Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Всегда ли прав художник?

15.11.2019
Светлана Фролова
Всегда ли прав художник?
Фото предоставлено НГДТ п/р С. Афанасьева
Вряд ли есть в Новосибирске театралы, хотя бы однажды не побывавшие в Новосибирском городском драматическом.

Новый сезон здесь открылся премьерой комедии «Горе от ума», которую когда-то написал приятель и современник Пушкина, другой Александр Сергеевич — Грибоедов.

«Это та самая пьеса, которая нравилась Пушкину. Он ее даже цитировал в своем романе «Евгений Онегин», — говорит Сергей АФАНАСЬЕВ, режиссер-постановщик спектакля, художественный руководитель НГДТ. Между действиями комедии мы решили выяснить, всякие ли «новые формы» одинаково полезны зрителю и всегда ли прав художник. Особенно если этого художника зовут Адольф Гитлер.

В Новосибирске закончился первый фестиваль современного театра «ХАОС». Но, несмотря на наступающие со всех сторон к столице Сибири инсталляции и арт-объекты, с пьесой Грибоедова в НГДТ обошлись как всегда более чем бережно. То есть в первую очередь сохранили оригинальный поэтический текст. На сцене все та же, известная со школьных времен, любовная история и все тот же монолог идеалиста Чацкого. Но текст вдруг начинает проявлять, казалось бы, совсем новые смыслы. И чем быстрее крутится придуманная художником Евгением Лемешонком «карусель поездов», тем больше этих самых смыслов и значений проявляется в знакомом до боли тексте.

Фото предоставлено НГДТ  п/р С. Афанасьева

— В «Старом доме» ставят «Идиота», у вас — «Горе от ума»…

— Один очень высокого ранга чиновник как-то сказал: «Мне так твои молодые ребята понравились в «Идиоте»!» Вот совсем у людей уже все в голове смешалось. Так что какая, в сущности, разница, «Идиот» у нас идет или «Горе от ума», Грибоедов или Достоевский? Это раньше было важно. Но сейчас уже перестает иметь значение.

— Перестает иметь значение, что ставить режиссеру?

— Для меня имеет значение, для других нет. Потому что текста все равно нет. Недавно смотрел несколько спектаклей московских величайших театров по классическим произведениям. И не то чтобы с текстом безобразно поступают… его просто нет. Есть название, автор, а текста нет. Две-три фразы оставляют — для того чтобы постебаться над зрителем, который пришел посмотреть или послушать Толстого или Брехта. А все остальное уходит… в топку, в творчество. Вернее, в отходы, в утиль, в мусор. Потому что есть ведь «Я». При чем здесь Чехов, Толстой или Грибоедов? «Я» же пришел в театр ставить.

Считаю, что в наше время режиссерская задача — просветительская: помочь зрителю прочитать, понять классическое произведение. Я никогда не ставил себя на один уровень, например, с Грибоедовым. Наша задача принять и передать. А то, что у некоторых возникает ощущение, что они могут встать на один уровень… Знаете, есть такой великий критик и театровед Татьяна Москвина. Думаю, она одна из последних специалистов дает трезвую оценку театру. И вот она как раз написала в одной из своих рецензий, обращаясь к людям, которые ставят себя на один уровень с Чеховым, Толстым, Грибоедовым, режиссерам, которые считают, что они вправе вступить не то что в соавторство — в редакторство, — переписывают, пишут свой текст, — обращаясь к ним, она сказала: «Покайтесь, пока не поздно». И дело тут не в фанатизме и не в преклонении перед классиками. А в том, что сегодня умение понять и оценить достоинство текста — вот это талант. А не «выпилить» себя. Тем более имея статус такого воинствующего дилетанта, который пришел в профессию, потому что он так захотел, в явочном порядке. Пришел и сказал: «Я — режиссер». И начал заниматься режиссурой.

Фото предоставлено НГДТ  п/р С. Афанасьева

— Говорят, художник имеет право на все. А кто присваивает звание художника?

— Да вы и присваиваете! Потому что любой театр существует благодаря выбору публики. Не потому что эти самые художники такие сильные и талантливые, а исключительно благодаря выбору публики.

— Вот сейчас в «Старом доме» по итогам фестиваля «ХАОС» написали «Манифест современного зрителя», в котором зафиксировано — мол, нужно полностью доверять актеру и режиссеру…

— Полностью доверять нужно только себе. Нельзя полностью доверять кому-то. Мало ли куда тебя позовут? Помните, был такой замечательный художник Адольф Шикльгрубер (имеется в виду Адольф Гитлер. — Прим. авт.). Он тоже как-то выступил с манифестом. Позвал за собой народ; народ, полностью доверяя ему как художнику (кстати, я видел несколько его рисунков — неплохие, может, надо было оставаться гуманитарием?) — пошел. Куда пришел? Все знают куда.

— Но, может, увлечение современным искусством — это такое временное явление. Люди ведь тоже не идиоты?

— Вот вам хорошо. Вы можете вознестись на высоту птичьего полета, оценить ситуацию и сказать: это временно, пройдет. Я не могу. Я стою ногами на земле. И вижу то, что происходит вокруг меня, а не сверху. Я  понимаю, что временное явление — это я на этой земле. Это я понимаю точно. И очень надеюсь, что все не то чтобы вернется, а это развитие куда-то приведет. Ведь были же заблуждения и в советский период, в том числе в чтении классики, мама не горюй! Литература использовалась в идеологических, политических целях. И это ничем не лучше того, что происходит сейчас, когда текст используют в своих извращенческих, экзистенциональных или эгоистических целях. Но и тогда, и сейчас были какие-то люди, которые как-то тихо пробирались через этот хлам… я бы даже сказал, хаос. И проносили нас за собой. Мы их всех знаем, любим, боготворим — это, например, Эфрос, Любимов…

Фото предоставлено НГДТ  п/р С. Афанасьева

— А Чацкий оказался не такой уж и положительный герой, как когда-то преподавали на уроках литературы…

— Ну, как говорится, если страдаешь либерализмом — вот и страдай! Впрочем, он вовсе и не отрицательный. Это просто взгляд со стороны. Вот вы досмотрите спектакль и сделаете вывод, положительный он или нет… Мне вообще кажется, что нет в пьесе таких понятий, как «положительный» и «отрицательный». Положительность и отрицательность — это те категории, которыми оперировали наши учителя начальных классов, которые вынуждены были делить героев на тех и этих. Им за это зарплату платили. Сейчас совсем другое время — в смутные времена живем.

— А вы в курсе теории поколений? О том, что люди по возрасту делятся на «бумеров», «зуммеров», «миллениалов»?

— Это нормально. Когда я рос, еще были комсомольцы, стиляги, битлы, рокеры... Тоже много было всякого такого. Людям всегда хочется объединяться по каким-то признакам в стаю. И обороняться. Потому что нам кажется, что, если нас много,  мы сильные. Но это не всегда так. А с нашим братом, конечно, вообще тяжело. Потому что «одиночество — сволочь» — один из пунктов должностной инструкции режиссера. И хочешь не хочешь, ты должен быть таким. Иначе ты будешь как все. Или не будешь никаким.

— Так кто же в итоге прав? Тот, кто выбирает одиночество, или те, кто группируются?

— Это как у Балабанова: «В чем правда, брат?» Не знаю. Мне кажется, что прав я. Но я, как и Станиславский, могу заблуждаться…

ДОСЬЕ

Сергей Афанасьев

Заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель НГДТ п/р С. Афанасьева.

Окончил Кемеровский государственный институт культуры в 1979 году, Московское высшее театральное училище им. Б. В. Щукина при Государственном академическом театре им. Е. Вахтангова в 1989 году по специальности «режиссер драматического театра». Мастер курсов «Режиссер в драматическом театре» и «Актер драмы и кино» Новосибирского государственного театрального института. В прошлом ректор, а ныне президент НГТИ. Глава Новосибирского отделения Союза театральных деятелей России.

Режиссер более 80 спектаклей в России и за рубежом, двух художественных фильмов. За годы существования театра поставил в нем более 50  спектаклей, организовал и провел пять фестивалей.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
28.03.2020 ОБЩЕСТВО
В центре города, в разгар дня, закрыты все кафе, рестораны, кофейни и бары. В ТРЦ «Галерея Новосибирск» непривычно тихо. Посетителей в субботу днем даже меньше, чем в утро буднего дня. В ТРЦ «Аура» тоже немноголюдно. Редкие покупатели бесцельно гуляют по коридорам.  Корреспонденты VN.RU оценили – как бизнес отреагировал на рекомендации властей приостановить деятельность торговых точек и заведений общепита.
Из-за отсутствия масок в аптеках Новосибирской области люди создают защитные средства самостоятельно. К числу мастеров-умельцев примкнула и жительница города Обь Яна Сарвилова. Первая партия масок из хлопка в веселом дизайне уже ждет своих покупателей.

28.03.2020 ОБЩЕСТВО
Новосибирские волонтеры готовы прийти на помощь пожилым людям, пенсионерам в бытовых делах в условиях пандемии коронавируса. Однако ситуацией могут воспользоваться мошенники, и, под предлогом помощи, проникнуть в помещение. VN.RU публикует телефоны официальных представителей волонтеров.  
Министерство экономического развития Новосибирской области сообщает, что предоставление государственных и иных услуг в помещениях многофункциональных центров (МФЦ) региона приостанавливается.
Ограничили прием граждан органы ПФР по Новосибирской области в связи с мерами по предупреждению распространения коронавирусной инфекции. Об этом сообщает пресс-служба Отделения ПФР по НСО.
Симптомы коронавируса 2020 похожи на обычное ОРВИ - те же кашель, горло, температура.  Если появились признаки начала болезни, как узнать, чем заболел и что делать? Оставаться дома, вызывать врача или идти в поликлинику? Как правильно поступить, рассказывают специалисты. Ведь сезонный грипп от коронавируса без специальной диагностики отличить невозможно, уверяют вирусологи.