Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились к представителям Западно-Сибирской железной дороги, а они в свою очередь пригласили нас проехать по Новосибирску и окрестностям по железной дороге вместе с представителями администраций районов. Такие поездки для ответственных работников муниципалитетов железнодорожники проводят не первый раз.
Мы выехали со станции Новосибирск-Главный рано утром: залитый солнцем город, зеленые деревья, рельсы, бесконечной лентой убегающие вдаль, — красота! Но стоило чуть отъехать от центра, как стало понятно: проблема несанкционированных свалок вдоль путей действительно существует. Проезжаем через Октябрьский район: частный сектор, последние домишки ютятся на краю оврага. А в овраге — несколько десятков мусорных мешков. Часть из них порвалась, выставив наружу старые ботинки, бумагу, пищевые отходы. Да, картина неприглядная. И что еще печальнее, нередкая: в этом году железнодорожники выявили 16 несанкционированных свалок, расположенных в полосе отвода и вблизи ее. Самое интересное, что источником этого мусора являются местные жители и предприятия.
«Носил, ношу и буду носить!»
То, что люди сбрасывают мусор возле железнодорожных путей, неудивительно: они знают, что железнодорожники заботятся о чистоте и всегда вывезут их пакеты с отходами. Они и вывозят: в прошлом году, не считая плановых уборок, провели четыре крупных субботника и убрали более 15 тонн отходов, в этом, например, дважды организовали акцию недалеко от о.п. Аэрофлот, собрали 9 тонн мусора и полностью ликвидировали свалку.
Люди несут отходы к железнодорожным путям, потому что им больше некуда их выбрасывать: в частном секторе вывоз ТКО зачастую не организован. «И не получается его организовать, — сетует представитель администрации Ленинского района. — За вывоз ТКО нужно платить, а жители не хотят этого делать. Мы сейчас в некоторых местах частного сектора организовали кольцевой вывоз мусора. И то многие отказываются. Хотя цена вопроса — 50 рублей с человека».
Представители администраций жалуются: не получается изменить менталитет. Сотрудники ЗСЖД тоже пытаются взывать к совести населения: в некоторых поселках даже проводили поквартирные обходы, но безрезультатно. «Недалеко от остановочной платформы Инструментальный завод в Октябрьском районе есть свалка, — рассказывает Алексей Григорьев, главный инженер Новосибирской дистанции пути. — Мы там рейд устраивали. Смотрим, идет дедушка лет 70. Говорим ему, что сюда нельзя мусор носить. А он нам в ответ: «Я сюда носил, ношу и буду носить. И ничего вы мне не сделаете!»
Железнодорожники действительно сделать ничего не могут — штрафовать население не в их компетенции. Так же как не могут выписывать штрафы районные администрации.
Телега вместо мусорки
Но, похоже, кроме как штрафными санкциями ситуацию не переломить — даже если организовать место для складирования мусора, далеко не все будут им пользоваться. «Огромная свалка у нас была на станции Сокур, — говорит Сергей Поленок, главный инженер Болотнинской дистанции пути. — Мы ее убрали, а местная администрация пошла нам навстречу: поставила на месте свалки телегу, куда можно складывать мусор. Но жители не доносят пару метров и бросают мешки в стороне». И вся эта грязь открывается взору гостей города и области, которые прибывают на поезде. Вместо бескрайних полей и стройных берез — зловонные кучи мусора, вместо красивых архитектурных решений — монументы отходов. Стоит ли говорить, какой удар по имиджу города и области наносит такая картина?
Получается, что и ЗСЖД, и местные администрации пытаются сделать регион чище, но из-за менталитета людей ничего не выходит. Неужели ситуацию не изменить?
Алексей Григорьев уверен в обратном: «Эффект от нашей работы, в том числе от таких поездок, есть. Достигнуты договоренности по Калининскому, Дзержинскому, Ленинскому районам: уже наметили мероприятия, которые и мы, и администрация будем делать. Сейчас у нас возникла новая идея, как решать вопрос с уборкой, и районные администрации нас поддержали. В городе образуются инициативные группы граждан, готовых убирать собственными силами за теми, кто мусорит. Будем расширять такой вид сотрудничества с населением».
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №24 от 15 июня 2018 года
Комментарии