Новосибирск 9.2 °C

Реформа ЖКХ не должна стать «улицей с односторонним движением»

26.06.2001 00:00:00

 В Новосибирске прошел семинар руководителей служб ЖКХ администраций городов Сибири и Дальнего Востока, объединенных в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Разговор шел о готовности отрасли к третьему этапу затянувшейся реформы.

1 июля правительство представит на утверждение президенту проект новой федеральной программы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства России. В 2001 году, согласно этой программе, население обязывают возмещать 80% стоимости жилищно-коммунальных услуг, в 2002-м - 90, а в 2003-м - 100. Одновременно должна быть реконструирована система управления ЖКХ и повышено качество услуг.

Однако, как заявил один из участников семинара, заведующий кафедрой «Экономика и управление городским хозяйством» Томского государственного архитектурно-строительного университета Юсуп Галямов, программа правительства всех проблем не решает. По его мнению, убыточность предприятий ЖКХ порождена замороженностью квартплаты в советское время. В начале 90-х в основу реформы ЖКХ был положен переход к более высоким платежам населения и сокращению дотаций из бюджета при одновременной выплате субвенций малообеспеченным гражданам. Плюс конкурсный подбор подрядчиков службой заказчика услуг ЖКХ и создание товариществ собственников жилья (ТСЖ). Увы, реформа не стала успешной. Единственный ее результат: доля платежей граждан поднялась, но дотации по-прежнему велики.

В 1997 году, на втором этапе реформы, президент решил защитить малоимущих, требуя госконтроля при оказании жилищно-коммунальных услуг. Но что сделано для этого? В Европе очень сильна служба заказчика, а в Новосибирске, например, их только три, в других городах АСДГ еще меньше. Не получилось демонополизации сферы услуг и конкурсного подбора подрядчиков. Не сумели добиться настоящей адресной социальной защиты: лишь в Новосибирске созданы десять центров по начислению субсидий, в других городах - по одному. Причем льготами занимается коммунальная служба, а это не ее дело (Новосибирск - пожалуй, единственный город в АСДГ, где субсидии назначает социальная служба).

По мнению Галямова, очередная программа правительства, которую связывают с третьим этапом реформы, достаточно уязвима. Хотя бы потому, что предполагает учитывать в тарифах всю дебиторскую задолженность жилищно-коммунальных организаций. И центром реформы становятся не инвестиции, а приватизация квартир, которая сама по себе не улучшит содержание жилья. Задачей дня лишь названы сохранение и замена жилья - но денег на это нет. Финансирование инфраструктуры ЖКХ (а состояние сетей сегодня определяет национальную безопасность!) тоже никак в программе не просматривается.

Не дает программа и ответа на вопрос о том, как добиваться конкуренции в обслуживании жилья, как будет заменяться ветхое жилье. По мнению Валерия Митасова, профессора Новосибирского архитектурно-строительного университета, половина домов в Новосибирске - в неудовлетворительном состоянии. И если в течение ближайших пяти лет ничего не делать, то грядет их массовое обрушение. В Новосибирске, убеждены специалисты, есть все технические наработки для полномасштабной реконструкции жилья. Но цена вопроса - 60 млрд рублей. Без создания федерального фонда ни один город таких средств не найдет. Денег в местном бюджете хватает лишь на латание старого жилья. Но, кстати, по всей России реконструкцией ветхого жилья занимается только Москва (хрущевки) и немного Новосибирск.

Власть на местах не намерена проводить реформу только за счет повышения тарифов для населения. Очень велико желание улучшить управление отраслью, в том числе и в мэрии нашего города. Новосибирск отличается от других тем, что за четыре последних года удвоил жилье в муниципальной собственности. Власть освободила от непосильной нагрузки предприятия, забрав себе запущенные, полуразрушенные дома и коммуникации. В итоге ЖКХ «съедает» сегодня почти треть городского бюджета. В городе три года не повышались тарифы для населения. В прошлом году их увеличили в 2,2 раза, но все равно доля населения в стоимости услуг была доведена лишь до половины (а в начале этого года, после повышения тарифов энергетиками, она снова снизилась до 32%). Новосибирск ни разу не заморозили и не затопили, хотя компенсации за принятое в муниципальную собственность жилье правительство выделяет с опозданием от 1,5 до 2,5 лет. Уже два года город ждет 240 млн рублей, а текущее содержание жилья в прошлом году обошлось в 540 млн.

Как видит реформу ЖКХ власть Новосибирска? По мнению директора департамента энергетики и жилищно-коммунального хозяйства мэрии Владимира Анисимова, система управления у нас создана, и нет смысла ее ломать. Проблема в другом. У мэрии лишь 48% жилья, все остальное приватизировано, а значит, болеть голова о нем должна у собственников, а не у власти. В Новосибирске есть дома, где 100% квартир приватизированы, но дома все еще считаются муниципальными! Так что частично реформу ЖКХ должны осуществлять сами жители: активно избираемые сейчас старшие подъездов, домов и председатели квартальных комитетов. В мэрии намерены привлечь таких общественников до 10 тысяч человек, и лучших стимулировать. Например, для организации масс на ремонт своих подъездов.

Готовится решение мэрии, по которому будут создаваться товарищества собственников жилья в тех домах, где более 60% квартир приватизировано. ТСЖ могут заказывать жилищно-коммунальные услуги кому угодно. Пока у нас ТСЖ только 72, а в Томске, например, 200.

Работники ЖКХ понимают: с переходом на 100-процентную оплату услуг населением за их качество граждане будут спрашивать как никогда. Поэтому качество - тоже часть реформы. В Новосибирске разрабатывается методика определения качества услуги, что должно учитываться при заключении договоров ЖЭУ с жильцами. Реализуется программа реконструкции ветхого жилья. Создан механизм соцзащиты населения, которому не хватает средств на квартплату. Реализуется и программа энергосбережения, устанавливаются теплосчетчики.

Но городу нужны деньги, которые сам он пока не в силах найти: на модернизацию энергетики, инженерных сетей, реконструкцию жилья. Впрочем, это проблемы многих городов России, и для решения их нужны федеральные программы.

Вице-президент АСДГ, мэр Новосибирска Владимир Городецкий выступил также со следующим предложением: «Надо, чтобы правительство учитывало экономическую ситуацию в городах, требуя начислять жилищные субсидии, если доля квартплаты в доходах семьи составляет 20-25%. Но мы, принимая во внимание низкий уровень жизни основной массы горожан, установили порог в 18%, омичи - в 20».

«Надо также добиться, - подчеркнул Владимир Городецкий, - чтобы тарифы на энергоносители правительство устанавливало до начала финансового года. А то рост стоимости тепла с 1 февраля на 47%, а электроэнергии на 26 привел к дефициту бюджета Новосибирска в 910 млн рублей, не предусмотренных при верстке бюджета. Мы сегодня ломаем головы, где эти деньги найти, ведь воды и тепла горожанам меньше не подашь. Растут наши долги «Новосибирскэнерго».

А радует то, что президент наконец-то понял, что города имеют полное право требовать у правительства оперативной и полной компенсации за принятое у ведомств жилье.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: