Новосибирск 1.1 °C

На бутерброд с маслом дает заработать Улан-Батор

15.08.2001 00:00:00

Сейчас эти люди ничего не замечают. Даже человека с камерой

 Четверг. Местное время - 18 часов. На переходном мосту через железнодорожные пути на вокзале Новосибирск-Главный так-же, как в переполненном трамвае.

Большая часть граждан ждет вовсе не электрички. Они ждут 18 часов 26 минут и приходящий в это время по четвергам пассажирский поезд «Улан-Батор - Москва». Они никого не встречают и не провожают. Они ждут товар.

- Нет, ты понял? - в сотый раз обращается к совсем молодому пареньку намакияженная женщина в спортивном костюме. - Мне нужно больше размеров, понял?

- Да понял, мам, понял.

Парень, похоже, впервые участвует в этом мероприятии. Ему мешают две пока еще пустые клеенчатые клетчатые сумки.

- Ветровки брать не будем, пока те не продадим, - совещаются между собой две пенсионерки.

- А почем брать? - Это уже беседует другая парочка. - Возьму чего-нибудь не то...

- Бери, как себе, - наставляет «подельщицу» более опытная подруга. - Ну, поторгуйся... Только все равно дешевле нигде нет.

Поезд задерживается на час. Толпа не расходится.

- День сегодня нетипичный, - говорит сержант милиции Александр Овчинников, исполняющий обязанности начальника отделения ЛОВД на станции Новосибирск. - Дождь, и запаздывает. Обычно, народу больше.

- На второй прибывает, - сообщила Сашина рация, и туда же побурлила - откуда только узнала? - толпа.

Рядом с нами еще три милиционера. Овчинников определил: двое - в голову, один - в хвост. Мы остались где-то посередке.

Перед нарядом две задачи: пресекать попытки торговать на перроне (если из окон поезда, то закон этого вроде бы не запрещает). Вторая задача - следить, чтобы никто не попал под колеса.

Продавцы-монголы еще при движении поезда уже повывешивали в окнах товар, вполне вразумительно выкрикивая цену.

- Куртка двухсторннен! - Разве не понятно? - Мужикая! - Тоже все ясно. - Джин-цы! Джин-цы! Трусы! Плавки! Майки! Костюмы всех!

Из вагонов монголы не выходят - успели выучить закон. Поначалу прецеденты были, и даже к ответственности их привлекали, когда задерживали на перроне. А потом, утверждает молва, милиционерам дали отбой: мол, пока все документы на задержанных оформишь - поезд-то уйдет. А на фига нам в городе лишние бомжи?

Поезд еще не остановился, а народ уже двинулся за теми вагонами, в окнах которых мелькнуло что-то приглянувшееся.

- Да осторожнее вы - под колеса попадете! - пытается остановить Овчинников.

Куда там... Пронеслась мимо мамаша и ее сын с двумя баулами. Какая-то старушенция тоже было бросилась вдогонку за чем-то, да рукой махнула - не с ее силенками. Придется довольствоваться тем, что останется... Спортивного вида парень на ходу успел одной рукой сунуть деньги в окно, а другой сграбастать что-то матерчатое. Толпа покупателей пополнилась пассажирами и проводниками подошедшего следом фирменного поезда «Томич».

Мимо нас шустро промчался монгольский подросток с криком: «Спортивны костюм!». Милиция не будет бегать за пацаном, справедливо рассуждают монголы, шума много, а толку мало. Да и вряд ли он что-то продаст при такой-то прыти.

- Голова от всего этого - кругом, - признается проводница поезда Наталья Сибир. - Как станция, так ор, гвалт! Да и без этого от них шума много.

- Было время, когда потише торговля шла, - говорит Саша с внутренним, подозреваю, злорадством. - Когда деньги у нас меняли. Монголы тогда не все сориентировались, что ли, ну, им повсучивали старые купюры. Было даже, что прямо из Новосибирска обратно уезжали.

- А как эту монгольскую проблему сейчас решить - прямо не знаю, - вспоминаю разговор с начальником отдела охраны общественного порядка ЛОВД майором милиции Игорем Суздальцевым. - Я даже проект обращения в посольство Монголии подготовил. Ну, не выходят они на перрон, но ведь и так создают нам кучу неудобств и криминогенную обстановку усложняют. Три баула с собой везут - ясно же, что не для личной носки. Куда таможенники смотрят?

Он не предположил, куда смотрят таможенники, а я не стал вслух предполагать, как это удается пассажирам улан-баторского поезда провести с собой столько вещей. И так ясно, куда и как.

Такой вот бизнес - оконно-вагонный... Фото Сергея ПЕРМИНА
 Объявили отправление. Наташа Сибир вздохнула с облегчением. Деньги, вещи замелькали еще быстрее. С российской территории брали, уже особо не всматриваясь в то, что берут. Пихали в сумки и опять тянулись к окнам.

- Сейчас тоже надо внимательным быть, - говорит Саша. - И поскользнуться кто может, а то рванут из рук тряпку - и привет!

Такие случаи тоже были. Едва поезд трогается, мальчишки - хвать что-нибудь и под вагон. Попробуй - догони!

На перроне в это время пришло уже не три, а пять милиционеров: Овчинников по рации вызвал подкрепление. Они занимают позиции поближе к вагонам, чтобы в самом деле никто не угодил под поезд.

- Смотри: отстали! - я показал Саше на двух торгующих монголок.

- Ну-ну, - усмехнулся он. - Пойдем, посмотрим, что это за монголки...

«Отставшими» оказались киргизки. «Косят» под монголов, - нынче пытались продавать белье.

В дежурной части уже людно. Скамеечка для задержанных слишком мала, кое-кому приходится присесть на корточки у стенки.

- Спасибо тебе, Саша, - ворчит дежурный. - Это нам на полночи работы.

Досмотр багажа, прием объяснительных, личный досмотр...

- И так два раза в неделю, - подытоживает Овчинников. - Потом купленные тряпки попадают в городские палатки или киоски, но уже по другой цене, более высокой. А качество товара - ниже худшего.

А на перроне и переходном мосту покупатели рассматривают трофей. Мамаша с расплывшейся по лицу косметикой распекает нерадивого сына:

- Я же говорила - больше размеров, а не больших размеров!

Бабулька растерянно вглядывается в только что купленные туфли:

- Вот беда-то - на одну ногу, - качает головой.

- А почем брала? - поинтересовался стоящий рядом парень.

- За 220.

- Ну, за 220 можно и такие поносить, - философски замечает парень.

Поезд ушел. Уже подсчитали навар, должно быть, плацкартные монголы и проводница Наташа Сибир перевела дух. Но на следующей станции начнется то же самое.

Жизнь такая. Здесь купи подешевле, там продай подороже. Виллу на Гавайях не купишь, но на бутерброд с маслом «наваришь». И потому особой неприязни ни к потерявшей привлекательный вид мамаше, ни к облапошенной старушке, ни к киргизкам нет. Горечь есть - это точно. От того, что вся наша жизнь такая - от поезда до поезда, от одного не лишнего «лишнего» заработка до другого. И он, поезд, этим людям - еще одна возможность пополнить не самый высокий семейный бюджет. Вот еще бы забыть эти выкрики, руки с деньгами и тряпками, искаженные в азарте лица - и можно было бы спокойно пофилософствовать о формах и методах ведения мелкого бизнеса. Но пока не получается...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: