Новосибирск 6.5 °C

Золотые ноги

23.03.2001 00:00:00

Фото Сергея ПЕРМИНА

 «Мне немного от жизни надо...» - это строка из стихотворения Валентины Катушиной, инвалида с детства, живущей в городе Бердске, хотя вряд ли она точно передает ее жизненное мироощущение. Кроме того, что Валентина Дмитриевна пишет стихи, она еще и удивительная рукодельница: не имея от рождения рук, вышивает... пальцами ног.

Собираясь в Бердск, я немного опасалась встретиться с человеком с искаженной психикой, как часто случается с инвалидами, и была приятно поражена, что Валентина Дмитриевна - человек абсолютно разумный, общительный, ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ. И, как сказали бы раньше, с активной жизненной позицией. Представьте, что недавно бердские инвалиды выбрали именно ее для поездки в Москву в Министерство соцзащиты с коллективным письмом.

- Валентина Дмитриевна, расскажите о себе, нелегко вам, наверно, жилось все это время?

- Да как сказать, всякое бывало. Родилась я в городе Александровка на Сахалине в 1947 году. А с пяти лет воспитывалась в Саянском детском доме, Красноярский край, меня туда отец отвез.

- Вы помните свою семью, родителей? Никогда с ними не встречались?

- Помню, конечно. Очень скучала по матери, все хотелось повидаться. Вот я в 70-х годах и ездила в Казахстан. Они же после того как меня в детдом отдали, туда переехали. Мне чужие люди помогли добраться, с вокзала милиционер довез. А мать, когда меня увидела, с порога начала кричать: «Зачем ты приехала?»

- Что же, Валентина Дмитриевна, не любила она вас?

- Стеснялись они дочери-инвалида, ведь мои братья и сестры нормальные. Я помню, как меня еще в детстве от знакомых прятали. Бог им судья... Переночевала я ночь и уехала.

- Как же вы вышивать ногами додумались? Работа эта кропотливая, сноровки требует, да и не каждая женщина такую вещь руками смастерит, вы давно этим занимаетесь?

- Так я с семи лет вышиваю. Нас в детском доме всех обучали, я же вместе со здоровыми детьми росла, вместе и в школу ходили. А уроки я ногами делала. Учителя со мной как с нормальным ребенком обращались, только к доске не вызывали. И в классе для меня специальный диванчик стоял, на нем я и занималась.

- Значит, учиться вам нравилось, раз такие трудности преодолевали? А какой урок был любимым?

- Учиться нравилось, и училась я хорошо, только закончила восемь классов. В институте как учиться-то? А для себя и этого хватит. Больше всего любила я математику, задачи и примеры решать. Я потом всем неграмотным помогала в домах инвалидов: кому письмо написать или еще что, все ко мне шли.

- Так вы всю жизнь в домах инвалидов прожили? Тяжело, наверное, среди горя и боли?

Валентина Дмитриевна и Алексей Дмитриевич на фоне гобелена «ножной работы»
 - Тяжело не иметь родного угла. Я же до 1990 года так прожила, а потом через Москву квартиры добилась, мне тогда Комитет советских женщин помог. В одном из таких домов инвалидов мы с Алексеем Дмитриевичем познакомились, семнадцать лет, как мы вместе, даже в церкви венчались. (Алексей Дмитриевич тоже инвалид с рождения.)

- Помогают вам добрые люди, или в наше время не осталось таких?

- Раньше помогали, мы и на общество инвалидов рассчитывали, и на комитет социальной защиты. Из соцзащиты к нам женщина приходила помогать по хозяйству, а теперь надеяться не на кого. Соцзащита о нас не думает, не беспокоится ни о здоровье, ни о нуждах; как будто мы вообще не существуем. И из общества инвалидов я ушла: зачем платить взносы, если нет реальной помощи?

- Валентина Дмитриевна, раньше вы в областных фестивалях творчества инвалидов участвовали, а как дела обстоят сейчас?

- Последний раз я участвовала в фестивале года два назад, меня соцзащита возила, а теперь даже не приглашают...

- Так вы со своим рукоделием и места какие-нибудь занимали, и грамоты, наверное, имеете?

- И грамоты есть, и благодарственные письма. Только обидно, что вспоминают о нас раз в год - в декаду инвалидов. Да и отделаться пытаются безделушками, не от души все это. А свои вышивки я ни разу не пыталась продать, раздариваю хорошим людям.

- Валентина Дмитриевна, а где вы берете сюжеты для своих панно, как долго их создаете?

- Что-то беру по рисункам из журналов, какие-то узоры придумываю сама. А как-то увидела по телевизору картину, вышитую бисером, тоже решила попробовать.

- Вышивать бисером - достаточно трудно даже руками, терпение нужно огромное иметь, усидчивость, неужели и с этим справились?

- Да сами видите, что получилось. Я уже привыкла вышивать пальцами ног, да и не только вышивать, я и картошку почистить смогу, и пельмени слепить, и сигарету прикурить. Я всегда чем-нибудь занята, без работы сидеть не могу. Всю жизнь что-то делаю, дарю свои работы добрым людям - тем, кто мне помогает.

- Много ли таких, помогающих безвозмездно? Или часто приходится просить о помощи? Ведь пенсия у вас небольшая, получается, что не живете, а выживаете?

- Трудно нам, инвалидам детства, живется. Пенсия у меня всего 562 рубля и помощи ждать неоткуда. Бывает так, что и хлебушек с солью едим, а просить о помощи стыдно, но иногда приходится. Так нам, и телевизор цветной коммерческая фирма подарила, и телефон кнопочный, а то трудно приходилось: и трубку держать, и «барабан» крутить.

Мы с Алексеем Дмитриевичем недавно из Москвы вернулись, опять обращались за помощью от имени всех инвалидов детства, просили прибавить пенсию. В Министерстве соцзащиты обещали помочь. Денег на дорогу нам все бердские собирали, надеялись на нас, вот мы и ездили.

«Мне немного от жизни надо», - так говорит Валентина Катушина из Бердска, и ее голосу вторят сотни других голосов. Валентина живет в созданном ею творческом мире, и по-своему счастлива, ей не хватает лишь немного человеческого участия, да еще средств к нормальному существованию.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: