Новосибирск -0.6 °C

Национальные особенности выбивания долгов

15.06.2001 00:00:00

Рисунок И. РЕВЯКИНА

 Когда два семиклассника в школьном дворе, особо и не скрываясь от бдительного ока учителей, требуют от пятиклассника десять рублей и грозят кулаками, это не шалость, как думают их родители. После четырнадцати лет за такую шалость можно схлопотать судимость по вполне взрослой статье Уголовного кодекса - «вымогательство». Подобные «игры», увы, не редкость среди юного нашего народонаселения. Детская «привычка» у взрослых может перейти в способ «зарабатывания» денег...

Иностранное словцо «рэкет» еще совсем недавно никак не прилагалось российским обывателем к своей жизни и означало лишь сюжет забугорного фильма. Когда воинственные молодые парни почему-то нападают на кафешку или магазинчик и бьют палками стекла и витрины, выбивая таким способом деньги из хозяина. Стекла и витрины у нас, по крайней мере в массовом порядке, тоже не крушат, но возможность стать жертвой вымогателей есть у каждого. И это не преувеличение. Причем в сеть рэкета вы можете попасть не только из-за алчности каких-то посторонних нехороших парней. Родственники, знакомые запросто могут поставить вас в такую ситуацию, когда вам захочется выпрыгнуть из окна в самом прямом смысле.

...Три бывших деревенских подростка, односельчане, как уже теперь почти не говорят, став городскими жителями и достигнув вполне серьезного мужского возраста - около тридцати, произвели, что называется, неравноценный размен: мир детства на мир рэкета. Когда-то вместе пацанами в школу бегали или гоняли по деревенским улицам, дрались и мирились, а теперь из «босоногого детства» окунулись в грязь рэкета. И разменной монетой, поводом стала подростковая ссора, детские грехи, если так можно сказать. Один к моменту описываемых событий стал предпринимателем, фирму имел. Второй ни в чем особо не преуспел, но и с законом не конфликтовал. Третий успел дважды отсидеть в «зоне», но вроде бы образумился - работал, семью завел. Разные судьбы - был такой фильм...

Фирмач и бывший зек как-то встретились, повспоминали деревенское детство. И почему-то зациклились на одном прежнем происшествии, на какой-то ссоре. Детские обиды, даже вроде забывшиеся, сохраняются в подсознании, накладывая негативный отпечаток на взрослую жизнь. Если поддаваться прежним эмоциям. Здесь, похоже, так и произошло. Встреча закончилась руганью и угрозой со стороны фирмача, вроде того, что «я еще с тобой разберусь»... Ну и плюнуть бы им на старое, жизнь-то теперь у каждого своя. Но почему-то забоялся прежний зек. Или оскорбился. А может, позавидовал, что вот у него все получается, а у меня не сложилось. Пришел к третьему односельчанину посоветоваться. Тот обещал заступиться, но решил свою выгоду поиметь. Двоим знакомым парням сплел историю, вроде фирмач должен ему деньги, его друга оскорбил, а в его лице многих крутых из Кемерова. В истории не было ни слова правды. Нанятые парни стали ходить к фирмачу, требовать деньги, угрожать, вроде того, что «ты заказан, расплачивайся». Полный современный набор! Когда ему это надоело, он пришел в милицию.

Встречу для передачи денег назначили на улице Комсомольской в Кировском районе. Явился фирмач, а с другой стороны та четверка - два односельчанина и нанятые парни. Оскорбленный бывший зек сразу высказал свои претензии: зачем ты меня дергаешь, зачем жить мешаешь? И уселся в машине. Он говорил на следствии и в суде, что понятия не имел о требовании денег как о плате за его обиду. Остальные трое получили 44 тысячи, хотя просили 170 тысяч. Все купюры были помеченные.

Чистой воды вымогательство группой, по сговору - пришло к выводу предварительное следствие. Но суд с этим не совсем согласился. Действительно, рэкет, но только со стороны троих, требовавших отступного. А обиженный бывший зек, по мнению суда, может быть обвинен только в самоуправстве, то есть он хотел разобраться с обидчиком сам, привлек помощников, преступив при этом закон. Потерпевший же в суде повел себя, на первый взгляд, странно, но вполне понятно. Он твердил одно: «Я ничего не хочу. Прошу их всех не лишать свободы». Трое рэкетиров действительно отделались условным наказанием. А хуже всех пришлось наименее виновному. Если его подельники, чистые до этого перед законом, до суда находились под подпиской о невыезде, то он девять месяцев провалялся на нарах в СИЗО: был арестован, потому что за плечами имел две судимости. За самоуправство ему определили два года исправительных работ и освободили из-под стражи в зале суда. Свое наказание он уже отбыл... По сути, он стал игрушкой в руках приятеля, похоже, более изощренного в современных способах добывания денег. Какие-то детские разборки и такой исход...

А вот еще история.

...Молодая предприимчивая женщина опубликовала объявление: «Ищу партнера для совместной коммерческой деятельности». Партнер нашелся. Они договорились. Он давал деньги, она привозила товар, прибыль делили. После очередной поездки компаньон партнершу потерял, а она должна была ему ни много ни мало, а пятьдесят тысяч рублей и восемь тысяч «зеленых». Поначалу кредитор не беспокоился, знал, что живет она с мужем и ребенком, бежать ей некуда. Забеспокоился, когда узнал, что она ушла с ребенком от мужа, ушла в неизвестном направлении. Муж ничего не знал. Кредитор почувствовал себя лохом и решил действовать через мать партнерши. Но мать тоже ничего не знала, вообще у нее с дочерью отношения складывались натянутые.

Жила мамаша с мужем, на попечении был полуторагодовалый малыш, ребенок умерших родственников. Компаньон исчезнувшей дочери засылает к ней четверых парней. Они берут квартиру в осаду больше чем на сутки. Муж, возвратясь с работы, тоже становится пленником. На языке Уголовного кодекса это называется незаконным лишением свободы. Требуют с матери денег, обыскивают жилище, надеясь найти документы на квартиру. Потому что ставят условие: продавай квартиру - отдавай долги! Женщина, будто предугадывая события, заранее приняла свои меры: договор на квартиру приклеила к днищу холодильника снизу, так что поиски вымогателей не увенчались успехом. Нетрудно представить, что бы было, найди они договор. Ныне пригласить нотариуса и сыграть сцену купли-продажи совсем нетрудно, как показывает криминальная практика. Попыталась хозяйка в стену соседке стучать. Та пришла, но объяснить ей ничего не удалось. Стражи не позволили. Сама соседка ни о чем не догадалась. Пленница как-то сумела сбросить в окно связанные простыни. А ведь зима стояла. Но самой спуститься не удалось. Да это было бы безумием...

Помощь пришла неожиданно - от прохожих, заметивших те самые простыни. Люди вызвали милицию. Всех пятерых задержали. Но на период следствия арестовали лишь организатора, других оставили под подпиской о невыезде. Так вот, двое из них умудрились, находясь под следствием, совершить разбойное нападение. Они приговорены к реальным срокам лишения свободы, как и организатор, бывший компаньон - ему суд определил семь лет «зоны». Еще двое, кстати, студенты в то время, получили условные сроки. А дочь, как выяснилось вскоре после пленения матери, не собиралась скрываться, просто на время уехала, повздорив с мужем. Долг выплатила.

Оба дела недавно рассмотрены по первой инстанции, осужденные подали жалобы, потому и не называю их фамилий. Как видим, преступные сюжеты довольно запутанные. Но не только в сроках и вообще в наказании дело. Варварские способы выбивания долгов, невзирая на родственные, дружеские отношения, похоже, так и остаются особенностью российской жизни.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: