Как снять качественное кино в Новосибирске

Фото предоставлено Олегом Захаровым
День российского кино отмечают 27 августа

Корпорация BBC включила две работы новосибирского режиссера Андрея Звягинцева в Топ-100 величайших лент XXI века. Столь высокого призвания заслужили «Возвращение» и «Левиафан».

Рейтинг подоспел как раз ко Дню российского кино, которое, увы, не так уж часто заслуживает мирового признания. И это несмотря на то, что достойных имен в России, и в нашем городе в частности, еще достаточно. В преддверии профессионального праздника в редакцию «ВН» на вечерний разговор мы пригласили молодого, но уже довольно успешного режиссера Олега Захарова. Автор нескольких полнометражных фильмов рассказал, возможно ли, не имея больших денег, снять качественное кино и почему необязательно конкурировать с Голливудом.

Не бояться снимать

— Олег, еще недавно кино было понятием столичным, в последние годы Новосибирск тоже выпускает достойный, непровинциальный продукт. Возможностей больше стало или снимать наконец-то научились?

— На сегодняшний день тенденция такова: с каждым годом людей, которые хотят делать кино, становится все больше. В силу разных причин. Технических препятствий практически нет — бери камеру и снимай. Многие начинают с обыкновенного мобильного телефона. А первых зрителей находят в Интернете, выкладывая свои ролики и фильмы в сеть. Начинают как одиночки — так было и со мной. Я вначале почти все делал сам: снимал, монтировал и даже играл. Только потом «обрастаешь» командой единомышленников из операторов, актеров, сценаристов, гримеров. Следующий этап — это различные фестивали и конкурсы, их у нас проводится огромное количество. Для тех, кто решил всерьез и надолго заняться кино, — это шанс быть замеченным, получить определенную долю критики от знающих людей. — Если все-таки говорить о профессиональном уровне, то, на ваш взгляд, какая главная трудность регионального кинопроизводства?

— До сих пор многим местным режиссерам не хватает опыта, определенных связей вне границ собственного региона. Вариться в собственном соку не всегда полезно. Важный момент — финансы. Например, большинству небольших региональных компаний все-таки не по карману приглашать известных актеров. Влияет и предвзятое отношение самих зрителей, мол, что они тут в глубинке могут снять. И это даже несмотря на то, что Новосибирск — третий город России. Однако я неоднократно общался с московскими продюсерами, и вот они, вопреки недоверию людей, наоборот, с надеждой смотрят на региональных режиссеров, ведь новые лица нужны везде.

Деньги — не главное?

— Вы говорите о предвзятости зрителей, то есть люди пока не готовы идти на картины местных режиссеров, предпочитая зарубежные блокбастеры?

— Весь мир борется за внимание зрителей, и почему мы должны оставаться в стороне? Свой первый большой кинозал в Новосибирске мы арендовали на собственные средства. И собрали 1000 человек. Благодаря такому старту следующий фильм «Цена игры» мы уже смогли выпустить в прокат на другой новосибирской площадке. На премьерных показах свободных мест также не было, в прокате, по нашим меркам, он тоже прошел достаточно успешно. Когда в 2007 году я этим начал заниматься, то не мог и представить, что мой фильм на большом экране посмотрят несколько тысяч человек. В то же время я понимаю, что работу, которая бы конкурировала с Голливудом или с раскрученным российским режиссером, создать крайне сложно и затратно. Но у нас в кармане имеется другое преимущество — интерес зрителей к местному продукту все равно есть. Тем более есть шанс увидеть на большом экране своих родных, знакомых. Или даже сняться самому: очень многие из снимавшихся у меня — актеры хоть и не профессиональные, но не менее талантливые.

— Средний бюджет российского фильма больше одного миллиона долларов. А сколько стоит сибирское кино и кто готов его финансировать?

— Когда мы снимаем кино, то у нас нет ни продюсеров, ни государственных субсидий, ни какого-то утвержденного бюджета, с помощью которого можно было бы все быстро организовать и стабильно работать. Часто договариваемся с организациями на взаимовыгодных условиях, ищем спонсоров, вкладываем собственные заработанные деньги. Но суммы все равно несопоставимы со столичными. Тот же реквизит зачастую ищем по знакомым, по объявлениям. В прошлом году на съемках фильма в Туапсе нам необходимо было купить два автомобиля для трюковых съемок. Сделать это за пару дней, уложившись в бюджет, было непросто — подняли на уши всех. В итоге случайно нашли подходящий вариант благодаря объявлению в газете. А это еще раз доказывает, что отсутствие больших денег — не приговор.Хотя я знаю людей из провинции, но при этом очень амбициозных и самоуверенных, которые специально брали кредиты, влезали в долги в надежде, что затраты окупятся.

Чтобы было из чего выбрать

— Вокруг российского кино в последнее время много разговоров. Например, звучит предложение ограничить число иностранных картин, которые показывают кинотеатры. Мол, тогда зритель массово к российскому кино потянется…

— Я, и как зритель, и как непосредственный участник всего процесса, не являюсь сторонником радикальных мер. Мы должны при любом раскладе оставить зрителю право выбора. Импортозамещение здесь вряд ли пройдет. Нужно думать не о различных ограничениях, а о качестве выпускаемой на рынок продукции. Известно, что плохое кино смотреть все равно никто не будет.

— И в завершение нашего разговора хочется узнать, над чем сейчас работаете вы. Я знаю, что вы буквально вчера вернулись из Краснодарского края. Были съемки? — Этим летом наша команда занималась исключительно короткометражными работами. Мы сняли один музыкальный клип. В Геленджике работали в детском лагере, где совместно с режиссерами из Рязани и Москвы делали мини-фильмы с участием известных российских актеров. Это большой социальный проект, который скоро сможет увидеть каждый. Но от идеи нового полного метра я не отказываюсь. Уже готов сценарий, есть понимание что нужно, поэтому я надеюсь, что в ближайшее время мы приступим к съемкам.

Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №34 от 26 августа 2016 года