей, на той же территории нет возможности развиваться из-за… нехватки земли.

— В этих вопросах — весь комплекс проблем сельского хозяйства, — признал Владимир Никонов. — Но есть еще одно обстоятельство: в конечном счете цена любого товара ложится на плечи потребителя. Поэтому оптимальный путь — снижение издержек. Принципиальная позиция Новосибирской области — не «сворачивать» сельское хозяйство. А чтобы сохранить село, нужны диверсификация сельской экономики, развитие других отраслей. И ставить сегодня вопрос о снижении сельхозпроизводства стратегически ошибочно. Надо продвигать на рынке продукцию как можно более высокого качества и степени переработки.

Председатель комитета по аграрной политике Александр Морозов предложил направить План социально-экономического развития Новосибирской области на 2010 год и на период до 2012 года на рассмотрение сессии областного Совета депутатов, а самые острые, самые наболевшие вопросы обсудить с руководством области дополнительно.

— А сокращения строительства дорог в сельской местности нельзя допустить, — отметил он, подводя черту под обсуждением. — Даже 40 километров недостаточно, а тут 11… На фоне бурного развития Новосибирска это будет даже политически неправильно…

Ничуть не менее заинтересованным было и обсуждение трехлетнего бюджета области. Как сообщил Леонид Горнин, план по собственным доходам в будущем году «достаточно напряженный». Тем более что их предстоит увеличить на девять процентов — непростая задача для периода кризиса. Общие доходы на 2010 год запланированы в объеме 66 млрд 38 млн рублей, расходы — 70 млрд 534 млн. Соответственно дефицит бюджета — 4 млрд 496 млн рублей.

В общем, области предстоит затянуть поясок. Не будут, в частности, увеличиваться бюджетные фонды оплаты труда. А вот государственная поддержка сельского хозяйства и других отраслей промышленности вырастет — это стоит в ряду необходимых антикризисных мер.

Депутаты комитета по аграрной политике решили согласиться с основными параметрами бюджета Новосибирской области на 2010 год и рекомендовать внести его в повестку сессии облсовета. А в процессе подготовки ко второму чтению подготовить поправки по отдельным строкам, не затрагивая общих параметров.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: