Новосибирск -0.6 °C

Квартплаты целого района хватает на ремонт... одной крыши

14.08.2001 00:00:00

 Введение с 1 августа новых энерготарифов самым пагубным образом может сказаться на состоянии жилищно-коммунального хозяйства города. А оно и без того является сегодня непростым. Об этом наш разговор с директором управления жилищно-коммунального хозяйства Центрального района Новосибирска Владимиром Ткаченко.

- Владимир Алексеевич, необходимость перемен в жилищно-коммунальной сфере для всех очевидна. Кое-что в этом направлении в нашем городе уже делается. Например, в трех районах - Ленинском, Калининском, Первомайском - сделана попытка реализовать принцип разделения функций заказчика и подрядчика. Где-то этот опыт можно считать более, где-то менее удачным.

- Разделение функций заказчика и подрядчика объективно необходимо. Когда это произойдет, когда начнется конкуренция среди поставщиков услуг, я думаю, и качество жилищно-коммунальных услуг улучшится, и себестоимость их начнет снижаться. Но сегодня что ни придумай, все упирается в отсутствие средств.

Ведь как должны строиться отношения заказчика и подрядчика? Первый нанимает второго и за выполненную работу обязан рассчитаться. А если денег нет, никакая подрядная организация работать не будет. Когда доля оплаты населением жилищно-коммунальных услуг поднимется хотя бы до 80 процентов их стоимости (что предполагается в рамках реформы ЖКХ), заказчика услуг необходимо будет иметь.

- На роли населения в содержании жилищного фонда хотелось бы остановиться особо.

- У нас в районе сегодня около 65 % жилья уже приватизировано. Другими словами, более половины жильцов являются собственниками. Кроме того, активно идет строительство за счет частных инвестиций, то есть средств того же населения. Имея немалые деньги на приобретение квартиры (а Центральный все-таки элитный район), и при том, что никакие нормы обеспеченности «квадратами» здесь не выдерживаются (бывает, в таких квартирах на двоих человек приходится по 120-150 кв. метров), эти люди сегодня платят за жилье, как и малоимущие - 30-40 %. Почему город их дотирует? Разве это справедливо?

Один маленький штрих: когда сдается новый дом, жильцам негде бывает поставить машину - дворовой территории не хватает. Словом, обнищание обнищанием, но те, кому средства позволяют, должны содержать жилье за собственный счет.

Наверное, для всех уже очевидно - квартплата должна повышаться. Конечно, при одновременной социальной защите малоимущих. Пока кто-то платит за жилье 30-40 %, кто-то 10 (есть же еще льготники), средств на его содержание хватать не будет. А в результате страдает и сам дом, и жильцы - их собственность постепенно рушится. И это не может не вызывать тревогу.

- Но людей тревожит и другое. Есть опасение, что реформа обернется простым выкачиванием денег из карманов населения. То есть тарифы повысятся, а реально в жилищно-коммунальном хозяйстве ничего не изменится.

- Приведу такой пример. Сегодня в Центральном районе население платит в месяц за услуги ЖКХ 1 млн 100 тысяч рублей. Отремонтировать кровлю, без демонтажа, на простой четырехподъездной пятиэтажке стоит порядка 200 тысяч рублей. А если крыша сгнила полностью, и требуется не простой ремонт, а реконструкция, это «тянет» уже на миллион. Во столько обошлась нам замена кровли дома на пересечении улиц Советской и Романова. То есть месячная квартплата всего района почти полностью пошла на ремонт кровли. Одной! А домов в районе 350.

Сопоставив эти цифры, можно понять - не повышая плату населения, мы можем сделать хуже для людей же. Им потом вообще негде будет жить или придется вкладывать куда большие средства.

Вообще, жилой фонд никогда, даже в советские времена, не получал на эксплуатацию средства по нормативу. А жилье стареет. На сегодня в среднем по городу износ жилья перевалил за 30%. А если взять жилье, которое принято от ведомств, то оно имеет износ свыше 60%. А такое жилье считается уже аварийным. Поэтому, если сегодня ни у муниципалитета, ни у государства нет средств на дотирование, а, еще раз повторюсь, более половины жилья является приватизированным, то возрастание участия населения в содержании жилищного фонда неизбежно. Ну не дано сегодня другого.

И почему кто-то считает это ненормальным? Вообще, у нас страна вроде бы одна, а подходы разные. Возьмем, к примеру, кооперативные дома, где люди покупали квартиры за свои деньги - их текущее содержание никто не дотирует. Там у людей к жилью совсем другое отношение. Там лестничная клетка может не ремонтироваться 15 лет и быть в порядке. Там не будут воровать подъездные двери, бить стекла, писать на стенах. Дети уже с рождения перенимают такое отношение. Ведь если они побьют стекла, председатель кооператива соберет родителей и скажет: «Хотите, чтоб окна были целые? Будьте добры, доплатите еще сверх квартплаты».

Частный сектор тоже никак не дотируется, а содержится в порядке самими жителями. И такой подход у людей должен быть везде. Давайте более бережно сохранять то, что имеем! Это единственный путь при хронической нехватке денег на эксплуатацию. Нет у нас сегодня таких средств, как в Москве, чтобы просто разобрать старые пятиэтажки и построить на их месте новое жилье. Так что люди должны понимать - бесплатного жилья не бывает.

- Однако многие считают: прежде чем заставлять граждан оплачивать жилье на все 100 процентов, власть должна побеспокоиться о том, чтобы привести его в божеский вид. Для тысяч жителей города это очень больной вопрос.

- Сегодня население действительно трудно заинтересовать. Конечно, если дом новый, теплый, жильцы станут платить и 80, и 100 процентов, и возмущаться не будут. Но у нас много жилья изношенного, аварийного. Поэтому нужно более-менее «довести» дома - чтобы кровля не текла, лестничные клетки были отремонтированы, магистрали заменены. А потом сказать людям: «Мы ваш дом обновили. И теперь, если что испортите, будете вкладывать уже свои деньги».

- Но многие считают, что даже при 100-процентной оплате населением услуг ЖКХ положение дел не поправить.

- Когда мы говорим о средствах населения, то имеем в виду эксплуатационные расходы. Это, грубо говоря, оплата труда технички, дворника, электрика, слесаря, это освещение подъездов, вывоз мусора, работа лифтов, услуги дезостанции. А мы сегодня те деньги, которые предназначены на текущую эксплуатацию, делим и на ремонт кровли, и на ремонт подъездов и т. д. Потому что другого выхода нет. И каждый год отставание по капитальному ремонту, накопленное еще с советских времен, все увеличивается. По Центральному району, да, думаю, и по городу, это отставание составляет 28 лет от норматива. В домах, которые простояли десятки лет без капитального ремонта, необходимы конструктивные изменения. У 60 % домов нужно менять внутренние магистрали, поквартирные трубопроводы, кровли, плиты перекрытия.

- Вывод?

- Он очевиден: не получится реформы, если мы пойдем только в одном направлении - повышение платы населения за текущую эксплуатацию. Одновременно с этим надо хотя бы на 2-3 года подвести строительные мощности и за счет государственных средств привести жилфонд в более-менее нормальное состояние. Нужно все-таки уменьшить отставание от нормативов по капитальному ремонту, по благоустройству. Ведь асфальт, например, последние 10-15 лет вообще не делался внутри кварталов. И мы только в этом году начали массово ремонт лестничных клеток. Не было денег на это.

А вот если все будем делать параллельно, тогда и можно будет говорить о реальных изменениях в ЖКХ.

- Отрадно слышать, что жилищники понимают: люди готовы платить больше, но хотят быть уверенными, что и услуги они будут получать более качественные. Видите вы как руководитель резервы, которые сейчас, в силу разных причин, не используются, но за счет которых вы можете улучшить свою работу?

- Резервы есть, вне всяких сомнений. Возьмем, к примеру, наше УЖХ. Четыре года назад, когда я возглавил его, обслуживаемая площадь составляла 680 тыс. кв. м. В штатном расписании значилось 140 ИТР, младшего обслуживающего персонала (МОП) - 600 человек. И затраты были соответствующие. За три года за счет жилья, принятого от ведомств, жилая площадь увеличилась, и сегодня у нас на обслуживании 1 млн. 100 тыс. кв. м. Казалось бы, и штатное расписание должно увеличиться пропорционально. По ИТР, например, до 180. А у нас сегодня 102 инженерно-технических работника. Та же ситуация и по МОП. При этом обслуживание мы не ухудшили.

Еще пример. Раньше в районе было 220 лифтов, их обслуживали 155 лифтеров, операторов, механиков. Мы провели диспетчеризацию, и сегодня, при том, что лифтов стало 230, их обслуживают 22 человека.

Очень важно, чтобы сама эксплуатирующая организация была заинтересована в том, чтобы экономить и находить резервы. Кое-кто из руководителей, возможно, рассуждает так: ну сэкономлю я в год 300 тысяч, а у меня кредиторки 30 миллионов. О чем тут говорить? Но я считаю, это неправильный подход. Даже на 300 тысяч можно будет лишнюю кровлю отремонтировать. Каждый должен относиться к делу по-хозяйски, тогда и результаты будут.

Согласно стандарту, в Сибирском федеральном округе обслуживание квадратного метра должно обходиться в 16 рублей. У нас, по итогам 2000 года, оно обходилось в 3 рубля. Это о чем-то говорит?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: