«Работал я на стройке крановщиком. А зимой у нас – раз! Стройку заморозили и отправили всех в отпуск. И вот я в этом отпуске начал делать топоры. А как оно пошло, бросать уже как-то... Ну, начал ваять и не останавливаюсь».
Заготовки умелец Алексей Крюков в основном скупает на вторчерметах: договаривается с приемщиками металла, чтобы не отправляли на переплавку старые топоры. Ищет советские, кованые.
«Сталь шла до 1968 года очень хорошая - У-8, У-7, У-9. Форма была у всех стандартная. Очень хорошие топоры выпускала Нижняя Сальда, считались одними из лучших плотницких топоров».
Он изучил все заводские клейма: например, буквы «З», «Т», «В» - шифр завода «Труд Вача», что в Нижегородской области. Литера «И» указывает на ижевское происхождение инструмента. Качественное изделие видно сразу, говорит Алексей. На маркировке нет цены. Такой топор выдавали «под роспись» лесорубам, военным, геологам.
«Я думаю, технология была одинакова. Просто более качественно без цены в клейме. Потому что представитель заказчика их проверял на кривизну, заточку, посадку, звучание, закалку. Там и топорище было посажено аккуратно и хорошо. Не так, как в народное хозяйство уходило», - рассказывает мастер по изготовлению топоров Алексей Крюков.
Его мастерская - в гараже на окраине Бердска. Здесь он придает заготовкам нужную форму, шлифует, точит, а потом везет домой. «Делаю в славянском стиле, символика славянская, те забытые старые вещи, которые у нас есть».
С помощью гравера Алексей украшает металл ведическими изображениями. Сейчас рисует звезду Руси или символ Сварога – славянского божества. В коллекции умельца есть топоры (колуны, плотницкие и туристические), расписанные рунами. Образцы орнаментов он ищет в книгах и в интернете. Сделал уже больше сотни работ не только из отечественных заготовок.
Отличить наше изделие от китайского очень просто. Причем, для этого не нужно смотреть на клеймо. Кстати, его тут и нет нигде. Топор, изготовленный в КНР, литой. Сталь у него менее прочная. А вот славянский самокованый топор, то есть, товар штучный, качественный. Прослужит десятилетиями, только топорище меняй. За жизнь инструмента, рассказывает мужчина, ломаются обычно три-четыре ручки. Вырезать такую он может за два часа. Использует комель – нижнюю витую часть березы, которая славится прочностью. Еще 30 минут уйдет на обжиг и покрытие морилкой. А вот с узором, признается мастер, все гораздо сложнее. Сам за это не берется, резчику отдает. Инструменты делает не только на заказ, иногда оставляет себе.
- Этот топор со дна реки Берди подняли. Ну, разукрашивать его и пилить я не стал, потому что здесь потрудилось само Его Величество время. Оно разрисовало куда красивее! Что мне теперь с ним делать? На какую выставку или в какой музей его теперь определять? Этот топор бесценен.
- Оставьте себе!
- Вот он у меня и гуляет.