Новосибирск -0.7 °C

Добрая мама Жизели

18.10.2001 00:00:00

Полина Косырева (Бубенова) в роли Польской королевы в опере «Иван Сусанин»

 Сегодня, 18 октября, отмечает свой 75-летний юбилей артистка мимического ансамбля НГАТОиБ Полина Косырева.

Сорок шесть лет Полина Петровна выходила на сцену театра, блистая в бесконечной череде образов. Она была Королевой («Спящая красавица»), Польской королевой («Иван Сусанин»), Старой цыганкой («Каменный цветок»), Няней («Щелкунчик»), Владетельной принцессой («Лебединое озеро»), Свахой («Русалка») и даже Секретарем Ленина («В бурю»). Очень любила Полина Петровна роль Берты, матери Жизели («Жизель»). Все многочисленные «дочери» по сей день живут в ее памяти. Народные артистки Лидия Крупенина, Татьяна Зимина, француженка Гелен Тесмар, которая назвала Полину Петровну своей второй мамой. Муж Гелен - балетмейстер Пьер Лакот, ставивший в театре «Сильфиду», посмотрев «Жизель», добавил: «Вы лучшая мама из всех, что я видел...»

Родилась будущая «мама Жизели» в деревне Казанцево Барабинского района Новосибирской области. В детстве Полина полюбила симфоническую музыку, которая уносила девочку в сказочный мир, где не было ни голода, ни холода, ни нужды. В войну пятнадцатилетняя Полина работала на почтамте.

В 1945 году Полина приехала в Новосибирск к сестре. Первым делом купила билет в только что открывшийся театр оперы и балета. Попала на «Кармен» с Лидией Мясниковой в главной роли - и на всю жизнь влюбилась в театр.

В апреле 1947-го Полина Бубенова (девичья фамилия) была принята на работу в оперный театр в отдел кадров на должность инспектора. Бумажная работа не очень привлекала двадцатилетнюю девушку. Полина грезила сценой. Ей, миниатюрной, худенькой, настоятельно советовали поступать в балетную студию при театре. Но она трезво оценивала свои возможности. Главное, что ее останавливало от этого шага, - головокружение, доставшееся ей в наследство от голодного детства. Но Полина все же вышла на сцену театра. В октябре 1948 года девушку приняли на должность артистки мимического ансамбля. Миманс стал ее жизнью...

Говорят, сыграть роль без слов - для артиста высший пилотаж. Искусству актерского мастерства Полина училась у королевы миманса Агриппины Даровой.

Перед гастролями труппы во Владивосток директор театра Семен Зельманов вызвал Полину к себе:

- Поедешь, голубушка, кассиром. Надо же кому-то артистам деньги выдавать, а у тебя, я слышал, опыт работы имеется...

Опыт у нее действительно имелся - после почтамта Полина некоторое время подрабатывала кассиром. Суточные, зарплата, амортизация за инструменты, квартирные... Полина крутилась, как белка в колесе. А вечером выходила на сцену.

В тот вечер давали «Руслана и Людмилу». Полина в костюме Восточной девушки ожидала в закутке на сцене своего выхода. Сидела-сидела, да и уснула. Мимо проходил Зельманов. Видит - спит девушка.

- Ты что, после такого сумасшедшего дня еще и на сцену выходишь? - поинтересовался он строгим шепотом. - Заболеть хочешь? Не выйдет, голубушка. Чтобы до конца гастролей на сцену ни ногой...

Но надо знать Полину. На следующие гастроли с театральной труппой артистка миманса также поехала в качестве кассира. И что же вы думаете? На этот раз она умудрялась за один вечер из одного театра, где давали «Жизель», перебегать в другой - на последний акт в «Хованщине».

В «Хованщине» Полина играла женщину с младенцем, которую спасают из горящего скита. Это была заключительная и одна из самых напряженных и эмоциональных сцен в спектакле. Очень часто, исполняя ее, Полина рыдала по-настоящему. Помимо основной работы артистка заменяла суфлера, секретаря, администратора. Была нарасхват. Она удивительно легко могла перевоплотиться на сцене из королевы в служанку, из принцессы в няньку, из дамы в цыганку. Костюмы всех этих персонажей ей удивительно шли. А ведь, например, платье королевы нужно было не только правильно надеть, но и пройти в нем по-королевски. Полина все это делала на «отлично».

Война помешала ей закончить полный курс средней школы. Полина наверстывала упущенное в школе рабочей молодежи при театре оперы и балета. Она сидела за одной партой с красивым парнем из кордебалета. Молодые люди понравились друг другу. Ухаживал Николай весело, порой превращаясь в озорного мальчишку. Выходит, например, Полина на сцену в образе служанки и вдруг с ужасом обнаруживает, что у нее развязан фартук. Оказывается, это Николай просто дернул ее за веревочку.

Говорят, артистическая семья обречена на развод. Полина Петровна и Николай Васильевич прожили вместе сорок семь лет. После смерти мужа прошло уже три года, а Полина Петровна говорит о своем любимом Коленьке так, как будто он просто на минутку вышел в другую комнату. Она до сих пор бережно хранит немецкие, польские, чешские журналы, которые муж читал в подлиннике. Однажды на гастролях в Китае Николай перекинулся парой фраз с английскими туристами. Об этом инциденте доложили сопровождающему труппу соглядатаю. С тех пор Косырев стал невыездным. Он хорошо фотографировал. Кадры из опер и балетов, в которых участвовала Полина Петровна, сейчас украшают стены их уютного семейного «гнездышка».

Осенью 1993 года инспектор миманса, ветеран труда Полина Косырева ушла из театра на заслуженный отдых. Муж, видя, как она мучается (шутка ли, 46 лет жить театром!), успокаивал жену как мог - порой хитростью, порой ласковым словом. Утешение, вернее применение своей неистраченной энергии, Полина Петровна нашла на дачном участке...

На вопрос: «Вы счастливая женщина?» Полина Петровна отвечает с легкой улыбкой: «Да, я счастливая, мне повезло в жизни. Вся жизнь моя - это театр и семья». Вот строчки, которые коллеги по творческому цеху посвятили Полине Косыревой, прекрасной женщине с лучезарной улыбкой:

«Занавес снова шуршит в тишине,
Медленно скрипки запели,
И на пороге избушки стоит
Добрая мама Жизели...»

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: