Новосибирск 1.7 °C

Наряды ушедших столетий

23.10.2009 00:00:00
Наряды ушедших столетий
Совсем скоро Каргатский район будет отмечать свой юбилей. И текущий год он проживает под знаком этого события. Немало по-настоящему интересных мероприятий, посвященных предстоящей дате, прошло здесь в учреждениях культуры, образования, в организациях.

В рамках подготовки к этому празднику в местном историко-краеведческом открылась и выставка «Частица малой Родины», на которой представлены национальная одежда и предметы домашнего быта народов, проживающих на территории района.

Каргатский район многонациональный. В период освоения Сибири сюда двигались переселенцы из разных волостей, губерний и уездов России. По результатам переписи населения (данные Федеральной службы государственной статистики) здесь было зарегистрировано более ста национальностей: русские, украинцы, белорусы, казахи, латыши, мордва, татары, удмурты, чуваши, евреи, немцы, чалдоны, кержаки и прочие народности.

К настоящему времени основную часть населения района составляют русские, казахи и татары. Последние сумели сохранить места компактного проживания в селах Шибаки, Теренино, Мусы, частично Форпост-Каргат. Все меньше в этих краях остается немцев, украинцев, белорусов и других народов. Но как бы то ни было, они стараются сохранить свои корни, быт и культуру, частью которой является и национальный костюм. Сама идея столь уникального для района экспонирования принадлежит главному специалисту отдела культуры Надежде Смирновой. Она же возглавила масштабную поисковую работу, позволившую показать каргатцам интереснейшую сторону бытия их предков.

Выставку собирали по крупицам. Обзванивали знакомых, родных, связывались со специалистами сельских Советов, убеждали хранителей старинных костюмов предоставить их для показа. В результате в выставочном зале музея появилась коллекция нарядов двух предшествующих столетий. Большая часть их — оригиналы. Но есть и новые, сшитые по образцам конца девятнадцатого, начала двадцатого веков. Женская одежда немыслима без традиционных для каждого народа украшений, головных уборов, обуви, которые также представлены здесь. Выставку дополняют вышитые мужские и детские рубахи, рушники, салфетки, скатерти.

Рассматривая костюмы, иногда диву даешься, насколько актуальными могут быть до сих пор наряды наших прабабок! Например, сарафан, какой носили жительницы Алтайского края. Ему более 150 лет! Сарафан самотканый, льняной, сшит вручную. Вполне стильная и по сей день вещичка. А насколько аккуратно и чисто выполнен он! И не потерял своих красок. Этот наряд передавался от свекрови снохам с 1858 года. Последней носила его Полина Ермилова. Сейчас он хранится у Елены Михайловны Архиповой, которая проживает в селе Форпост-Каргат.

У каждой старинной вещи, выставленной здесь, своя история. Сотрудники музея при создании коллекции отслеживали и эти истории (где, когда и кем он был сшит), и судьбы хранителей реликвий. Вот свадебный украинским наряд. Он состоит из рубахи, пояса-кушака, подъюбника и юбки-плахты, которая изготовлена в технике бранного тканья (метод счетной нити). Костюм богато украшен мехом, обильной вышивкой и бисером. Хранителем его является Тамара Сундукова из Кольцовки. Ей он был передан переселенкой из Украины Прасковьей Черногуз.

Уникальный экспонат выставки — чалдонская кофточка «казачок», сшитая в 1898 году. Хранится она в семье Никитиных из Третьяков. Есть здесь и сарафаны-набивники, которые носили старообрядцы. На выставке представлены четыре русских народных костюма, переданные музею Александрой Лашовой, Натальей Медведевой, Анастасией Шкаруба. Традиционный немецкий костюм, украшенный оборками, кружевами, принадлежит Валентине Рейн из Набережного. Подарен он был ей свекровью Тамарой Рейн.

Очень живописно выглядит свадебный казахский костюм, который состоит из платья и жилета. Платье, изготовленное вручную, предназначалось для замужества, а также для большого казахского праздника Айт. Было два таких праздника. Маленький отмечали в октябре — развешивали наряды по дому, ходили в гости, пили чай. Большой Айт — это жертвоприношение. На него резали скотину, варили сюрпу, одаривали подарками. Он отмечался через 70 дней после маленького. Последний раз платье надевали 15 лет назад на праздник Наурыс. Хранителем этого костюма является Светлана Альясова из Первотроицка. Передан он ей был золовкой Марией Альясовой, переселенкой из Казахстана. Костюму 70 лет.

Экспонаты отличаются покроем, цветовой гаммой, орнаментом, техникой пошива и ткачества. В каждой местности они были свои, и их подробнейшим образом изучали сотрудники музея. В результате на каждый комплект одежды составлен научный паспорт. Это была кропотливая работа. Для достоверности костюмы сверяли с энциклопедией, показывали специалистам. «Мы впервые столкнулись с этнографическими исследованиями, — рассказывает младший научный сотрудник музея Светлана Федорова. — Большую помощь в работе оказали нам специалисты Новосибирского центра этнографии. Было тяжело, но очень интересно. И теперь, я думаю, мы будем совершенствоваться в этом направлении. Ведь все сделанное нужно для сохранения нашего наследия».

Особенно, считают сотрудники музея, это необходимо молодому поколению, поэтому не случайно выставочный зал музея ежедневно посещают школьники. Несколько ранее коллекция народной одежды экспонировалась в центральной районной библиотеке, где проходили краеведческие чтения «Отчий мир», также посвящавшиеся предстоящему юбилею.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: