Новосибирск -2.2 °C

Так начиналась Великая Отечественная

22.06.2001 00:00:00

Время настоятельно требует сказать правду о первом, самом трагическом периоде войны. Рассказать, в частности, о судьбе Юго-Западного фронта, войска которого своим мужеством помогли сорвать фашистский план молниеносной войны. Предлагаем вниманию читателей статью фронтовика, ветерана Вооруженных сил, полковника в отставке Иосифа Давыдовича Эйнгорна.

 Наша историческая литература в общих чертах касается этого величайшего приграничного сражения начального периода войны с фашистской Германией. Но не дается должной оценки боевой подготовки немецких армий, имевших опыт ведения войны, соотношения сил, когда на решающих направлениях гитлеровцы имели шести- и восьмикратное превосходство.

И вот вопросы, которые снова и снова встают перед нами: как так получилось, что уже через четыре месяца войны мы потеряли огромную территорию, в чем причина поражений и неудач? Как народ, оказавшись в таком положении, сумел переломить ход войны и победить? Односторонность в освещении войны возникает, если учитывается либо только первый, либо только второй вопрос.

Начало Великой Отечественной было чрезвычайно тяжелым. На Юго-Западном направлении (Киевский военный округ), в непосредственной близости от границы, располагались лишь отдельные роты и батальоны, занятые оборонительными работами. Большинство дивизий, предназначенных для прикрытия границы, находились на значительном расстоянии от нее. В войсках был в разгаре летний период боевой подготовки. Артиллерия многих дивизий и корпусов, зенитные соединения выехали на полигоны.

А главный просчет состоял в том, что войска, предназначенные для обороны границы, не были своевременно развернуты, не хватало военной техники и подготовленных офицерских кадров, сказались массовые репрессии в армии и ошибки в оценке военно-стратегической обстановки. Когда Сталин узнал, что накануне войны Киевский военный округ по звонку министра обороны СССР маршала Тимошенко начал развертывание войск, он дал указание немедленно отменить это распоряжение и объявить ему выговор. А Г. К. Жукову было приказано немедленно вызвать к телефону командующего Киевским военным округом М. П. Кирпоноса, отвести войска и наказать виновных.

Сталин в свое время отверг предложенный Генеральным штабом Красной Армии план организации обороны западной границы, не согласился он и с выводами Генштаба, что в случае нападения фашистской Германии главный удар будет нанесен на Смоленско-Московском направлении, как и подтвердилось позднее. Он считал, что Киевское направление будет главным фронтом в предстоящей войне, и именно там было сосредоточено большое количество войск и техники. Именно здесь соотношение сил Красной Армии и противника на 22 июня 1941 года по личному составу составляло 1,2:1; по орудиям и минометам - 1,4:1; по средним и тяжелым танкам - 3,5:1; по самолетам - 2,5:1 в нашу пользу. Это сопоставление показывает, что причины неудач на Юго-Западном фронте не столько в соотношении сил, сколько в неоправданных потерях в первые часы и дни войны, в неспособности распорядиться теми силами, что имелись у нас.

На рассвете 22 июня 1941 года тысячи фашистских орудий открыли огонь по советским пограничным заставам, войсковым штабам, узлам связи и районам расположения войск. На направлении их главных ударов заблаговременно развернутых сильных группировок не было. Отсутствие сплошного фронта позволяло танковым и моторизованным соединениям противника обходить узлы сопротивления советских войск и наносить удары во фланги с тыла. В полосе Юго-Западного фронта группа армий «Юг» (командующий фельдмаршал Рундштедт) нанесла главный удар по соединениям 5-й армии генерала М. И. Потапова и по 6-й армии генерала И. Н. Музыченко. Главный Военный совет страны вечером 22 июня потребовал предпринять утром 23 июня решительное контрнаступление, разгромить вклинившиеся группировки противника. Командованию Юго-Западного фронта удалось на направлении главного удара врага собрать значительные силы и ввести их в бой. В районе Луцка, Броды, Ровно развернулось самое крупное с начала войны танковое сражение.

Иосиф Давыдович Эйнгорн
 В ожесточенных боях, проявляя мужество и героизм, наземные войска и авиация нанесли противнику большой урон и задержали его на целую неделю. Однако поспешно подготовленные в течение одной ночи контрудары не достигли поставленной цели. Красная Армия понесла большие потери. Поэтому 30 июня 1941 года Ставка приказала отвести войска фронта на рубеж Коростень, Новгород-Волынский, Проскуров.

Замысел немецкого командования состоял в том, чтобы окружить главные силы Западного фронта, отсечь от него войска Юго-Западного и Южного фронтов. В начале июля осложнилась обстановка на южном крыле советско-германского фронта. Первого июля, когда войска Юго-Западного фронта вели бои в районе Ровно, Дубно, с территории Румынии в полосе границы Юго-Западного и Южного фронтов нанесли удар румынские и немецкие войска. Танковый клин генерала Клейста разрушил устойчивость фронта. Войска 6-й и 12-й армий были переданы из состава Юго-Западного в состав Южного фронта. 4 августа они были полностью окружены. Одновременно гитлеровские войска прорвали оборону на правом крыле фронта, 9 июля овладели Житомиром и частью сил развернули наступление в сторону Киева. Контрудары советских войск с севера и с юга и своевременный отвод центральных армий позволили избежать окружения и выровнять фронт. В середине июля Юго-Западный фронт вел тяжелые оборонительные бои на подступах к Коростеню и Киеву.

Очень ослабленные дивизии 5-й, 6-й, 26-й, 12-й, 18-й и 9-й армий отбивали наступление 64 немецко-фашистских дивизий и 16 бригад. В целом на Юго-Западном театре военных действий противник имел двойное превосходство в людях, орудиях и минометах, полуторное - в самолетах. На направлении главных ударов превосходство было еще значительнее. Ожесточенные сражения шли по всей полосе Юго-Западного и Южного фронтов.

Четырнадцать вражеских дивизий пытаются взять столицу Украины, но ее мужественные защитники отбивают все атаки. В тот период свыше 200 тысяч киевлян пополнили действующую армию. 11 июля моторизованные войска противника прорвались на подступы к Киеву. В 15-20 км они были остановлены 37-й армией, которая выдержала основную часть борьбы за город. Под прикрытием войск Юго-Западного фронта удалось эвакуировать промышленные предприятия, склады и ценности, запасы продовольствия и население на Урал и в Сибирь.

Большую роль в отражении наступления на Киев сыграли войска, действовавшие севернее и южнее города. Наиболее эффективными были удары 5-й армии генерала М. И. Потапова из района Коростеня. Немецкое командование бросило против нее семь отборных дивизий, но прорвать оборону с ходу не удалось. 10 августа немецкие войска получили приказ повернуть на юг для удара во фланг и тыл Южного фронта, и 25-30 августа противник вышел к Днепру: в его руках оказалась вся Левобережная Украина, за исключением небольших плацдармов в районе Киева и Одессы. Теперь возникла угроза с юга, из Кременчуга в тыл Юго-Западного фронта.

Тем временем противник, вынужденный приостановить наступление группы армий «Центр» на главном стратегическом направлении - Московском, решил перенести главный удар на Киев, окружить и уничтожить основные силы Юго-Западного фронта и после этого вновь двинуться на Москву. 2-я армия и 2-я танковая армия перешли 8 августа в наступление в направлении на Гомель и Стародуб, стремясь выйти на фланг Юго-Западного фронта. Попытки Центрального и Брянского фронтов приостановить наступление не удались. Резервы Юго-Западного фронта, выдвинутые на пути продвижения фашистских войск, также не могли изменить положение. Немецкие танковые соединения 7 сентября прорвались к Конотопу. Главное командование Юго-Западного фронта не могло предотвратить катастрофу: к 13 сентября наступавшие с севера и юга вражеские войска перехватили в районе Конотопа и к югу от него коммуникации Юго-Западного фронта, и 15 сентября 5-я, 37-я, 26-я, часть 21-й и 28-й армий оказались в окружении. Всего в окружение попали 452720 человек, в том числе 58895 человек командного состава. Многие годы эти солдаты, попавшие в плен под гнетом трагических обстоятельств, считались изменниками, врагами народа. И только указ о реабилитации восстановил этим воинам честное имя.

В свое время единственно возможным выходом из надвигавшейся катастрофы был немедленный вывод войск из киевского выступа. Г. К. Жуков дважды вносил это предложение, но Ставка с ним не согласилась, а 17 сентября, когда Верховный разрешил, было уже поздно. Военный совет Юго-Западного фронта мог вынести решение о прорыве из окружения, но было уже слишком поздно. 17 сентября 1941 года в районе города Пирятин, в котором по приказу командования 5-й армии должны были сосредоточиться окруженные части и соединения, в частности 135-я стрелковая дивизия, фашистская авиация в течение нескольких дней наносила удары по скоплениям войск. В неравных боях погибли тысячи бойцов и командиров, многие попали в плен.

Бои в окружении продолжались до 27 сентября. В окруженных дивизиях оставалось по нескольку сот штыков. Люди дрались до последнего, стремились любой ценой прорваться к своим. Сдача в плен, даже в критическом положении, безоговорочно осуждалась. Вопрос о том, что дальнейшее сопротивление при определенных обстоятельствах могло быть признано бессмысленным, снимался с обсуждения. Окруженные части вели жестокие бои без снарядов и артиллерии, отбивали непрерывные атаки противника.

Командующие армиями и соединениями, несмотря на катастрофическое положение, до конца находились вместе с остатками войск, делали все возможное для выхода из кольца. Но сумели выйти лишь отдельные отряды, небольшие одиночные группы, многие из них сражались на других фронтах, в партизанских отрядах, мстили врагу за поражение. Не их вина в том, что были окружены остатки армий фронта, что часть их состава попала в плен. Они сделали все, что было в их силах, и многое свыше своих сил. Надо отдать должное стойкости и мужеству воинов, даже если они проиграли сражение.

Многие воины погибли с командующим Юго-Западным фронтом Кирпоносом и офицерами его штаба, многих бойцов и командиров постигла тяжелая участь фашистского плена. 20 сентября 1941 года в бою возле рощи Шумейково на Полтавщине командующий 5-й армией был ранен и контужен, в бессознательном состоянии схвачен фашистами. Попали в плен генералы П. Г. Понеделин, Н. К. Кириллов и другие.

Однако и враг понес большие потери. На Киевском направлении Красная Армия разгромила десять кадровых дивизий группы армий «Центр», более ста тысяч солдат и офицеров. Советское командование выиграло более месяца для успешного проведения операции по разгрому вражеских войск на Московском направлении, срыву планов гитлеровцев по захвату Москвы и завершению войны до наступления зимы.

Подвиг не обязательно связан с немедленной победой. История знает примеры, когда неудача таила в себе поражение противника в будущем, и, наоборот, известны случаи, когда легкий, сокрушительный успех в бою предшествовал сокрушительному провалу. Надо глубоко понять, что победители - не только те, кто освобождал города и страны, но и те, кто сражался и побеждал отступая, сражался, закладывая фундамент Победы. К сожалению, тень поражения легла на солдат и офицеров, которые, не щадя своей жизни, отбивали атаки гитлеровцев. И не только солдат, но и целые армии.

В наших публикациях до настоящего времени героизм представлен, главным образом, отдельными подвигами, совершенными в экстремальных условиях. Не преуменьшая их значимости, пора обратить внимание на коллективные подвиги частей и соединений. Это героизм другого рода - длительный и тяжелый ратный труд миллионов солдат в условиях постоянной смертельной опасности, при предельном напряжении духовных и физических сил.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: