Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Рогатые коммерсанты

28.08.2001
Троллейбус с коровой, на первый взгляд, роднит только сооружение сверху: у домашнего зверя это рога, у муниципального - штанги, в просторечии именуемые опять же «рогами». Тем не менее иногда и судьба их оказывается удивительно схожей.И то, и другое существа живут, как известно, на вольном выпасе - одно на пастбище, другое на маршруте. Только вот троллейбусная кормежка - три рубля глоток - куда скуднее коровьей...

Глядишь, и до коммерческих трамваев доживем: чем они хуже?

 «Жить захочешь - не так раскорячишься». Эта во всех смыслах крылатая фраза, высказанная в ставшем классикой фильме по поводу летевшей стоя над открытым бомболюком бедолаги-коровы, достойна претендовать на звание закона номер два теперешней российской жизни - вслед за номером один, дескать, «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Троллейбус с коровой, на первый взгляд, роднит только сооружение сверху: у домашнего зверя это рога, у муниципального - штанги, в просторечии именуемые опять же «рогами». Тем не менее иногда и судьба их оказывается удивительно схожей.

И то, и другое существа живут, как известно, на вольном выпасе - одно на пастбище, другое на маршруте. Только вот троллейбусная кормежка - три рубля глоток - куда скуднее коровьей: только откроется рот кондукторской сумки при виде очередной травиночки-пассажира - а его хряп льготным документом по губам! Вот и приходится бедному муниципальному созданию топать дальше от остановки к остановке в поисках рублей несолоно хлебавши - тех самых льготных несъедобных сорняков на маршрутных лугах около шестидесяти видов встречается. В общем, совсем подводит худое троллейбусное брюхо с финансового голода - вроде бы смену отпасся, а вечером в кассу и выдоить-то нечего.

А тут еще мозг троллейбусный бастовать готов - не хватает ему, водителю, зарплатного кислорода. Да и челюсти-кондукторы в отставку просятся по той же причине: хоть и работаешь целыми днями, а на зубок в итоге взять нечего. При таком раскладе поневоле простой корове позавидуешь.

Директор Дзержинского троллейбусного депо Олег Шильмейстер: «Только за последнее время мы потеряли десятую часть водителей. И не только молодежь - уходят профессионалы, много лет отработавшие за рулем троллейбуса. Причина - низкий уровень зарплаты, не соответствующий напряженности водительского труда».

В бывшем нашем Союзе, как известно, водитель городского транспорта был лицом привилегированным - и по зарплате, и по социальным льготам. Оно и понятно - чай, не дрова возил, а советских граждан. Сегодня граждане заделались российскими, а зарплатный водительский каравай в любой занюханной коммерческой структуре не сравнить с черствой муниципальной горбушкой из кассы депо. Есть, конечно, такие понятия, как менталитет того же водителя или честь родного предприятия, но, когда кушать хочется, все эти духовные ценности отходят на кормовой план.

Олег Шильмейстер: «Конечно, надо поднимать зарплату водителям: не удержим кадры, погубим и весь муниципальный электротранспорт. А он в городе не лишний - социально незащищенных категорий горожан более чем достаточно. Но как решать эту задачу, если нет дополнительных источников дохода?»

Увы - в сегодняшней ситуации благие идеи напоминают тришкин кафтан. Увеличиваем зарплату в ПАТП и депо - с ходу начинают расти и задержки с ее выплатой. По данным надежных источников, мэрия как минимум уже дважды рассматривала вопрос об очередном повышении платы за проезд хотя бы до четырех рублей - но пока никто не хочет отвечать за очередную, как мягко выражаются на Руси, непопулярную меру. В итоге подорожали пока только проездные билеты - но любой сведущий в экономике скажет, что коль растут оптовые цены, то и розничные долго не удержатся.

Олег Шильмейстер: «Да и не только в зарплате дело. Сегодня средний возраст новосибирских троллейбусов уже превышает десять лет - а попадаются на линии и 17-18-летние экземпляры. Надо обновлять парк машин, покупать запчасти - а на что?»

Как ни крути, а дополнительных источников дохода на все про все только два: или сокращать льготы, или повышать тариф. Тем более что положенных законом финансовых перечислений за льготный проезд ни с местного, ни с федерального бюджетного уровня транспортники практически не видят. Как они сами справедливо замечают по сему поводу, хлеб в магазинах почему-то никто бесплатно не берет, хотя булка хлеба подороже троллейбусного билетика.

Впрочем, мэрия нашла и третий вариант - как говорят в таких случаях на Руси, и в кресле расположиться, и рыбным блюдом пообедать.

Суть идеи проста: в каждом из троллейбусных депо выделяется пока что по пять коммерческих машин. Опознать их легко - на линии возвращаются уже вроде бы забытые трехзначные маршруты «девятьсот с хвостиком». Действуют в желудках рогатых коммерсантов только подорожавшие проездные, за которые уже уплачено. Ну а прочие льготные сограждане радостно штурмуют следующего, уже бесплатного для них «сохатого».

Олег Шильмейстер: «Появились и у нас такие - 923-й и 936-й - коммерческие маршруты. Ну и мы постарались немного: выделили на это дело самые новые машины. О результатах говорить пока рано - подсчитаем, посмотрим».

Первый результат отметить уже можно - процитировать нельзя. Довелось мне попросить оценить эксперимент как раз водителя обычного троллейбуса, следовавшего за «коммерсантом» того же маршрута. Смысл весьма сочного ответа состоял в том, что у него и у его кондукторши тоже семьи есть - а вот «рублевых» пассажиров почти не осталось, одни бесплатные, план горит, как однажды Останкинская телебашня. Словом, как в той народной сказке: кому вершки, а кому и корешки.

А пассажиры пока оценивают новшество по-разному. Увы, но пенсионерам и другим «коммунальным» льготникам чаще всего приходится покидать салон на следующей остановке. Зато мнение тех, кто платил и платит законные три рубля, неплохо выразила одна безымянная дама: «Раньше платишь и стоишь: все места забиты «льготными», а теперь за те же деньги хотя бы едешь с комфортом сидя...»

Тем не менее, думается, горожанам все равно придется выбирать между хреном и редькой - не надо быть Нострадамусом пера, дабы предсказать в данном случае их будущее. Провалится эксперимент с «рогатыми коммерсантами» - мэрия поднимет тарифы. Удастся опыт - так, глядишь, и до коммерческих трамваев доживем: чем они хуже?

Резонанс
Новости
18.10.2018
Штормовой ветер и мокрый снег ожидаются в Новосибирской области в ближайшие сутки. В ночь с 18 на 19 октября в регионе объявлено экстренное предупреждение.
Организовали волонтеров с помощью соцсетей и спасли несколько тонн рыбы. Операцию провели на шлюзовом канале в Новосибирске.

Пройдут только свои. Жители нескольких многоквартирников в Железнодорожном районе Новосибирска вступили в конфликт из-за того, что ТСЖ одного из домов устанавливает забор вокруг здания. Противники утверждают – это ограничит проезд транспорта и затруднит движение пешеходам.
17.10.2018 Видео
Первое отделение временного пребывания для пожилых людей создано в областном центре. В нем есть все необходимое – спальни, столовая, комната отдыха. Здесь пенсионеры могут не только поправить здоровье, но и расширить свой круг общения.

Чиновник с «жестким характером» – начальник управления архитектурно-строительной инспекции мэрии Новосибирска Анатолий Мотыга – написал заявление об увольнении. Этот пост он занимал 15 лет. Отставка Мотыги совпала с подготовкой строительства бизнес-центра рядом с лицеем №22, которая возмутила общественность.

Урбанисты все чаще говорят о том, что в городских микрорайонах нужны площадки, которые будут привлекать жителей со всех окрестных улиц, станут точками притяжения для соседей, местом встреч, знакомств, отдыха. Как раз такие места в каждом районе Новосибирска и будут созданы в рамках проекта «Территория детства».