Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Дороги нашего будущего

29.08.2001
Ровно 75 лет назад, в 1926 году, в Новосибирске была создана первая в истории Сибири организация, основной и единственной целью деятельности которой стали дороги: их строительство, содержание и ремонт.Отдав должное тому, что сделано до нас, хотелось бы заглянуть немного вперед: что будет сделано сегодняшним поколением дорожников?

 Этот год - юбилейный для дорожной отрасли нашего региона. Ровно 75 лет назад, в 1926 году, в Новосибирске была создана первая в истории Сибири организация, основной и единственной целью деятельности которой стали дороги: их строительство, содержание и ремонт.

Многими славными делами отмечена работа новосибирских дорожников. Благодаря их труду в любое время и в любую погоду наша область превратилась из территории, где люди традиционно передвигались не по дорогам, а просто в соответствующем направлении, в полноправную часть единой транспортной системы России. Особое значение это имеет для Новосибирска, возникшего и развивавшегося как главный перекресток путей Западной Сибири: водных, наземных и воздушных.

Отдав должное тому, что сделано до нас, хотелось бы заглянуть немного вперед: что будет сделано сегодняшним поколением дорожников? Тем более что возложенная на них ответственность возросла - отныне за Новосибирском официально закреплено звание федеральной столицы Сибири.

Какими силами располагают наши дорожники? Думаю, что в данный момент потенциал отрасли позволяет решать задачи любой степени сложности: на территории области успешно работают мощные дорожно-строительные подрядные организации, специализированные подразделения по строительству мостов и искусственных сооружений, в полном объеме обеспечивается заготовка необходимых материалов.

Не менее важным является и то, что традиционно относится к субъективным факторам. Так, у областной администрации работы по развитию и совершенствованию сети дорог области сегодня пользуются безусловным приоритетом и поддержкой. Традиционно большую помощь дорожникам в решении вопросов на федеральном уровне оказывают и наши депутаты Государственной думы: в первую очередь стоит назвать Николая Михайловича Харитонова. И, что немаловажно, область имеет устойчивую репутацию надежного делового партнера в федеральных органах, что позволяет нам привлекать серьезные финансовые средства под конкретные проекты.

Так что даже при всех известных российских сложностях с финансированием ситуация на сегодняшний день складывается благоприятная. Но даже самой благоприятной ситуацией надо уметь распорядиться, чтобы не вышло по теперь уже крылатому отечественному присловью «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Даже самая могучая армия без цели действий, как говаривал еще генералиссимус Суворов, «есть трость, ветром колеблемая». А целей для деятельности дорожников в Сибири - глаза разбегаются. Одних задач по строительству на сто областных бюджетов вперед хватит - а если еще добавить не менее необходимые ремонт и содержание, то и на все двести. Вот тут-то и встает главный вопрос: на что расходовать те средства, которые нам выделяют, при том, что покрыть все потребности области в дорогах никакой бюджет заведомо не в силах?

Вполне очевидная цель расходов номер один - опорная сеть автомобильных дорог области, включающая территориальную и федеральную составляющие. Самый крупный выполняемый на сегодняшний день проект по федеральной части - северный обход Новосибирска Прокудское-Сокур. Весь его комплекс - а это 76,5 километра дороги, 10 транспортных двухуровневых развязок, 14 путепроводов и 11 мостов - планируется завершить к 2004 году. К 2005 году должны быть дополнительно к нему реконструированы участки Чулым-Прокудское и Сокур-Мошково, состояние которых уже не отвечает возрастающему потоку автомобильного транспорта.

По территориальной сети дорог в данный момент реализуется несколько крупных строительных проектов. Самый масштабный среди них - новая трасса Новосибирск-Колывань-Томск, протяженность которой на территории нашей области составляет 118 километров. Из них до недавнего времени только 60 километров имели асфальтовое покрытие. Тем не менее, благодаря субвенциям и дотациям из федерального бюджета, к 2003 году асфальт протянется до границы с Томской областью. В перспективе эта дорога должна обеспечить новосибирцам прямой выход к нефтяникам Приобья по строящейся сегодня Северной широтной дороге Пермь-Серов-Ханты-Мансийск-Нижневартовск-Томск.

Не менее важные для области трассы Новосибирск-Кочки-Карасук-Павлодар и Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий обеспечивают нам выход на ближнее зарубежье и в промышленно развитый Южный Кузбасс. Планы по их реконструкции разработаны на несколько лет вперед. За это время на павлодарской трассе будет создан современный пограничный переход, рассчитанный на существенный прирост транспортного потока по мере развития экономических отношений с Казахстаном и республиками Средней Азии. Одновременно до 2005 года должна быть реконструирована и дорога Новосибирск-Ордынское-Камень-на-Оби, связывающая нашу область с сельскохозяйственными районами Алтайского края.

Наконец, еще одно приоритетное направление территориальной сети - автодороги на север области с его перспективными нефтяными месторождениями. В сентябре этого года должно быть завершено строительство асфальтобетонного покрытия на дороге Куйбышев-Северное, открывающей путь к известным Усть-Таркским месторождениям. Активно ведутся работы и на параллельной трассе Венгерово-Кыштовка, которая в ближайшие три года может быть доведена до границы трех областей - Новосибирской, Омской и Томской с перспективным выходом на Северную широтную дорогу.

Все это, подчеркну, наши приоритетные стратегические планы. Но...

Сергей Полещук
 Понятно, что все мы сейчас живем в эпоху глобализации. Отсюда и стратегия - если проект, то непременно что-нибудь могучее, глобальное и опорное. А рядом с нами находятся тысячи сельчан, для которых основная связь с внешним миром - выщербленная временем и сибирским климатом проселочная дорога, по которой проходит, может, несколько машин в день. Как быть с ними?

Понятно, что мы ни сейчас, ни в ближайшее время не сможем обеспечить все 1625 населенных пунктов области асфальтированными магистралями, тем более что лишь 926 из них связаны с областным центром дорогами с твердым покрытием. Работы здесь - непочатый край. Тем не менее и для нашего села разрабатываются определенные стратегические принципы на будущее.

Основа сельской стратегии, на наш взгляд, - обеспечение круглогодичного сообщения всех населенных пунктов с районными центрами и Новосибирском. Пусть по нескольку километров в год, пусть по трассам с дорожным покрытием переходного типа - но строить и реконструировать такие дороги тоже надо, хотя бы для того, чтобы люди верили во власть и ее желание решить их многолетние проблемы...

В области не должно быть бесхозных дорог. Большое количество неблагоустроенных сельских трасс досталось нам от предыдущей эпохи: это те дороги, которые строили и содержали раздавленные жерновами реформ колхозы и совхозы. Отмахнуться от этого нелегкого наследия - значит, оставить сотни населенных пунктов и тысячи людей без транспортного сообщения.

Сегодня штабом дорожной отрасли проведена инвентаризация практически всех подобных дорог. Наша задача, согласованная с руководством области, - не далее как со следующего, 2002, года, взять их все на содержание территориального управления автомобильных дорог под опеку отдельной строки в областном бюджете. Перечень работ по таким объектам «в глубинке» утверждается и будет утверждаться ежегодно. Так что есть все основания полагать, что к празднованию восьмидесятилетия наших дорожников уровень сельского бездорожья на территории области существенно поубавится.

Сюда же примыкает еще одна серьезная проблема. В нашей области 29 районных центров, жители которых после хорошего дождя буквально утопают в грязи на собственных улицах. А с учетом того, что редкий сельчанин сегодня добирается до Новосибирска, улицы родного для него Каргата или Кыштовки говорят о приоритетах администрации района и области больше, чем десятки газетных статей или телепередач. Поэтому сегодня областной администрацией поставлена задача для дорожников - отремонтировать и привести в цивилизованное состояние для начала хотя бы главные улицы районных центров.

Это, можно сказать, программа-минимум. Отдельного разговора в ее рамках заслуживает единственный в области районный центр федерального значения: я имею в виду всем нам знакомый административный центр Новосибирского района.

Думается, что если бы сегодня оживить главную фигуру у оперного театра, то по поводу состояния новосибирских улиц Владимир Ильич высказался бы коротко и однозначно: «Архинеудовлетворительно, товарищи!» Емкое первое словечко подходит для большинства городских магистралей, а что тогда говорить о десятках обычных улиц и переулков? Тем более что на Новосибирск теперь должны равняться все сибирские города - как-никак, главная точка федерального округа, а звание, как известно, обязывает...

Здесь, мне кажется, тот самый случай, когда область, располагающая квалифицированными кадрами дорожников и немалыми ресурсами, должна протянуть - и уже протягивает - руку помощи своему мегаполису. Причем не просто для того, чтобы сиюминутно залатать сотню-другую выбоин и дефектов на городских проезжих и непроезжих частях и, перекуривая, ждать, пока появятся новые...

Речь идет о серьезном стратегическом рывке вперед в этой пока что отставшей от административного и экономического прогресса сфере новосибирского хозяйства. Поэтому территориальное управление автомобильных дорог готово уже в ближайшее время принять участие в составлении программы совместных действий с ГУБО мэрии Новосибирска и ГИБДД. Что в нее может входить?

Заведомо - достройка трассы Новосибирск-Толмачево с капитальной реконструкцией улицы Станционной. Заведомо - ямочный ремонт: и не по нескольку ямок за лето, а капитально в короткий срок и по всему городу. Но, как и в случае с областью, наряду с глобальными задачами, неизбежно придется решать и десятки более мелких.

К примеру, взять то, что у всех на виду - транспортные «пробки», связанные с недостаточной пропускной способностью улиц и перекрестков. Как показывает опыт многих городов, иногда достаточно просто немного изменить конфигурацию перекрестка или перепрограммировать светофорную регулировку (что не требует глобальных расходов), и скопления транспорта в данной точке исчезают. Здесь нужна кропотливая совместная работа специалистов разных профилей - дорожников, ГИБДД, коммунальщиков, и целевая дорожная программа могла бы в таком случае послужить необходимым координирующим звеном.

Думаю, что мы вправе рассчитывать и на непосредственное участие горожан в этой программе. Понятно, что идеи субботников сегодня не очень популярны: но и без такого рода официальных мероприятий, к примеру, на улицах европейских городов наблюдаются порядок и чистота. Сегодня дорожники без каких бы то ни было приказов сверху содержат в чистоте и цветах «ворота города» на Ордынском кольце - что мешает жителям каждой улицы сделать то же самое?

Это что касается нашего ближайшего будущего, но наши специалисты заглядывают и в более отдаленные временем годы. Уже сегодня можно, к примеру, прогуляться в год с симпатичным номером 2020.

Завершено строительство «большого кольца» дорог области - Новосибирск-Татарск-Карасук-Кочки-Новосибирск. Активно работают современные трассы на Томск, Камень-на-Оби и Ленинск-Кузнецкий. Приведены в порядок и круглый год содержатся в проезжем состоянии сельские дороги. Все это обеспечивает бесперебойную и комфортабельную дорожную связь с областным центром для практически любого жителя области.

Полностью, по параметрам первой и второй категорий, реконструированы все три федеральные дороги - на Омск, Кемерово и Барнаул. А город Новосибирск со всеми его комфортабельными улицами и летними газонами взят в транспортное кольцо: помимо давным-давно введенного в строй Северного обхода, построены Восточный обход от села Мочище и Западный подъезд от Ордынского кольца с новым мостом через Обь, смыкающиеся в единую развязку у нынешней Нижней Ельцовки...

Не верится? Что ж, то же самое мог бы сказать при виде сегодняшних новосибирских трасс вооруженный киркой и кайлом наш коллега-дорожник из далекого ныне 1926 года. Но мы помним о том, что если бы не было его - того поколения в ватнике и кирзовых сапогах, с примитивными механизмами и трудом от зари до зари - не было бы не только того, что мы наметили на завтра, но и тех дорог, которые мы имеем сегодня.

Сергей ПОЛЕЩУК,
начальник Территориального управления
автомобильных дорог Новосибирской области
Резонанс
Новости
12.12.2017 ПОЛИТИКА
Впечатлениями о Новосибирске и регионе в целом поделился врио губернатора Андрей Травников по время большой пресс-конференции 12 декабря. Руководителю региона удается совмещать знакомство с достопримечательностями города с чрезвычайно плотным рабочим графиком.  
13.12.2017
Самые популярные запросы жителей Новосибирска в 2017 году опубликовал «Яндекс». В этом списке присутствует Владимир Городецкий, Дима Билан, Ждун, спиннеры, «Игра престолов», «Босс-молокосос» и многое другое.
ЧП с маленьким ребенком произошло в Искитимском районе Новосибирской области. Поздно вечером в субботу, девятого декабря, автомобилисты заметили на обочине улицы Кооперативная поселка Чернореченский полураздетую девочку.
Врачами и работниками пенсионного фонда представлялись пенсионерам три неизвестных женщины, похитившие у них почти миллион рублей. Полиция Новосибирска объявила мошенниц в розыск, опубликовав приметы и видеоролик.
12.12.2017
Фестиваль снежных скульптур, ледовые горка и лабиринт, большой каток в Центральном парке, сказочный ледовый городок на набережной, салют  – новые и традиционные новогодние развлечения в материале VN.ru.
Девять девушек из Новосибирска доказали, что женщина за рулем – не примат с оружием, а самый настоящий профи, который даст фору многим мужчинам. Девушки гоняли на картинге, сдавали экзамен ПДД и переодевались на скорость на заднем сидении автомобиля. Одержала победу несравненная Лена-мотор.