Купив автомобиль, легковой или грузовой, водители считают, что могут делать с ним все что угодно: перекрашивать, занижают и, наоборот, задирают клиренс, а некоторые умудряются даже краны и «холодильники» установить. А потом многие искренне удивляются, когда их на дороге останавливает инспектор ГИБДД, чтобы за это выписать штраф, отправить машину на прикол, а водителя перевести в разряд пешеходов.
Какой тюнинг допустим, а какой может довести до лишения свободы, в ходе очередного рейда выяснил корреспондент «ВН».
Не хотят…
Рано утром 20 января вместе с представителями межрайонного отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств приезжаем на пересечение улиц Станционной и Дукача. Наша цель — выявить тех владельцев транспортных средств, которые, переоборудовав своего железного коня, не согласовали это с ГИБДД.
Первый нарушитель не заставил себя долго ждать. Останавливаем «Газель». Инспектор проверяет документы. Выясняется, что на автомобиле вне закона установлено холодильное оборудование.
«Я лишь водитель. Какую машину предоставили, на такой и работаю», — пытается оправдаться Николай, водитель с двадцатилетним стажем. А в неформальной беседе позже, пока составляется протокол, признает: «Да, рефрижератор стоил гораздо дороже, но знакомые умельцы за копейки установили дополнительное оборудование. И таких машин в конторе три, так что можно через день штрафы оплачивать, все равно в прибыли хозяин будет».
— А если замкнет? — интересуюсь. Но об этом водитель предпочитает не думать.
А между тем заместитель начальника МОТН и РАМТС ГИБДД № 1 Александр СЕРГЕЕВ говорит: «Водители должны понимать, что любые самовольные изменения могут спровоцировать дорожно-транспортные происшествия. Это серьезная угроза для жизни. И приводит пример: прошлогоднее резонансное ДТП в Кольцово, когда груженый КамАЗ не смог затормозить перед пешеходным переходом и сбил насмерть ребенка. Владелец в погоне за прибылью «нарастил» борта грузовика, чтобы он вмещал больше груза, а вот то, что это еще и изменит технические характеристики авто, не учел.
Как не учитывают последствий и те, кто устанавливает ксеноновые фары, — их свет слепит встречные машины и мешает разглядеть препятствие на пути или переходящего дорогу пешехода. А так называемые «кенгурятники»? Стильно, не поспоришь, но такая конструкция при ударе, как говорят госавтоинспекторы, практически не оставляет человеку шансов на спасение в отличие от обычного пластикового бампера. Но сопоставимы ли пластмасса и жизнь?
Кстати, тут же останавливаем такой внедорожник. На нем вместо обычного, предусмотренного заводом-изготовителем, установлен силовой бампер. Но по документам этих изменений нет. Мужчина вины не отрицает. Говорит, что изменения в конструкцию внес буквально пару дней назад и попросту еще не успел доехать до ГИБДД.
«Стандартная отговорка», — отмечают в Госавтоинспекции. И выписывают очередной протокол.
Успеть за 10 дней!
За час интенсивной работы на перекрестке было остановлено больше десяти автомобилей, как легковых, так и грузовых. Почти у половины — нарушения. Поразил, пожалуй, больше всех КамАЗ, на котором возвышается крановая установка. Как и предполагалось, изменения в конструкции не зарегистрированы. А если она упадет или самовольно начнет раскладываться в пути?
И снова протокол. Кроме того, если в течение 10 дней водитель не устранит нарушение, то регистрация ТС будет прекращена. Вообще, несанкционированные изменения в грузовиках очень опасны. Даже малейшее вмешательство чревато последствиями. А ведь для того чтобы не нарушать законодательство и не платить лишние штрафы, нужно сделать не так уж много. Во-первых, если вы решились на манипуляции над своим авто, то помочь могут только специализированные станции техобслуживания, имеющие лицензию.
После легального внесения изменений автомобиль предоставляется на осмотр в ГИБДД. На основании написанного заявления на регистрацию переоборудования выдается документ, свидетельствующий о том, что конструкция безопасна и может эксплуатироваться.
— Не всегда необходима процедура перерегистрации. Если производится установка деталей или агрегатов, которые предусматриваются документацией производителя ТС, а также соответствуют данному автомобилю, то обращение в Госавтоинспекцию не потребуется. Сомневаетесь? Обратитесь за консультацией к нам, — отметил Александр Сергеев.
Но водители на форумах как будто не слышат. Пишут, что долго это и дорого, но ведь можно воспользоваться сайтом госуслуг и оформить перерегистрацию еще и с 30% скидкой.
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №4 от 27 января 2017 года