Новосибирск 6.1 °C

В школу ходить опасно?

23.03.2001 00:00:00

Родители, отправляя свое чадо за парту, думают, что в стенах учебного заведения оно находится в безопасности. Они глубоко ошибаются.

Гладиаторские бои в школьных коридорах

 Ученицу седьмого класса одной из школ Юго-Западного жилмассива Юлю Б. доставили в детскую больницу N 3 с сотрясением головного мозга и компрессионным переломом позвоночника. Как выяснилось, девочку избили... одноклассницы. За что? А «воображала» много. С ровесницами не дружила, все к старшим в компанию затесаться норовила. С мальчишками гуляла в то время, как другие девчонки из класса еще в «резиночку» прыгали. Вот и решили «выбражулю» проучить, чтоб не «задавалась». Последней каплей в чаше девчоночьей ненависти стал «роман» Юли с мальчиком из старшего класса, которому тайно симпатизировала зачинщица избиения.

«Били так, как будто хотели убить», - отметил заведующий травматологическим отделением детской больницы N 3 Сергей Мацук.

Через некоторое время в другой школе того же Юго-Западного жилмассива произошло аналогичное ЧП. Поссорились между собой одноклассницы Оксана М. и Олеся И., девицы 13 лет. Одна из врагинь - Оксана - подговорила своего младшего брата Игоря, 11-летнего пацана, избить другую. Брат не преминул «вступиться» за сестру. Позже потерпевшей в больнице поставили диагноз «сотрясение головного мозга и ушиб мягких тканей лица».

В частном секторе по соседству жили две семьи. Одна - одинокая мама с сыном 10 лет. Другая - отец-одиночка с двумя сыновьями 12 и 14 лет. В один «прекрасный» день 10-летнего мальчишку нашли на улице прохожие, избитого до полусмерти. Избили, как пояснил ребенок инспектору по делам несовершеннолетних, соседские пацаны.

Дурная голова ногам покоя не дает

 Двенадцатилетний Артем получил в школе винтообразный перелом обеих костей голени. Травма тяжелая. Несчастному придется целый месяц быть в буквальном смысле прикованным к постели, а потом еще месяца 3-4 ходить на костылях. При этом никто не дает гарантии, что Артем после травмы не останется на всю жизнь хромым. А пострадал он при совершенно абсурдных обстоятельствах. Летел, сломя голову, по лестнице, оступился, упал...

В декабре 1999 года в детскую больницу N 3 попала девочка Оля, ученица шестого класса одной из школ Ленинского района. Оле поставили довольно редкий диагноз: «ушиб пояснично-крестцового отдела позвоночника». Когда врачи узнали, при каких обстоятельствах школьница получила ушиб позвоночника, они удивились еще больше. Олина учительница географии заболела, и класс отправили на урок к другой учительнице, у которой уже были ученики. Собравшись толпой в без малого шестьдесят человек, дети принялись прямо на уроке дурачиться. Учительница с такой огромной оравой ничего поделать не могла. Мальчишки в процессе этого самого дурачения придавили Олю партой. Теперь Олины родители собираются подавать на учительницу в суд за то, что не уследила.

Самые опасные предметы - физкультура и труд

 Нередко дети в школе получают травмы не без участия педагогов. Жуткий случай произошел в одной из школ Центрального района. Девятиклассники делали на физкультуре наклоны вперед. Все ученики выполняли упражнение добросовестно, только Антон никак не мог достать руками ноги, не согнув при этом коленей. «Придуривается», - решил учитель, подошел к Антону и со всей силы надавил мальчишке на спину. Этого оказалось достаточно, чтоб у Антона сломалось несколько позвонков. Дело в том, что у некоторых людей есть такая анатомическая особенность: они не могут нагибаться вперед, не сгибая при этом ног. Сейчас между учителем физкультуры и родителями Антона идет судебное разбирательство.

Вырастет из сына свин, если папа - боров

 А что же родители, учителя, инспекторы по делам несовершеннолетних? Разве они не несут ответственность за детей? Разве их не касаются проблемы взаимоотношений подростков друг с другом? Разве они не должны интересоваться, как ведут себя школьники вне школьных уроков?

Мать десятилетнего мальчика из частного сектора сказала, что не хочет из-за детей портить отношения с соседом, так как он по совместительству еще и ее сожитель. Когда инспектор по делам несовершеннолетних спросила: «Так кто вам дороже: сын или сожитель?» эта женщина ответила: «И тот, и другой».

Классный руководитель Юли Б., обсуждая с сотрудниками милиции кровавую «разборку» между учениками и отвечая на вопрос, где были учителя, когда Юлю били, сказала буквально следующее: «Мы здесь учим, а не разводим».

Все специалисты в числе причин школьного травматизма называют три: плохая дисциплина школьников, недобросовестное отношение учителей к своим обязанностям, профессиональная некомпетентность преподавателей физкультуры и труда. Среди них главная, по мнению аналитиков, - недостаточный контроль со стороны педагогов.

Допустим, в компетенцию учителя не входит разнимать дерущихся учеников. Но тогда для чего в школах держат охранников? Деньги на это, между прочим, берутся из карманов родителей. Для чего нужен огромный штат школьных психологов, если некому объяснить детям, что неумно и нецивилизованно решать конфликты с помощью драк, что кулачные бои - отголосок средневековой дремучести - абсолютно не уместны на школьных дворах, да и в любых других местах. Это дикость.

Однако оставим в покое школьных учителей, школьных психологов и прочих. Посмотрим на родителей, которые, по идее, должны быть главными воспитателями для своих детей.

Родители Олеси, получившей сотрясение мозга от рук 11-летнего мальчика, написали заявление в милицию. Сотрудники ОППН ознакомили с этим документом школьную учительницу, и она была вынуждена вызвать для разбирательства родителей участников инцидента. Так вот, взрослые люди, придя в школу... подрались между собой.

Никто не воспитает ребенка лучше, чем мама и папа. Все увещевания педагогов окажутся бессмысленными, если дома пьяный отец кидается табуретками в мать, а она терпит и молчит, уверенная в том, что иных семейных отношений, иной жизни вообще просто не бывает; если старший брат издевается над младшим, а мама, занятая своим макияжем, своим маникюром, болтовней с подружками и так далее, не обращает на это никакого внимания; если соседские мальчишки регулярно избивают беззащитного пацана, а соседи-родители ни во что не вмешиваются, потому что сожительствуют друг с другом и не хотят портить отношений из-за детей.

Помните, как говорил Маяковский: «Вырастет из сына свин, если сын - свиненок». На самом деле свин может вырасти еще и при других обстоятельствах: если его папаша - грязный, вонючий, вечно пьяный, отупевший и безразличный ко всему боров, а мамаша - глупая хрюшка, погрязшая в луже собственной лени, эгоизма и житейской беспомощности.

Комментарий врача

 - Дети бьются друг с другом насмерть. С начала 2001 года я и мои коллеги отметили неслыханный рост детского травматизма, связанного именно с драками. Это свидетельствует о каком-то патологическом всплеске агрессии у подростков, - говорит заведующий травматологическим отделением детской больницы N 3 Сергей Мацук.

Однако и предыдущие годы нельзя назвать благополучными. За 2000 год в Новосибирске было зарегистрировано две тысячи случаев детского травматизма. Сергей Мацук считает, что на самом деле эта цифра гораздо больше, так как в поле зрения статистики попадают только травмопункты и больницы, а с травмами обращаются еще и в поликлиники.

- Больше всего травм дети получают в драках. На втором месте дурачение на переменах. Примерно 25 процентов от 2 тысяч - травмы, полученные на уроках физкультуры и труда, - продолжает Сергей Мацук.

В учебных заведениях правобережья в прошлом году от драк пострадали 639 школьников. Рабочее левобережье дало еще большую цифру - 815. Сергей Мацук говорит, что его пациентами бывали и ученики престижных частных образовательных учреждений.

Учителей физкультуры заведующий травматологическим отделением убедительно просил не калечить детей: «Иногда приводит в ужас поведение педагогов. Допустим, ребенок повредил ногу на уроке. Учитель начинает эту ногу вертеть и дергать, думая, что так он вправляет вывих. Не делайте этого ни в коем случае!!! Обеспечить пострадавшему покой и вызвать «скорую» - вот все, что должен сделать преподаватель!»

Но главное не это. Родителям необходимо помнить, что физически крепкий ребенок не упадет с каната на физкультуре, не подвернет ногу на лестнице, да и в драке пострадает меньше, чем рыхлый недотепа, все свободное время проводящий на диване. Одних уроков физкультуры для нормального физического развития мало. Нет денег отдать в спортивную секцию - заставляйте заниматься зарядкой дома, всей семьей выезжайте зимой на лыжные прогулки, летом на пляж. Хотя насчет драк: лучше все-таки научить ребенка их избегать.

Комментарий инспектора ОППН

 - Никто не работает с детьми, - считает инспектор ОППН Ленинского РУВД, майор милиции Надежда Боброва. - Никто им не объясняет, что жестокость - это не человеческое проявление и у нормальных людей его быть не должно. Учитель занят только процессом преподавания, а что вытворяют дети в коридорах и на пришкольном участке - никому нет дела. Прежняя практика, когда по каждому несчастному случаю с ребенком проводилось расследование, за каждой школой был закреплен инспектор, который этим занимался, канула в Лету. Хотя в школах, где такая работа по-прежнему ведется, детских драк значительно меньше.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: