Новосибирск 1.5 °C

Российский рынок "железа" - хуже будет

21.03.2001 00:00:00

 Российский рынок в целом и национальный компьютерный рынок в частности всегда имел свою специфику. Чтобы её понять, сделаем краткий экскурс в историю:

1991-1998 гг. Спрос и предложение формируются стихийно по законам рынка. К концу периода это стабильно функционирующий аппарат поставок техники хорошего качества. Стабильный ассортимент, стабильные цены.

В результате хорошо налаженной системе поставок и оптовых скидок отношения дистрибьютор-дилер становятся все более цивилизованными.

Август 1998 г. - 1999 г. Вследствие финансового кризиса произошел резкий скачок цен. Спрос сокращается до нуля. Склады пустеют. Компаниям, чтобы снизить цены, приходится начать завоз дешевых импортных комплектующих самого низкого качества. Промышленные предприятия не имеют финансовой возможности проводить модернизацию производства. Как следствие, вся торговля ориентируется на "розницу". Появляется масса фирм-однодневок, "гонящих" на рынок технику из комплектующих самого дешевого пошиба. Эта "продукция" без качества, сервиса и гарантии. Ценовая политика фирм, ориентированных на качество продукции, окончательно сломлена.

2000 г. Снова поднимается разговор о качестве компьютерной техники. Наконец оживает промышленность. Однако на фоне насыщения розничного рынка цены остаются слишком низкими, что сдерживает повышение качества техники для корпоративного заказчика. Крупные московские дистрибьюторы начинают вводить систему входного контроля качества. В результате лучшее идет на сборку собственных торговых марок. А не прошедшее контроль пускается в оптовую продажу регионам.

Москва как особое место на карте страны всегда пользовалась специальными льготами по импорту товаров. Сколько же их завозилось и куда они потом девались, уследить было невозможно. Столичные дистрибьюторы имели возможность успешно лоббировать свои интересы в правительстве. Поэтому каждый потраченный ими на защиту своих материальных интересов алтын прирастал червонцем. В результате периферия и комплектующие в Россию завозились из Азии через Москву, что, как это ни парадоксально, значительно удешевляло транзит. На этой благодатной почве, кроме откровенно контрабандных схем, пышным цветом расцветали т.н. "серые" варианты. Например, занижение количества или качества завозимого товара, использование общественных и благотворительных "крыш", использование фирм-"фонарей". Однако "нет худа без добра" - в условиях затяжного экономического кризиса это позволило отечественным предприятиям начать техническое перевооружение и внедрение передовых компьютерных технологий. Между тем накануне "миллениума" на российском рынке наступила временная стабилизация - те, кто имел возможность и желание закупить необходимое оборудование, уже успел это сделать. Тем же, кому достало желания, но не хватило возможности, оставалось повременить.

Год 2001начался с введения новых правил таможенного оформления. Предполагалось, что они позволят окончательно перекрыть каналы нелегального и полулегального завоза импортируемых грузов. Увеличилось количество бумаг, заполняемых при декларировании груза грузополучателем. Что не могло не привести к увеличению затрат времени и непроизводительных расходов. С целью пополнения федерального бюджета началась борьба за своевременную уплату НДС и таможенных пошлин импортерами.

Благие намерения правительства сделать национальный рынок цивилизованным и одинаково конкурентным для всех его участников привели к дестабилизации рынка компьютеров и периферии. Как следствие, потребитель в панике. На рынке возник товарный голод. Скачкообразно вырос спрос на "б/у".

Московские импортеры, заключая договора на этот год, не ожидали от правительства подобного "коварства". И рассчитывали рентабельность продаж исходя из прежних условий доставки. Многие полагали, что проблема со временем "рассосется". И потому грузы с таможни не забирали. Создались очереди. Товарные запасы быстро иссякли. Конъюнктурный скачок цен по различным позициям составил от 20% до 30%.

Гораздо болезненнее проблема "ударила" по региональным продавцам. Под большим сомнением оказались их обязательства перед покупателями. Новые цены приятными не назовешь, однако они стабилизировались на новом рубеже и есть как данность. Гораздо сложнее объяснить клиенту, почему товар доставлен с задержкой на несколько месяцев, либо вовсе не пришел.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что на оптовом компьютерном рынке есть одна благоприятная тенденция - сделать условия для всех продавцов одинаково конкурентными, где бы они не находились - в Москве, Хабаровске или Новосибирске. Опустевшие склады вскоре снова пополнятся. Из неблагоприятных можно отметить, что цены вряд ли вернутся обратно.

К счастью, ситуация на рынке комплектующих пока остается на уровне 2000 г. Однако она рассматривается участниками рынка как явление временное: во-первых, растут непроизводительные расходы; во-вторых, повышение качества местной сборки напрямую зависит от качества комплектующих. Что не замедлит сказаться на цене.

Еще с большим скепсисом к околокомпьютерной среде относятся к улучшению ситуации на розничном рынке "железа". Здесь количественные проблемы переросли в качественные и грозят его существованию. И, как это не прискорбно, самой возможности рядовых потребителей покупать недорогую компьютерную технику и периферию приемлемого качества в отечественных магазинах.

Всем памятна инициатива по повышению стоимости аренды имущества, находящегося в ведении ГКИ. Она началась в качестве эксперимента с Москвы, а пару лет назад "девятым валом" прокатившаяся по регионам. Тогда рынок, только начавший оправляться от затяжной экономической депрессии, снова оказался под финансовым давлением государства. Сегодня вмененный налог, исчисляемый исходя из площади всех арендуемых торговлей помещений, иногда ставит рентабельность операций под вопрос. Содержать достойные складские и торговые площади становится убыточно. Для пополнения региональных бюджетов введен налог с оборота с максимальной ставкой 5%. Что энтузиазма "рознице" также не добавляет.

В этой связи в ближайшем будущем следует ожидать сокращения деятельности ряда фирм, для которых розничная торговля компьютерами и периферией не является преимущественным видом деятельности. В качестве возможного сценария развития событий можно предположить дальнейший рост цен, ухудшение конъюнктуры и снижение качества услуг. Стремящаяся к нулю рентабельность продаж и оборачиваемость основных средств может привести к тому, что отвлекать средства на такой безуспешный бизнес может оказаться вовсе нецелесообразно. Покупательная способность населения в сегодняшних условиях неэластична, т.е. крайне ограничена. В таких обстоятельствах самое простое - сохранить цены за счет ухудшения качества. Однако победа в такой войне будет хуже поражения. Поскольку пострадают самые добросовестные. Одно можно сказать определенно - прежний уровень цен уже не будет соответствовать старому качеству. Обнадеживает, что люди постепенно приходят к пониманию того, что дешевое хорошим не бывает. Например, уже сегодня мало кто покупает китайский и турецкий ширпотреб на т.н. "барахолках".

Существует английский биржевой термин "white elephant". Он означает сделку, в которой отдача оказалась равна вложениям. Иронично, но в свое время белый слон был символом безвременно канувшего в Лету "Белонфинбанка". Кто о нем слышал сейчас?

Служба информации ассоциации фирм "WestPro"

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: