Новосибирск 1.7 °C

Страсти по транспортному налогу

29.10.2009 00:00:00
Страсти по транспортному налогу
Депутаты областного Совета заявили о том, что предложенные обладминистрацией поправки в Закон «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области», подразумевающие увеличение транспортного налога на 30%, на ближайшей сессии рассматриваться не будут.

Основной причиной данного шага народные избранники называют невозможность принимать такое решение раньше, чем их коллеги из Государственной думы РФ внесут соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ. Однако отдельные фракции не упускают возможность использовать возникшую заминку для укрепления собственных позиций в преддверии скорых выборов в региональный парламент.

Как уже сообщала наша газета, вопрос об увеличении транспортного налога обсуждается на всех уровнях уже около месяца. После того как в конце сентября стало известно о намерении Правительства РФ внести поправки в Налоговый кодекс, подразумевающие увеличение ставок транспортного налога, руководство Новосибирской области тоже приступило к изучению этой темы. Проект закона «О внесении изменений в статью 2.2. и 2.4. Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области», затрагивающий всех владельцев автотранспортных средств, сначала был представлен членам совета обладминистрации, а затем передан депутатам облсовета — для ознакомления и обсуждения на сессии.

Цена вопроса, особенно с учетом проблем с доходами бюджета на фоне кризиса, достаточно существенна. По данным главы департамента финансов и налоговой политики Леонида Горнина, в текущем году сборы от налога на транспорт составят почти 1,1 млрд рублей (на 17% больше, чем в 2008 году). Предлагаемый проект закона предполагает увеличение налоговых ставок по всем категориям автомобилей на 30%, благодаря чему региональный бюджет в 2010 году дополнительно получит 67 млн рублей от юридических лиц, а в 2011 году, когда настанет пора платить физлицам, — уже 310 млн рублей (90 млн — от организаций и 220 млн — от граждан). По мнению руководителя департамента финансов, для организаций и физических лиц дополнительные расходы будут мало ощутимы — ведь за прошедших три года инфляция составила примерно 45%, а размер налога оставался неизменным. О поддержке поправок заявил и губернатор Виктор Толоконский. С одной стороны, по мнению главы области, размер как нынешнего, так и нового транспортного налога необременителен. Особенно по сравнению с аналогичным налогом советского периода, составлявшим примерно 35% среднемесячного заработка. В качестве наглядного примера приводился размер платежа, который взимается с владельцев демократичных «Жигулей»: сейчас это около 400 рублей в год, после повышения будет около 500 рублей в год. С другой стороны, Правительство РФ фактически не оставляет региональным властям выбора: несмотря на то, что речь идет пока лишь о концепции изменений как на региональном, так и на федеральном уровне, а значит, только о потенциальной возможности увеличения бюджетных доходов, федеральные власти уже весьма активно увеличивают расходные функции региональных бюджетов. В частности, Новосибирской области отказано в финансировании сразу шести крупных профтехучилищ. Просто взять и закрыть эти учебные заведения, выкинув студентов и их преподавателей на улицу, нельзя. Значит, необходимо найти средства на их содержание.

Руководство области не скрывало, что очень рассчитывает на поддержку депутатов. И на то, что поправки будут одобрены на ближайшей октябрьской сессии, чтобы они могли вступить в силу с наступлением нового финансового года. Пока процесс затягивается: народные избранники заявили о том, что на сессии 29 октября данный вопрос рассматриваться не будет. Как пояснил председатель облсовета, руководитель фракции «Единая Россия» (обладает конституционным большинством голосов в региональном парламенте — 68 из 98 депутатов) Алексей Беспаликов, его коллеги намерены решить данный вопрос положительно. Но только после того, как соответствующие изменения будут внесены в Налоговый кодекс РФ депутатами Госдумы, чтобы не нарушать привычный порядок вещей.

Возникшей заминкой не преминули воспользоваться члены фракции КПРФ (18 из 98 депутатов). В минувший четверг, 22 октября, они провели пресс-конференцию, посвященную исключительно теме транспортного налога. Сперва руководитель фракции КПРФ Владимир Карпов и его заместитель Вадим Агеенко сообщили об общей позиции депутатского корпуса, заключающейся в нежелании опережать действия федерального законодателя. Но очень скоро разговор свелся к заявлениям о том, что фракция КПРФ не только не будет поддерживать предлагаемые обладминистрацией поправки, но и готова выступить за отмену транспортного налога как такового. Высказывались мнения о том, что налог может ударить по автовладельцам, которых в области около 400 тысяч человек. И что негоже властям «латать дыры в бюджете за счет граждан»… Однако на простой вопрос о том, каким же образом оплачивать растущие расходы бюджета, основная часть которых, кстати, идет на выполнение социальных обязательств перед гражданами и на решение таких важнейших вопросов, как строительство дорог, члены немногочисленной фракции КПРФ четких ответов дать так и не смогли. Вадим Агеенко поделился предположениями о том, что правильно было бы не отправлять в Москву, а оставлять в регионе все поступления от налогов на прибыль предприятий и доходы физических лиц. Но, как известно, пока Правительство РФ таких шагов не планировало, а исполнять бюджет надо здесь и сейчас. Еще более странно прозвучала мысль Вадима Агеенко о том, что, мол, губернатор готов «напрягать» 400 тысяч автовладельцев, увеличивая транспортный налог, и в то же время отдает Новосибирску 100 млн рублей на погашение долга полутора миллионов горожан перед энергетиками за реально потребленную тепловую энергию. Напомним, что совсем недавно, лишь около месяца назад, когда вопрос об этом долге (его общий размер 617 млн рублей) активно обсуждался, коммунисты, равно как и депутаты-«единороссы», активно выступали за то, чтобы платежи (их размер достигал, кстати, 4 тыс. рублей с каждой квартиры) ни в коем случае не ложились на плечи новосибирцев. В итоге власти Новосибирска и области приняли решение, несмотря на дефицит бюджетных ресурсов, все же изыскать необходимую сумму и помочь населению.

В заключение разговора выступавшие сочли необходимым предупредить, что увеличение транспортного налога может стать «точкой напряжения» и что «кому-то выгодно таким образом подрывать доверие к региональной власти». Впрочем, по мнению экспертов, действительно оппозиционные партии заинтересованы в разжигании страстей вокруг данного вопроса. «Они, как всегда, хотят использовать пиар перед выборами», — полагает политолог Владимир Леонтьев. А сложная ситуация в стране, вынуждающая власти к принятию непопулярных решений, — хорошая для этого возможность.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: