Новосибирск 1.7 °C

Советской культуры больше нет, но...

14.02.2002 00:00:00

Новосибирский философ Валерий Конев изучает прошлое,
от которого зависит будущее

Валерий Конев. Фото Бориса БАРЫШНИКОВА

 Советская культура и советское искусство для многих сегодня - понятия из далекого прошлого. Это прошлое изучают философы, историки, социологи. Некоторые из них относятся к феномену советской культуры как к действующему явлению. Споры будут продолжаться, и это естественно - ведь проблема вызывает живой интерес. И не только у ученых.

В Новосибирске увидела свет книга профессора Валерия Конева «Советская художественная культура». Выпускник гуманитарного факультета НГУ сегодня преподает в Сибирской государственной геодезической академии и в скором времени собирается защитить докторскую диссертацию на не модную ныне тему.

- В своей монографии я попытался решить две проблемы. Первая - описать художественную культуру постсталинского времени, которая изучена слабо и как бы остается в тени культуры сталинской эпохи. Вторая - преодолеть апологетическую сущность советской историографии, которая историю советского искусства рисует исключительно в розовых тонах, и отойти от столь же односторонней негативистской позиции по отношению к прошлому в исследованиях 90-х годов. Моя задача - дать взвешенную, по возможности объективную картину прошлого. История советского общества, культуры, искусства - это не только трагедии, репрессии, ГУЛАГ, несвобода и т. п. Это выдающиеся достижения во всех сферах культуры, в том числе и искусстве.

Я считаю, что на самом деле тема очень актуальная. По одной простой причине - мы продолжаем жить именно в традициях советской культуры. Постмодернизм, различные новомодные веяния - это все по большому счету пена. Суть их Эрнст Неизвестный определил очень просто: это - свалка, мусорный бак, где все смешивается и ничего не понятно. А самое главное для художника (я говорю, естественно, не о живописце, а о художнике в широком смысле этого слова) - эта ситуация полностью бесперспективна.

- А тот самый социалистический реализм, он все еще живет?

- Как это ни покажется странным, но соцреализм продолжает существовать. С теоретической точки зрения, сущность его состоит в том, чтобы показать, как коммунистический или социалистический идеал претворяется в реальность. То есть это процесс изображения превращения идеала в реальность, хотя в реальной практике советского искусства художник сразу переходил к описанию идеала - того, что должно быть. В этом смысле весьма характерна история с Ильей Глазуновым. Как-то он ездил на практику на Волгу, а когда вернулся - ему сказали, что надо было не избушки рисовать, а процесс социалистического крестьянского строительства. Например, если видишь лошадь - рисуй трактор. На вопрос «почему?» ответ был дан такой: рисовать надо трактора, потому что скоро их будет очень много... Это, конечно, извращенное понимание соцреализма.

Посмотрите на современное массовое искусство - это ведь тоже не что иное, как «соцреализм». Там тоже идеализируется действительность, к реальности отношения не имеющая. Во всевозможных мыльных операх и сериалах жизнь изображается такой, какой ее хотел бы видеть художник. Реализма здесь нет.

- А что же тогда такое реализм?

- Это изображение глубинных течений жизни, то есть неких закономерностей, которые, может быть, не видны явно и отчетливо, но которые присутствуют. У нас есть и реалисты-живописцы, и писатели. Реалистом в полном смысле этого слова был покойный Виктор Астафьев. Но реалистическим не может быть искусство, которое ограничивается лишь нигилистической критикой и не видит перспективы. Это пошлый натурализм. Бесперспективность существования российского общества в последние десять лет вводит современного художника в страшное заблуждение и смущение.

- Так откуда же взять это знание? Раньше было партийное руководство, а сейчас что?

- Художник все-таки должен быть социальным философом. Он не должен скользить по поверхности, как это бывает в модернизме, не должен пребывать в суете.

Что руководит современным художником? Раньше были постановления ЦК, были партийные вожди, занимавшиеся проблемами культуры. Сегодня никто никаких указаний не дает, но на смену партийному руководству пришло руководство рынка. Наш знаменитый оперный режиссер Борис Покровский в одном из интервью открыто говорит: «Я - это товар...»

Хочу подчеркнуть, что считаю в корне неверным представление о том, что в советское время не было свободы художественного творчества. Это колоссальное заблуждение: границы были очерчены, но наиболее талантливые художники были свободны практически абсолютно. Вспомните хотя бы Шостаковича или Плисецкую. Существовали и возможности преодоления партийных запретов: уходы, намеки, использование такого, например, механизма, как столкновение двух-трех инстанций.

Читая мемуары наших писателей и режиссеров, я обнаружил интересную вещь: подводя итог, они пишут, что прожили жизнь сложную и трудную, но обязательно замечают, что это была счастливая жизнь. Можно привести десятки имен...

Современная свобода - это, конечно, не свобода, а волюнтаризм и анархия. Свобода предполагает понимание того, что происходит. Если художник не понимает происходящего, то он в действительности не свободен, и его выбор является произвольным. А свобода и произвол - разные вещи.

- Советского Союза больше не существует. Существует ли советское искусство?

Классика соцреализма: Г. Ряжский. «Председательница», 1928 год
 - Сразу же хочу заметить, что многие исследователи, говоря о советской культуре, обращают свой взор только на сталинскую эпоху. Но ведь своего расцвета советская художественная культура достигла в три послевоенные десятилетия. Это был период расцвета, и свидетельство тому - мировое признание многих шедевров, созданных в 60-80-е годы.

Советское искусство не исторический раритет. Да, часть его осталась в своем времени, но и оно для нас ценно, ибо есть свидетельство о своем времени. Другая его часть живет и в нашем, настоящем, времени. Например, в театре идут пьесы советских авторов - Горького, Володина, Вампилова. Пьесы разных авторов ставят режиссеры, профессиональное становление которых произошло в советское время (Васильев, Фоменко, Фокин, Любимов, Волчек, Ефремов и др.). В картинных галереях висят картины советских художников.

Переиздаются сочинения советских писателей (Шолохова, Твардовского, Гроссмана, Давыдова, Ахматовой, Слуцкого, Окуджавы, Астафьева, Шукшина). Исполняются сочинения Шостаковича, Прокофьева, Свиридова, Хренникова, Хачатуряна, Асафьева, Шапорина, Щедрина. Звучат песни советских композиторов (Дунаевского, Соловьева-Седого, Блантера, Петрова, Островского, Френкеля, Тухманова, Пахмутовой, Высоцкого). По телевидению часто показывают советские фильмы.

Приведу еще один пример. В начале 2001 года оргкомитет российской оперной премии «Casta Diva» с помощью иностранных экспертов фокусирует оперу XX в. В результате из ста человек восемнадцать являются деятелями советской оперы (композиторы, дирижеры, режиссеры, сценографы, певицы и певцы). Россию обогнала только Италия (23 человека).

Думаю, что советское искусство как таковое закончило свое существование, поскольку не существует больше идейно-художественных принципов, на которых оно основывалось. Кстати, с точки зрения эстетической теории, это было художественно правдивое искусство.

Однажды Сталин беседовал с киноактером, который сыграл его в одном из фильмов. Он сказал, что в жизни он вовсе не такой, как на экране, - не такой мудрый, не такой красивый... Актер ответил очень точно: «Я, товарищ Сталин, играл не вас, а представление о вас в народном сознании». Так и советское искусство было художественно правдиво в том смысле, что отобразило ожидания, ощущения народных масс. Ведь люди искренне верили в то, что они строят светлое будущее.

Вы знаете, что отличает советского человека от нашего современника? Советский человек был уверен в своем будущем, а сегодня ни человек, ни общество не видят перспективы. Почитайте размышления современных деятелей культуры, и вы увидите, что они тоже не могут понять, куда мы идем и что мы делаем. Для общества это очень страшная вещь.

Был идеал утопический, но он, по крайней мере, определял перспективу. Воспитание всесторонней и гармонически развитой личности - разве это плохо?! Кстати, во многом он опирался на наш русский менталитет, на принцип соборности. А когда сегодня показывают и всячески рекламируют такие передачи, как «Алчность» и «Слабое звено», - это заставляет русского человека, вопреки строю своей личности, видеть в другом человеке только конкурента. И это ужасно.

- Есть такая точка зрения, согласно которой не важно, как называется государство - Российская империя или Советский Союз. Главное, что была великая империя, которая, естественно, и определяла художественную культуру.

- Когда я общаюсь со своими студентами, то говорю им, что мы живем не только для себя, но и для своей любимой Родины. Часто ли вы сегодня слышите слова «любимая Родина»? К сожалению, нет... Не надо изобретать национальную идею, как это пытался сделать президент Ельцин. В свое время Петр Аркадьевич Столыпин обратился к деятелям радикальной оппозиции с такими словами: «Вам нужны великие потрясения - нам нужна великая Россия». Великая Россия - это и есть наша национальная идея.

- Художником, тонко чувствовавшим идею империи, называют Иосифа Бродского. Но вот являются ли такие люди, как Бродский или Александр Солженицын, частью советской культуры?

- Я писал книгу о советской художественной культуре, которая основывается на социалистических идейно-художественных принципах. Я не рассматривал культуру и искусство диссидентов, потому что это уже не советское искусство. Что касается Бродского, то перед отъездом на Запад в одном из своих писем он сказал, что Россия, в которой он жил, дала ему абсолютно все. Откройте книгу Соломона Волкова «Диалоги с Иосифом Бродским», и вы увидите, что Бродский нигде негативно не оценивает свою Родину. Да, он называет отдельных людей негодяями или мерзавцами, но о стране никогда такого не говорит. По существу, Бродский - продукт советской культуры в широком смысле этого слова. Он не похож на других ее представителей, но как художник он сформировался именно в ней.

А о Солженицыне скажу так: если исключить его критику советской власти, то перед нами будет все тот же соцреалист.

- Что осталось от советской культуры сегодня? Каковы, на ваш взгляд, те самые перспективы, о которых мы не раз вспоминали?

- Существуют художественные произведения, созданные в советскую эпоху. Сходите в картинную галерею, в театр, послушайте музыку, посмотрите фильм - это же все советское! Можно сказать, что все нынешние творцы вышли из советского времени, как писатели из гоголевской «Шинели».

Говоря о перспективах, отмечу главное: Россия опять собирается - мы видим это не только в образе Путина, но и в идее государственничества. Думаю, что мы идем к собиранию сознательного народа, в том числе и к собиранию сознательных художников. Есть идея единой, неделимой могучей России, и искусство должно работать на эту идею.

Я верю в русского человека, в его здравый смысл, и я абсолютно убежден, что народ обмануть нельзя. И не случайно народ поворачивается именно к тем людям, которые выражают эту идею. Сегодняшние художники тоже должны работать во имя будущего России.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: