В этом году Оперный открыл свои двери в юбилейный 80-й раз. За такое долгое время он накопил в себе много тайн и породил на свет не меньше мифов, которые до сих пор для кого-то остаются не разоблаченными. Корреспондент VN.ru узнал самые интересные факты, о которых зрители даже не подозревали с помощью капельдинера НОВАТа Алисы Зориной.
— Кто такие капельдинеры? Сомневаюсь, что это слово популярно в речевой культуре общества. По крайней мере, сейчас уже точно нет.
— Это, пожалуй, первое, о чем спрашивают любопытные зрители. Иногда само слово не могут произнести с первого раза, о знании лексического значения речи уже не идет. Для удобства нас называют просто контролерами, но, я думаю, что это слово никогда не будет прямым синонимом. Капельдинер – это человек, который помогает зрителям до, во время и после спектакля. Он может сориентировать по месту в зале, продать программку, а также ответить на любые вопросы, касающиеся театра. И это только основные задачи. Мы стоим и в залах, и в фойе, и на биноклях, и на линии контроля билетов. Буквально пару лет назад капельдинеры стали сопровождать зрительские ложи. Мы немного больше, чем просто контролеры.
— То есть, капельдинер – своеобразный проводник, который сопровождает людей в мир театра, а также помогает в нем разобраться. Но откуда вы узнаете все сведения о театре?
— Нам частенько проводят обзорную экскурсию по истории театра. Это как своеобразный рабочий инструктаж. А остальное как-то само появляется: поговорил с кем-нибудь из коллег – узнал что-то новое. Иногда где-то что-то случайно подслушал, перепроверил и запомнил. Иногда читаешь стенды или копаешься в интерактивном столе, потому что резко задался каким-то вопросом. Если долго работаешь, волей-неволей становишься втянутым в жизнь театра.
— А если вы не будете знать ответа, что тогда?
— Я скажу по-честному, что не знаю. Это нормально – не знать чего-то. Уточню у коллег, зайду в гости к экскурсоводам театра: все равно найду нужную мне информацию.
— Раз вы можете ответить на любой мой вопрос, я воспользуюсь возможностью. Был ли какой-нибудь факт о театре, который шокировал?
— Да. Я была так удивлена, что потеряла дар речи, без шуток и преувеличений. Я думаю, что каждый, кто бывал в НОВАТе хотя бы раз, видел в зрительском зале ложи. Они расположены выше основных мест, справа и слева над партером. С самого начала они не должны были быть зрительскими, но об этом я еще знала. А вот когда я узнала о том, что их закладывали при строительстве первого проекта для удобного вещания, чтобы в них можно было проводить митинги и научные конференции – тогда я очень удивилась. Это пространство было создано для вождей: они должны были находиться выше зрителей. Есть два доказательства этой идеи.
Во-первых, обзор из ложи неполный: видно сцену лишь на 70%. Во-вторых, места в них не так уж и много, проще встать, а не сидеть на стуле.
— Митинги и конференции? В театре оперы и балета?
— Изначально, в здании планировался Дом Науки и Культуры, вмещающий в себя цирк, планетарий, театр, обсерваторию, картинную галерею, оранжерею, библиотеку, научно-исследовательский институт и радиокомитет. Такой был план у первого проекта 1931 года. Только в 1937 году здание продолжили строить как театр оперы и балета.
— Почему первый проект так и не реализовали?
— Потому что в одном здании не могут находится три взаимоисключающих себя искусства – цирк, планетарий и театр. Также первый проект здания сильно опережал свое время. Для цирка планировалась поворотная сцена с механизмом, открывающим бассейн с водой для цирковых водных представлений, что увеличивало стоимость проекта в 30 раз! Но строители и архитекторы того времени еще не знали, как защитить бетон от воды, откуда брать воду и куда ее сливать. Для планетария нужен был мощный проектор, чтобы он мог работать до верхней точки купола - 56 метров. Но техника того времени выдавала картинку максимум в четыре метра. Так как проект государственный, и закрыть его просто так не могли, пришлось придумать причину – саботаж при строительстве здания. Было репрессировано около 100 человек.
— Здание строили суммарно 14 лет, ведь открытие театра пришлось на 12 мая 1945 года?
— Почему же? Суммарно 9 лет. Театр отстроили уже к 1940 году, а в августе 1941 его готовили к приему зрителей. Есть два доказательства тому, что театр был построен именно в 1940 году. Они находятся на втором этаже.
Во-первых, над входом в высокий партер, где находится голубой фриз, нарисован медальон, на котором написан год окончания постройки.
Во-вторых, на панно со стороны правого партера можно увидеть солдата без погон, потому что они были введены лишь в 1943 году.
— А что же происходило во время Великой Отечественной войны?
— В это нелегкое время НОВАТ стал фондохранилищем для более чем 100 тыс. экземпляров из 22-х музеев страны, в том числе Эрмитаж и Третьяковская галерея. Ящики с экспонатами хранились во внешней части постройки и не были подписаны: они строго засекречивались специальными номерами, о которых знали только люди определенного круга. Сделано это было с целью сохранения культурного наследия. Во внутренней части располагалось общежитие для эвакуированных людей. А в 1942 году в театр эвакуировали Ленинградский оркестр вместе с дирижером Евгением Мравинским. Вместе они провели более 400 концертов.
Палочка дирижера сохранена в нашем музее на третьем этаже.
— Теперь понятно, почему НОВАТ называют Театром Победы. А правда ли, что под театром прокопаны тайные проходы?
— В театре нет и никогда не предполагались подземелья или подземные проходы. Во-первых, котловина выкапывалась вручную: мужик, лопата, лошадь и повозка. Лошадь с повозкой не могли спуститься ниже двух метров, а потом еще и подняться.
Во-вторых, есть фотографии, где отчетливо видно, как создают основу здания – ленточно-бутовый фундамент. В-третьих, почва болотистая, а нагрузка у здания равна нагрузке 8-этажного здания. На интерактивном столе можно встретить подтверждающие фотографии.
Комментарии