Новосибирск -0.7 °C
  1. ЭКОНОМИКА
  2. Инициативы

Ученые института катализа СО РАН помогут заменить импортные катализаторы

Ученые института катализа СО РАН помогут заменить импортные катализаторы
Фото геосервис 2ГИС Ирина Сурганова
Долю присутствия импортных катализаторов в нефтепереработке и нефтехимии РФ оценил ученый «Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН». Санкции не должны помешать отрасли  нефтепереработки, но могут возникнуть проблемы в пищевой, шинной и лакокрасочной  промышленности.

Отрасль нефтепереработки не должна столкнуться с большими проблемами из-за санкций. Заводы, аппараты, каталитические реакторы — все это исторически базировалось на отечественных технологиях. Так считает заместитель директора, руководитель отдела технологии каталитических процессов ФИЦ «Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН», доктор технических наук Александр Носков.

«В нефтепереработке практически по всем позициям на сегодняшний день либо нет критического состояния, либо достаточно быстро, в течение полугода-года, узкие позиции могут быть закрыты. Кроме того, большинство катализаторов здесь эксплуатируются от трех до десяти лет. Поэтому, если катализатор загрузили, например, в прошлом году, он прослужит еще некоторое время», — сообщил Александр Носков изданию «Наука в Сибири».

Нет проблем и с катализаторами, которые необходимо постоянно добавлять в кипящий слой (процесс крекинга). Их производство налажено на российских предприятиях: Ишимбайском специализированном химическом заводе катализаторов и Омском катализаторном заводе.

Проблемы с импортозамещением могут возникнуть с катализаторами нидроочистки и гидрокрекинга.

«Процессы гидрокрекинга осуществляются при очень высоком давлении (200 атмосфер) в присутствии водорода. Такие технологии лишь недавно стали применяться в России массово. Заводы у нас сейчас только строятся, а Япония уже объявила эмбарго на поставку оборудования», — пояснил ученый.

По словам Александра Носкова, самые узкие места — в производстве полиэтилена и полипропилена. В России оно сейчас составляет примерно 4—5 миллионов тонн в год. На них нужно примерно 100—120 тонн катализатора.

«Если прекратятся поставки нужного катализатора, производство будет остановлено в течение месяца. Сейчас у нас в институте и на предприятиях активно прорабатываются вопросы решения этой проблемы», — отмечает Александр Носков. С нехваткой катализаторов могут столкнуться также шинная и лакокрасочная промышленности.

Также в сложной ситуации оказалась пищевая отрасль, а именно производство маргарина, который широко используется в кондитерских и хлебобулочных изделиях. «В этой сфере практически все российские заводы также работают на импортных катализаторах, многие из которых одноразовые.

Как сообщает издание «Наука в Сибири», сейчас ИК СО РАН ведет переговоры с некоторыми предприятиями промышленного сектора. Заделы есть. Возможно, нам удастся решить эту проблему», — рассказывает исследователь.

У Института катализа СО РАН есть сложившиеся связи с «Роснефтью», «Газпромнефтью», «Газпромом», «СИБУРом». С реальным сектором экономики работают около 20 % ученых института.

Напомним, 21 марта 2022 года решение проблемы импортозамещения для авиации предложили ученые НГУ 

Районные СМИ

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: