Новосибирск 2.9 °C

Заплатил? И топай пешочком...

30.03.2001 00:00:00

Фото Сергея ПЕРМИНА

 Кто-то завидует городу Парижу. Кто-то - Нью-Йорку или, к примеру, Рио-де-Жанейро. А у меня, как у транспортного репортера, предмет для зависти - всего лишь соседний город Кемерово.

Новосибирцу кемеровский транспорт не понять - да и личные впечатления долго кажутся невероятными. На первый взгляд, аналогия полнейшая: те же муниципальные маршруты, коммерческие «пазики» и «Газели». Но, чтобы уехать на коммерческом транспорте, здесь достаточно выйти на трассу в любой точке маршрута и просто поднять руку: ни один «пазик» мимо не проедет! Надо покинуть салон не на остановке, а метров за 20 до нее - нет проблем: водитель «тормознет» именно там, где вам необходимо, и еще пожелает счастливого пути.

Александр Бахарев, водитель «пазика» кемеровской автоколонны 1237:

«А как же иначе? Больше народу подобрал - больше и выручка, и план легче сделать. И потом, для людей ведь работаем, верно? ГИБДД? Да никаких проблем - я же правила дорожного движения не нарушаю! Да и знаками, запрещающими остановку, у нас «гаишники» особо не злоупотребляют...»

Словом, транспорт у соседей - для пассажиров. Ну, и ответная благодарность в виде дополнительных рублей в кассу, что называется, имеет место быть. А у нас?

«Да нет у нас остановки у Центрального рынка, нет! - симпатичная кондукторша «пазика» 633-го маршрута из ПАТП-7 близка к истерике от требовательного рыка десятка пассажиров. - Вон «гаишник» стоит: остановимся - сразу штраф! Смотрите схему маршрута над дверью - можем высадить только у улицы Семьи Шамшиных, не ближе!»

Смех и грех - оживленнейшую точку города немногочисленные оставшиеся на улице Гоголя коммерческие «пазики» пролетают экспрессом. Еще лет несколько тому назад прямо напротив главного павильона останавливались трамваи, рядом, на углу улиц Гоголя и Каменской - троллейбусы и автобусы. А теперь на все на это - махровое «низ-зя!». Плати, пассажир, по повышенному тарифу и топай целый квартал обратно пешочком по морозу, гололеду и дождю...

Центральный рынок - пример не единственный. Уже не раз говорилось о маршрутах Советского района: перегоны по километру и больше, плата на отдельных маршрутах дошла до 14 рублей - и даже за эти деньги нередко приходится добавлять к проезду пеший марш-бросок на немалое расстояние.

Чем мы хуже кемеровчан - вот в чем вопрос?

В поисках ответа предлагаю прогуляться по салонам наших транспортных «коммерсантов» - как муниципальных, так и частных. Вот какие таблички нам предложат на выбор.

«Посадка и высадка пассажиров строго на остановках. Приказ Комитета по транспорту».

Просто приказ, и все - ни номера, ни даты. Оно и понятно, почему: дело в том, что Комитет по транспорту Новосибирской мэрии приказал долго ездить еще в 1996 году, когда коммерческих маршрутов и в помине не было.

«Посадка и высадка только на остановках. Приказ МП ЦУГАЭТ».

Снова без реквизитов. К тому же МП ЦУГАЭТ - всего лишь относительно низовое структурное подразделение департамента транспорта, дорог и связи мэрии, и подобные приказы, боюсь, вне его компетенции: самый лучший ефрейтор не вправе командовать на уровне дивизии.

«Посадка и высадка пассажиров вне остановок запрещены ГИБДД!»

Самая, пожалуй, любимая ссылка - на свирепого инспектора с полосатой палочкой можно свалить все, что угодно. И здесь действительно нет дыма без огня. Мне уже доводилось рассказывать о том, как в Академгородке районная ГИБДД не без успеха охотилась за «маршрутками», останавливающимися там, где это необходимо пассажирам. По сей день самые обильные «кормушки» для инспекторов - улица Демакова, к примеру, или магазин «Городок» на Морском проспекте - облеплены запрещающими остановку знаками, как бродячие собаки - блохами. Особенно забавно это смотрится на главной улице Академгородка: широкая дорога с четырехрядным движением, никаких помех ни для кого, а остановиться - «низ-зя»!

Но не будем забывать одну вещь. ГИБДД как «контора государева», равно как и водитель, руководствуется единым нормативным документом: правилами дорожного движения. Следовательно, в том месте, где остановка не противоречит правилам, тормозить может водитель любого транспорта - от «маршрутки» до троллейбуса - и никакой инспектор не вправе ничего сделать. Но - «низ-зя» и там, где знак есть, и там, где его нет...

Самую четкую формулу в плане отношения к пассажирам (после обязательной ссылки на ГИБДД), пожалуй, можно увидеть в «маршрутках» некоего ЗАО «Лумиан»: «Уважаемые пассажиры! Просим вас не создавать нервозную обстановку, требуя высадить вас в удобном для вас месте!»

Умри - лучше не скажешь: драть с клиента побольше - тормозить для него поменьше! Любопытно только: если коммерческий транспорт тех же «лумиановцев», и не только их, берет повышенную плату за проезд, но высаживает пассажира не там, где этому пассажиру удобно, кому он в таком случае нужен? Вот тут-то и завидуешь кемеровскому сервису.

В принципе, вся проблема остановок по городу не стоит выеденного автобусного билетика. Конечно, отношение наших водителей к пассажирам по сравнению с их коллегами из кузбасской столицы находится на пещерном уровне, но поправимо и это. Достаточно всего лишь проанализировать самые ходовые точки на каждом маршруте, где чаще всего просят остановиться - каждому водителю они известны! - и повесить там таблички «Остановка коммерческих маршрутов по требованию». И в спорных случаях со знаками вполне можно было бы мэрии договориться с ГИБДД - было бы желание у наших транспортных начальников пошевелить мозговыми извилинами. Тогда пассажир был бы защищен от произвола водителей («не хочу останавливать - и не буду»), а водители - от излишне ретивых инспекторов ГИБДД.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: