Ту-104. Иркутск. 1971 год
Этот мемориал находится в 500 метрах от первых ворот Заельцовского кладбища. Пять гранитных плит с именами членов экипажа.
Рейс Аэрофлота Ту-104Б 25 июля 1971 года следовал из Новосибирска в Иркутск. На борту лайнера находились 118 пассажиров (96 взрослых и 22 ребенка) и восемь членов экипажа. Утро выдалось туманным, видимость составляла 1500 метров.
Ошибка летчиков, неточность приборов и плохая видимость сошлись в одной точке. Пилоты выпустили шасси и были готовы к посадке, но из-за дымки не могли визуально определить свою скорость и положение в пространстве, приборы глючили. Высота была 7-10 метров. Пилоты слишком сильно опустили нос. Самолет сорвался с потока на скорости порядка 350 км/ч. С силой ударился о взлетно-посадочную полосу сначала правой тележкой шасси, потом левой. От крена и перегрузок разрушилась плоскость крыла, топливо вспыхнуло. Самолет горящим факелом вылетел с полосы, перевернулся, фюзеляж разорвало.
Фото Константина Антонюка
Полкилометра пути авиалайнера оказались усыпаны обломками. Из 126 человек на борту погибли 97. Треть умерла от отравления угарным газом. Новосибирский экипаж похоронен здесь, на Заельцовском кладбище.
Ту-154. Омск. 1984 год
Это самая крупная авиационная катастрофа в истории советской гражданской авиации на территории России. 11 октября 1984 года самолет Аэрофлота Ту-154Б совершал рейс Краснодар — Омск — Новосибирск. В салоне находились 170 пассажиров, направлявшихся в Омск, Новосибирск, Тюмень, Кемерово, Томск, Барнаул, Якутию, Магадан.
Ту-154Б-1 авиакомпании «Аэрофлот», идентичный разбившемуся. Фото Eduard Marmet с сайта commons.wikimedia.org
К омской катастрофе привела цепочка нелепых случайностей и разгильдяйства: начальник опоздал на работу, диспетчер уснул, рабочие отправились сушить полосу без разрешения...
В ту ночь были плохие метеоусловия, дул сильный ветер, моросил дождь; самолет заходил на посадку с выключенными фарами, чтобы не слепить глаза пилотам. А в аэропорту сидел крайне уставший диспетчер. Он заснул. В тот момент, когда пилоты запросили у него посадку, он спросонок ответил, что полоса свободна.
Но в это время на посадочной полосе находилась спецтехника – две машины «Горыныч», которые тепловой пушкой сушат полосу в дождь. Уснувший диспетчер не ответил им на запрос, можно ли выезжать на полосу. Молчание – знак согласия. По инструкции спецтехнике на ВПП полагается ездить с включенными маячками. Но маячок раздражал водителей – ночью от них болят глаза: «Что он мигает? Если кто будет заходить на посадку, нас предупредят». А спящий диспетчер и не знал про «Горынычей», не включил световое табло «Полоса занята». Пилоты увидели машины на полосе уже в последний момент. У самолета баки топлива, у «Горынычей» – бочки с керосином за кабиной…
Жертв авиакатастрофы Ту-154 над Черным морем вспоминают в Новосибирске 4 октября. Фото из архива VN.ru
Удар пришелся в боковую часть авиалайнера. Пламя хлынуло в салон, самолет разорвало на части. 178 человек погибли. Выжили лишь пилоты, которым спасла жизнь закрытая кабина, и один из мужчин; он в итоге лишился ноги.
«На светло-сером бетоне взлетной полосы в Омске, в том самом месте, где горел самолет и машины и где заживо сгорели люди, было большое и вытянутое темное пятно копоти, которую так и не смогли отмыть. Это пятно еще долгое время выделялось на полосе, как мрачное напоминание о разыгравшейся здесь трагедии», – вспоминает один из бортмехаников, работавших в то время в Толмачевском авиаотряде.
Некоторые пассажиры из Новосибирска похоронены на Заельцовском кладбище, часть – на Восточном кладбище в Омске. На памятнике написано: «Но кто вернет нам тех людей, которые живьем сгорели, там... у посадочных огней».
Ту-154. Черное море. 2001 год
Гигантский хвост разбившегося лайнера на гранитном постаменте возвышается над могилами с одной и той же датой смерти – 4 октября 2001 года. Надпись «Памяти жертвам авиакатастрофы над Черным морем» – и длинный список фамилий. Тела большинства погибших так и не обнаружили. Они покоятся на илистом дне моря.
Мемориальная доска на Заельцовском кладбище. Фото Bogdanov-62 с сайта Автор: Bogdanov-62 c сайта commons.wikimedia.org
2001 год. Из Тель-Авива в Новосибирск над Черным морем летит рейс 1812 авиакомпании «Сибирь». На борту авиалайнера Ту-154М 78 человек — 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Спустя час и 45 минут полета самолет пропал с радаров – с высоты 11 тысяч метров он рухнул в воды Черного моря. Погибли все.
На поверхности моря в месте падения самолета обнаружили лишь 14 тел и некоторые обломки самолета. Глубина в этом месте более двух тысяч метров, дно заилено. Бортовые самописцы так и не были обнаружены.
Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) после изучения обломков пришла к выводу, что лайнер «неумышленно поразила» зенитная ракета С-200 «Земля-воздух», запущенная силами ПВО Украины, которые проводили в тот день военные учения на мысе Опук в Крыму. Украина в 2005 году выплатила родственникам погибших по 200 тысяч долларов (за каждого погибшего) — 7 800 000 долларов России и 7 500 000 долларов Израилю.