Фото Сергея ПЕРМИНА |
Время бежит незаметно, и вот уже сибирской обувной компании «Вестфалика» исполнилось восемь лет. Кажется, совсем недавно, в марте 1993 года, военный в запасе Михаил Титов основал небольшую торговую фирму по поставкам в Новосибирск импортной обуви из Италии и Германии. Но уже в то время была мечта о создании собственного производства. Мечта подкреплялась трезвым экономическим расчетом: собирать обувь из комплектующих, пусть даже покупных, выгоднее, чем ввозить готовую продукцию. Так в 1995 году возник цех, где готовый верх обуви склеивали с подошвой. Затем закономерно последовало швейное, кожевенное, литьевое производство. «Когда я завозил подошву из Италии, - говорит генеральный директор, - она обходилась мне в 5 долларов, когда начал лить сам, стала стоить 70-90 центов». На очереди - меховое производство. Образцом для Михаила Титова всегда служили знаменитые «обувные улицы» в Германии и Италии, где собрана вся необходимая инфраструктура обувной промышленности. «Вестфалика» планомерно и последовательно стремится к полному циклу производства, наращивает объем и ассортимент. Сегодня модельный ряд женской, мужской и детской обуви составляет более 200 наименований, а объем неуклонно приближается к миллиону пар в год. Новосибирск имеет все шансы стать обувной столицей Сибири.
В отличие от хитрых итальянцев и нас, «сибирских валенков», китайцы - народ мудрый. Они итальянскую технику не покупают, точнее покупают, но в одном экземпляре. Потом они этот экземпляр разбирают до винтика и начинают копировать. Копии получаются дрянные, но для выпуска такой же продукции годятся. Работают китайцы только на собственных комплектующих. Это секреты китайской дешевизны. Еще один секрет - использование в обувном производстве спилка, нижнего срезаемого слоя кожи. Мудрые китайские обувщики покрывают спилок полиуретаном, и получается продукт синтетический, но гладкий, как зеркало. Это ничего, что нога в такой обуви не дышит, зато хватает почти на месяц. Кстати, натуральная кожа идеально гладкой быть не может: обязательно прослеживается фактура, но для этого нужен очень наметанный глаз. Вся обувная промышленность Китая сконцентрирована в южно-китайском вэньчжоу - там находится 22 тысячи (!) обувных предприятий, от мелких кустарных артелей до гигантов по 15 швейных потоков (для сравнения: наша крупнейшая фабрика в Тольятти, рассчитанная на два миллиона пар в год, имеет шесть швейных потоков, «Вестфалика» - пока три). Между прочим, Вэньчжоу - это субтропики, стало быть, топить не надо зимой. Плюс феноменальная цена китайской рабочей силы. К чему все это? Производя 6,5 миллиардов пар обуви в год (Россия, для сравнения, - 65 миллионов), Китай способен задавить любого конкурента. Умные немцы уже отгородились от китайского импорта 100-процентными пошлинами и квотами. Мы, как всегда, идем своим путем. Чтобы как-то противостоять экспансии чрезмерно мудрых соседей, по инициативе Михаила Титова был создан «Союз обувщиков Сибири», и уже есть успехи. Но это тема для другого разговора.
Ассортимент обновляется ежемесячно на два-четыре фасона колодок. Модельеры обучаются за границей, уже заработали авторитет в обувных кругах. Когда модельер Сергей Братчиков привез в Италию колодки и подошвы для новых моделей женской обуви - «Симона» и «Ира» - сделал макет, чертежи для пресс-формы, итальянцы удивлялись высокому качеству технической документации.
Новый этап борьбы за качество начался с введением «Вестфаликой» сертификатов подлинности. Это редчайший пример, когда предприятие добровольно предоставляет гарантии больше государственных: гарантийный срок - 70 дней против обычных 30-ти. Документ защищен - степеней защиты больше, чем у векселей Сбербанка. Делает сертификаты компания «Спецзнак». Сертификаты вкладываются в коробки, пока только в фирменных магазинах. Следующим этапом будет распространение сертификации на все магазины и, наконец, сертификаты будут вкладываться в коробки в цехах на потоке. По номерам сертификатов подлинности будет проводиться лотерея. В конце состоится специальная лотерея, главным призом которой будет автомобиль.
Похоже, ваш корреспондент заразился от Титова умением говорить в праздники о работе. Так давайте же о празднике! День рождения «Вестфалики» отмечали 25 марта в парке Кирова. Праздновать на «Вестфалике» умеют не хуже, чем работать. Было народное гулянье, пели, плясали, лазили на столб. Перед началом конкурса самодеятельности чествовали победителей конкурсов лучших по профессиям: всем вручили премии по 10 тысяч рублей и ценные подарки. Потом была премьера гимна «Вестфалики», который сочинила швея Маргарита Кискина. Мне больше всего понравился пассаж про ножки (смотри заголовок). Титов, удовлетворенно крякнув, изрек: «А мне нравится про «тысячи рабочих мест». Работали все аттракционы, детвора веселилась. Между прочим, когда вы читаете эти строки, ребята - победители конкурса поделок из меха и кожи - гуляют по Ленинграду. О социальных программах «Вестфалики» «ВН» пишет постоянно. Они выполняются шаг за шагом по мере роста предприятия. В итоге - высокая производительность и качество труда. «Рано или поздно начнется борьба за кадры, и выиграет тот, кто заботится о людях, - говорит Михаил Титов. - Наши люди смотрят по-другому, улыбаются. Коллектив меня поддерживает и дает уверенность». «Вестфалика» - пример того, как должен действовать патриотический и социально ориентированный отечественный бизнес. Успехов вам во всем! И с днем рождения!