Новосибирск 7.8 °C

Пираты, пираты по небу летят

26.03.2001 00:00:00

Карибский регион: традиции сильны

 После победы революции на Кубе воздушное пиратство в зоне Карибского моря развилось в невиданных до сего масштабах. Особенно много случаев было отмечено в 1961 году.

В период между первым мая и девятым августа 1961 года три американских самолета регулярных пассажирских линий были вынуждены насильственно изменить свой курс. Попытка увести четвертый американский самолет была пресечена.

Первого мая 1961 года вооруженный пассажир небольшого самолета, курсировавшего на местной авиационной пассажирской линии между Майами и Ки-Уэстом, угрожая оружием, вынудил пилота совершить посадку в Гаване, на Кубе. Кубинские власти в тот же день разрешили самолету вместе со всем экипажем и пассажирами вернуться в США.

Двадцать четвертого июля 1961 года некий натурализованный американец кубинского происхождения, которому власти США не дали разрешения возвратиться на родину, заставил пилота многоместного пассажирского самолета «Электра» изменить курс и посадить машину в Гаване. На следующий же день власти Кубы разрешили экипажу и пассажирам вернуться в США, но отказали в выдаче самолета. Премьер-министр Кубы Фидель Кастро заявил американскому правительству, что лайнер будет возвращен в обмен на кубинские самолеты, задерживаемые Соединенными Штатами. Эти самолеты были реквизированы американскими властями на аэродромах на территории США или были захвачены во время полетов. Избегая называть вещи своими именами, американцы ввели специальный термин, определяющий акты воздушного пиратства, - «hijack».

Чаще всего жертвами воздушного пиратства становятся большие рейсовые лайнеры регулярных авиалиний. В субботу, 23, и в воскресенье, 24 ноября 1968 года, в гаванском аэропорту приземлились два американских самолета, экипажи которых были вынуждены под угрозой оружия изменить курс и лететь на Кубу. Это были реактивные самолеты: «Боинг-727», принадлежащий авиакомпании «Истерн эйрлайнз», с восемьюдесятью тремя пассажирами и «Боинг-707», принадлежащий авиакомпании «Панамерикэн».

Оба самолета вместе с теми пассажирами, которые пожелали вернуться в США, были немедленно возвращены.

Своего рода рекорд воздушного транспорта в районе Карибского моря был установлен на рубеже ноября и декабря 1968 года, когда в течение одной недели три больших американских реактивных самолета с двумястами семьюдесятью восемью пассажирами совершили вынужденную посадку в Гаване. До сих пор все эти инциденты кончались благополучно. Это объясняется, видимо, тем, что авиакомпании, обслуживающие воздушные линии, проходящие вблизи района Карибского моря, уже примирились с воздушным пиратством и относятся к нему как к неизбежному злу. Ограничившись заботой о безопасности пассажиров и машин, эти компании даже снабдили на всякий случай своих пилотов картами гаванского аэропорта Хосе Марти, а бортпроводницам приказали не вдаваться в какие-либо пререкания с возможными похитителями самолетов и выполнять по мере возможности их указания.

Расслабьтесь и получите удовольствие

 В связи с этим американский еженедельник «Тайм», используя богатую информацию, приобретенную в 1968 году, поместил в одном из декабрьских номеров остроумную «Памятку для пассажиров захватываемых самолетов», предлагая перепечатать ее в виде буклета, который следует заложить в спинки кресел вместе с другими инструкциями для пассажиров. Вот какие «добрые советы» даются в «Памятке»:

«В воздухе четыре «не»! А именно:

во-первых, не следует вести себя агрессивно, так как похитители обычно хорошо вооружены и, принимая во внимание большой риск, на который идут, склонны к резким порывам. Они пользуются самыми различными видами оружия, чаще всего - револьверами и ножами. Впрочем, бывают исключения. Так, Р. Эрнандес, двадцатитрехлетний кубинский эмигрант, похитивший в июле 1968 года самолет ДС-8, принадлежащий авиакомпании «Нешнл эйрлайнз», воспользовался для устрашения экипажа и пассажиров каким-то предметом, как он утверждал, - ручной гранатой. После посадки в Гаване оказалось, что это был просто... флакон освежающей после бритья жидкости, завернутый в носовой платок.

Во-вторых, не нужно поддаваться панике. Воздушные пираты, несмотря на свою агрессивность, могут тем не менее оказаться приветливыми людьми. Некто Хоче, один из трех мужчин, которые в ноябре 1968 года похитили самолет авиакомпании «Панамерикэн», совершавший рейс N 281 в Сан-Хуан на острове Пуэрто-Рико, раздавал пассажирам в качестве сувениров пули тридцать второго калибра и дружески беседовал с ними. Джозефу Хановэл и его жене, молодоженам из штата Нью-Джерси, он галантно заявил:

- Очень жаль, что мы испортили вам свадебное путешествие!

В-третьих, не следует нажимать на кнопку вмонтированного в кресло звонка. Его звук, раздавшийся в кабине пилота, может перепугать пирата и заставить его открыть стрельбу. Если бандит промахнется, пуля пробьет герметическую стенку кабины самолета, в которой поддерживается безопасное для жизни давление. В этом случае нужно следовать предписаниям инструкции, указывающей, как вести себя в случае подобной катастрофы.

В-четвертых, не нужно громко звать бортпроводницу. Если вам нужна помощь или вы хотите направиться в туалет, следует поднять руку. С разрешения похитителей экипаж самолета обеспечит пассажиров напитками. Правда, бывают сюпризы и здесь. Так, в ноябре 1968 года воздушный пират, захвативший американский самолет компании «Истерн эйрлайнз», выполнявший рейс N 273 из Чикаго в Майами во Флориде, купил пассажирам алкогольные напитки за свой счет на сумму в 20 долларов!

На земле - два «да»! А именно:

во-первых, нужно позаботиться о том, чтобы хорошо отдохнуть. Несмотря на существующий в стране режим, кубинцы действительно симпатичные люди. Покончив с необходимыми въездными формальностями, они сразу же постараются сделать вынужденную посадку, возможно, более приятной для пассажиров. Что касается формальностей, то они ограничиваются ставшими традиционными в таких случаях кино- и фотоснимками пассажиров и стереотипным анкетным опросом. Кто не имеет свидетельства о прививке оспы, вынужден будет подвергнуться в аэропорту таким прививкам и карантину.

Во-вторых, следует использовать в Гаване самым приятным по возможности образом, в чем кубинцы, как правило, всегда идут навстречу. В большинстве случаев вынужденная остановка длится по меньшей мере одну ночь, так как кубинские власти не разрешают американским реактивным самолетам с пассажирами на борту взлетать с аэропорта Хосе Марти. Приходится ждать, пока авиакомпания пришлет другой, винтовой самолет. Пассажиров кубинские власти размещают в гостинице на аэродроме или в одном из двух лучших отелей: «Хабана либре» (бывшей «Хабана Хилтон») в центре столицы или «Верадеро интернациональ», до которого полчаса езды на автомобиле из города. Последний находится невдалеке от аэродрома Верадеро, с которого взлетают винтовые самолеты.

А вот что невольный турист может увидеть в Гаване, в зависимости от того, где его поместят:

«В аэропорту Хосе Марти кубинские власти разрешают пассажирам свободно передвигаться и покупать в киосках интересующие их сувениры. Особенно популярны среди американцев знаменитые гаванские сигары и кубинский ром, которые вывозить в США не разрешается, но кое-кому это удается. На осмотр города остается мало времени, только во время переезда с одного аэродрома на другой в автобусах, выделяемых посольством Швейцарии, которое представляет на Кубе интересы США.

Пассажирам, размещенным в отеле «Хабана либре», представляется случай познакомиться с ночной жизнью социалистической Кубы. В комфортабельном ночном ресторане при гостинице они могут выпить рюмку «дайкири» (3), посмотреть артистов кабаре и встретиться с экзотической для американцев публикой, а именно с туристами из европейских социалистических стран. В центре города можно совершить более интересные покупки, чем в аэропорту. Кроме отменных сигар и рома, здесь продаются отличные фотоаппараты из ГДР, красиво вышитые чешские национальные кофточки и кружева. Товары эти могут быть конфискованы американскими таможенниками, но их удается получить обратно, если подать заявление в Комиссию по импортным претензиям в Вашингтоне.

Пассажирам, размещенным в отеле «Верадеро интернациональ», рекомендуется захватить с собою купальные костюмы, так как местный пляж - пятнадцатимильная полоса белого песка - действительно прекрасен, а вода в море - чистая и теплая. Неизменно галантные кубинцы угощают там невольных туристов бесплатным обедом (холодная закуска, мясо с рисом и салатом, сладкое блюдо) под приглушенные звуки двух кубинских оркестров, попеременно наигрывающих «баса нову» и блюз «хаста ла виста».

Рекордсмен

 Несколько недель спустя мировое общественное мнение было потрясено так называемым делом Миникиелло. Когда 31 октября 1969 года «Боинг-707», вылетевший из Лос-Анджелеса», готовился в посадке в Сан-Франциско, в кабину пилота вошел молодой человек и, угрожая автоматом, потребовал направить самолет в Нью-Йорк. Первый пилот с трудом убедил воздушного пирата, что на столь длительный перелет не хватит горючего. Тогда похититель разрешил посадить самолет в Денвере (штат Колорадо). Там высадили всех пассажиров и трех бортпроводниц. На борту остался только экипаж и одна стюардесса. После заправки горючим самолет снова взлетел. Миникиелло (так звали пирата) в продолжение всего перелета в Нью-Йорк, который длился три часа, сидел в навигационной кабине, направив автомат на пятерых членов экипажа.

Когда после посадки в международном аэропорту Кеннеди в Нью-Йорке пират заметил мчащиеся к самолету полицейские автомашины, он выстрелил вверх, пробив бак с жидким кислородом, находившийся под потолком кабины.

- Расстреляю всех до единого да еще кое-кого на аэродроме, - заявил он пилотам, - если сейчас же не вылетим отсюда!

В Нью-Йорке на борт лайнера успели подняться еще два пилота, которые сменили экипаж, измученный непрерывным восьмичасовым полетом. Под угрозами похитителя, не заправившись горючим, самолет вновь поднялся в воздух. Не помогли даже отборные стрелки ФБР, которые целый час лежали недалеко от самолета в траве, окружающей аэродром, ожидая, когда в окне появится голова пирата. Им было приказано стрелять только наверняка. Однако подобная возможность не предоставилась.

Следующую посадку лайнер совершил в Бангоре (штат Мэн). Здесь по приказу Миникиелло «Боинг» заправился горючим и стартовал для перелета через Атлантический океан. Через пять часов, в 1 час 30 минут ночи, самолет приземлился в Шанноне (Ирландия). После короткой остановки он снова взлетел и еще через четыре часа, в 4 часа 30 минут первого ноября 1969 года, сел в Римском аэропорту Леонардо да Винчи.

Так был установлен абсолютный мировой рекорд дальности перелета похищенного самолета - одиннадцать тысяч километров.

Перед посадкой в Римском аэропорту Миникиелло установил по радио связь с итальянской полицией. Он потребовал прислать за ним автомашину. Полицейский автомобиль подъехал к трапу самолета. Миникиелло связался по радио с командно-диспетчерским пунктом, передав очередной приказ: сидящий за рулем невооруженный офицер полиции в мундире должен войти в самолет. Это требование также было выполнено. Через 10 минут у самолета появился вице-квестор римской полиции, одетый специально для этого случая в мундир сержанта. За ним спустился похититель с автоматом в руке. Полицейский сел за руль, а Миникиелло, устроившись на заднем сиденьи, приставил автомат к затылку водителя. Старый «Альфа-Ромео» сорвался с места, преследуемый на довольно значительном расстоянии двумя полицейскими автомашинами. Поняв, что его преследуют, воздушный пират сначала приказал водителю петлять по предместьям Рима, а затем ехать по направлению к Неаполю. Когда они очутились в безлюдном месте, Миникиелло на ходу выскочил из машины и побежал напрямик через поля. Итальянская полиция бросилась за ним в погоню.

Через четыре часа полицейские собаки выследили воздушного пирата в одной из церквей, где тот переодевался. К тому времени оружие он уже забросил в кусты. Миникиелло перевезли в Рим и посадили в местной тюрьме под знаменательным для него названием «Реджина чилес» («Королева небес»). Итак, похититель очутился за решеткой, а самолет возвращен законным владельцам.

Мировое общественное мнение и пресса заинтересовались биографией воздушного пирата. Оказалось, что Раффаэле Миникиелло, американец итальянского происхождения, решил столь необычным путем осуществить свою мечту о возвращении на родину. Его больной отец перебрался в родной Неаполь несколько лет назад.

Рафаэлле, улыбающийся, жизнерадостный, молодой человек, которому во время полета через Атлантический океан исполнилось 20 лет, приехал в 14-летнем возрасте из Италии в США, где стал учиться в школе. Более чем за год до похищения он поступил добровольцем в морскую пехоту США. 12 месяцев нес службу во Вьетнаме в районе демилитаризованной зоны, где велись самые ожесточенные военные действия. Получил чин капрала и боевые награды. Его обучили убивать из пистолета, карабина, кинжалом и даже ударом кулака. Вернувшись в США, он ограбил военный склад, а затем, стремясь избежать наказания, достал оружие, похитил самолет и перелетел в Европу. Итальянский суд отказался выдать Миникиелло, приняв решение наказать его на родине.

Другая, более тяжелая по своим последствиям попытка похищения самолета, произошла на внутренних воздушных линиях США в ночь с 17 на 18 марта 1970 года.

«У меня нет денег на билет»

 Некий Дж. Дививо во время проверки билетов на самолете «ДС-9», летевшем с семьюдесятью тремя пассажирами из Ньюарка в Бостон, заявил бортпроводнице, что у него нет денег на оплату перелета, и потребовал от командира изменить курс. Самолет уже готовился к посадке в аэропорту Бостона, и пилот отказался выполнить требование воздушного пирата. Тогда последний вытащил из кармана револьвер, выстрелил в пилотов, убил одного и ранил другого в плечо. Несмотря на тяжелое ранение, летчик не потерял присутствие духа и сумел посадить самолет. Пират попытался покончить жизнь самоубийством, прострелив себе грудь.

Свежую газету, пожалуйста!

 Хотя случаи похищения самолетов становились все более обычными, немногие из них вызывали такую сенсацию, как похищение первого японского самолета весной 1970 года. Инцидент этот, уникальный в истории воздушного пиратства и вызвавший неожиданные последствия, начался довольно банально.

31 марта 1970 года в 7 часов 30 минут по токийскому времени группа японских студентов, принадлежащих к маоистской фракции «левой» организации Зенгакурен, вооруженных мечами и пистолетами, ворвались в кабину пилота самолета, летевшего из Токио в Фукуока со ста тридцатью одним пассажиром и семью членами экипажа на борту, и потребовали направить его в Пхеньян. Одновремено другая группа похитителей стала запугивать пассажиров, угрожая взорвать самолет, если кто-либо двинется с места. Привязав мужчин к креслам, пираты связали им руки. Обе группы насчитывали девять вооруженных студентов.

Пилот заявил, что у него не хватит горючего, чтобы долететь до КНДР. Тогда похитители согласились на посадку в Итадзукэ (остров Кюнсю) для заправки горючим. В результате переговоров, которые велись в течение 5-часовой остановки, похитители разрешили покинуть самолет двадцати трем пассажирам: больным, старикам и женщинам с детьми. В ответ на это руководители гражданского воздушного флота Японии согласились на вылет захваченного воздушными пиратами самолета в Корею. Вскоре после старта похищенный самолет стали преследовать два сеульских истребителя, которым удалось связаться с экипажем «Боинга». Летчики требовали посадить самолет в Сеуле.

Одновременно началась подготовка к крупнейшей мистификации в истории гражданской авиации. Сеульский аэропорт в Кимпо был подготовлен таким образом, чтобы у похитителей создалось впечатление, что они садятся в Пхеньяне. С этой целью с аэровокзала были сняты флаги западных государств, на мачты водружены флаги КНДР и красные знамена, были развешаны транспаранты с коммунистическими лозунгами, а сеульский армейский отряд переодет в мундиры корейской народной армии. По радио было передано сообщение: «Здесь аэропорт Пхеньян, можете садиться».

Однако похитители быстро раскрыли обман. Сразу же после посадки они потребовали доставить им свежий номер пхеньянской газеты и не получили его. Они загородили все выходы и входы в самолет и потребовали разрешения на немедленный вылет в КНДР. Однако пилот заявил, что это уже невозможно, так как наземная служба аэродрома проколола покрышки колес, чтобы предотвратить взлет самолета.

Начались полные напряжения длительные переговоры между похитителями самолета, с одной стороны, и местными и токийскими властями - с другой. В переговорах лично участвовал японский посол в Сеуле и спешно прибывший туда японский министр транспорта. Переговоры тянулись часами, несколько раз объявляли, что самолет вскоре вылетит, но каждый раз старт задерживался. Ситуация на борту становилась с часу на час все более драматичной. Силы оставшихся пассажиров, измученных многочасовым сидением в тесных креслах, находились на пределе. Об этом свидетельствует содержание радиотелеграмм, которыми обменивались стороны.

Терпеливый и сдержанный командир захваченного самолета сообщил по радио японскому послу в Сеуле: «Студенты в бешенстве и приходят во все большее возбуждение. Положение невыносимо. Хотят немедленно вылететь, и, как мне кажется, мы должны стартовать, чтобы избежать тяжелых последствий». С аналогичным призывом обратился к послу один из пассажиров: «Мы все согласны продолжать полет, даже если нас там задержат. Умоляем вас, позвольте нам вылететь».

Лишь после того, как самолет простоял 11 часов, местные власти решили прекратить наскоро придуманную комедию и через открытое окошко кабины пилотов передали с помощью репродукторов сообщение: «Вы находитесь на аэродроме Кимпо в Южной Корее». Через это же окошко в ответ на отчаянные мольбы передали пассажирам и экипажу захваченного самолета воду, продовольствие и зарядили аккумуляторы, что дало возможность обогреть выстуженную кабину самолета.

Тогда власти обратились к похитителям с призывом: «Дайте пассажирам покинуть самолет, тогда завтра предоставим вам возможность вылететь в Северную Корею». Однако обманутые раз пираты ответили по радио в командно-диспетчерский пункт: «Не разрешим никому покинуть самолет. Не нуждаемся в вашей помощи, чтобы вылететь в КНДР. В случае нападения взорвем самолет вместе с пассажирами». Одновременно командир подтвердил, что у захватчиков действительно имеются взрывчатые вещества.

Однако пассажиры не знали о том, что руководители гражданского воздушного флота Японии с трудом удерживают сеульские власти от использования газов и попыток силой вторгнуться в самолет.

Тем временем между Сеулом и Токио велся диалог, охватывавший все более широкие круги.

После переговоров с сеульскими и японскими властями, длившихся 78 часов, пираты пошли на уступки, согласившись освободить более ста пассажиров, которые в течение четырех дней, полуголодные, в нервном напряжении ожидали окончания этой истории. Студенты обусловили, однако, освобождение пассажиров требованием, чтобы на борт самолета в качестве заложников явились заместитель министра транспорта С. Ямамамура и депутат японского парламента от социалистической партии С. Абе. Когда оба чиновника прибыли специальным самолетом из Токио в Сеул, пираты согласились освободить сперва 50 пассажиров, а затем, по прибытии на борт самолета заложников - и остальных пассажиров. Они приняли также предложение местных властей прислать на борт 8 врачей и 15 медицинских сестер, поскольку большинство пассажиров нуждалось в медицинской помощи (у одного из них начался сердечный приступ, а у другого в результате шока появились признаки умственного расстройства). Воздушные пираты не пошли, однако, на смену экипажа, хотя вместе с двумя заложниками из Токио в Сеул прибыли пять пилотов и две бортпроводницы, чтобы заменить совершенно истощенный экипаж захваченного самолета, который был не в состоянии продолжать полет. Сеульские власти обещали, что после окончания обмена пассажиров на заложников самолет будет подготовлен к дальнейшему полету и отведен на летную полосу.

«Боинг» простоял на сеульском аэродроме уже восемьдесят часов, когда дверь его наконец распахнулась, и у входа встали два японских студента, вооруженные самурайскими мечами. Они обратились к работникам наземной службы аэродрома с требованием, чтобы никто не подходил к трапу ближе двух метров. Вскоре на ступеньках показались первые пассажиры, которые, еле держась на ногах, один за другим по очереди сходили на стояночную площадку. Их ожидали машины скорой помощи с врачами и медицинскими сестрами. После того, как 50 пассажиров покинули самолет, двери его вновь закрылись.

Когда освобожденные пассажиры оказались в здании сеульского аэровокзала, на борт «Боинга» поднялся Ямамура. После того, как самолет покинули оставшиеся пассажиры, он улетел в Пхеньян.

Так закончилась длившаяся в общей сложности 122 часа одиссея захваченного студентами самолета, установившая своеобразный «мировой» рекорд. История эта имела делако идущие последствия.

5 апреля японский премьер-министр Эйсаку Сато выразил при посредстве Международной комиссии по перемирию благодарность правительству Корейской Народно-демократической Республики, немедленно возвратившему самолет. Несомненно, вся вина за инцидент падает на лиц, захвативших самолет, однако и японское правительство обвиняли в том, что оно подвергло риску свыше ста человек.

По материалам книги Ясека Маховского «История морского пиратства».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: