Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Галина Вишневская ей сказала: «Вы истинно театральный человек»

15.02.2002
Лидия Егошина из тех театральных людей (сама она не устает повторять: «Я боготворю театр!»), о которых зритель ничего не знает. Но без которых не было бы ни грандиозного оперного волшебства, ни воздушной феерии балета. Ведь она самый близкий артисту человек - массажист. Почти тридцать лет - до 1991 года - проработала Егошина массажистом в Новосибирском театре оперы и балета.
Лидия Егошина (слева) с Раисой Котовой, солисткой новосибирского театра оперы и балета, а позже Большого театра (1975 г.)

 Лидия Егошина из тех театральных людей (сама она не устает повторять: «Я боготворю театр!»), о которых зритель ничего не знает. Но без которых не было бы ни грандиозного оперного волшебства, ни воздушной феерии балета. Ведь она самый близкий артисту человек - массажист. И не только потому, что руки ее знают каждую мышцу, каждую связку и косточку на знаменитых артистических телах. Ее кабинетик слышал все: слезы и горькие признания в собственном бессилии в минуты усталости и слабости, неприязненные откровения по поводу коллеги, горячую отповедь более удачливому или талантливому... Эмоциональные, нежные, ранимые артистические натуры освобождались под ее руками не только от телесных недугов, но и как бы очищались от излишней экспансивности, выпархивая для новых творческих свершений. Далеко не все, что поведала мне Лидия Александровна, она разрешила рассказать в газете.

Почти тридцать лет - до 1991 года - проработала Егошина массажистом в Новосибирском театре оперы и балета. Как раз в ту самую эпоху, когда в области балета мы были впереди планеты всей. Новосибирцы помнят звезд того времени. О них до сих пор с придыханием рассказывает Лидочка, как ее все называли. А Мария Биешу или великая несравненная Галина...

- В театр я попала тайно. После окончания медучилища работала в больнице, и вдруг профессор Куимов, знаменитый, говорит, что вот в оперном нужен массажист, я вас порекомендую. Вы не представляете, как мне было страшно: я в храме танца и музыки... Два месяца разрывалась между больницей и театром. А потом Никита Долгушин - мы на него молились - говорит: «Эта девочка нас устраивает». И я осталась и помню его слова: «Лидочка, вы в наших пенатах». Сейчас Долгушин профессор в Петербурге в Институте театра, музыки и кино. В оперном до меня года три не было массажиста. Я так переживала - выдержу ли эту нагрузку. Да что я! Оказалось, и в малой степени не представляла, что такое балет и как дается легкость и воздушность. Первое время удивление было - до ужаса. Выбегает балерина со сцены за кулисы - пот градом, задыхается... Ну, думаю, все, ей надо «Скорую» вызывать. А она секунду отдышится и снова на сцену, и опять она царица бала. Потрясающе!

- Вы, наверное, все балеты наизусть знали?

- Конечно. Не только музыку и хореографию. Ходила на все спектакли, смотрела, какая нагрузка на какие мышцы. А потом поняла - не могу отдыхать на балетах. Это моя боль... Были гастроли в Большом, как понимаете, очень ответственные. Так получилось, что одна солистка заболела, а второй, тоже очень известной, не буду сейчас ее называть, пришлось три вечера подряд танцевать «Спящую». Балет труднейший для балерины: она почти все время на сцене, много верчений. Я все время была за кулисами, наизготовке. Боялась страшно - ведь только чуть связки расслабятся и перелом. Какое было испытание! Эта солистка потом год не могла «Спящую» танцевать. Мы с ней даже музыку слышать не могли...

- Новосибирский балет тогда очень много гастролировал. с триумфом. вы тоже кое-где побывали?

- Сразу же в первый год - в Японии. А потом во Франции, Испании, Италии, Австралии, на Кубе. Уж потом я сама съездила в Англию, в Скандинавию. Тогда же каждый год гастролировали по Советскому Союзу. Я быстро узнала, где какие травмы танцоры получали. Во Владивостоке и Хабаровске у мужчин коленные чашечки летели. Сцена-то не родная. Наша замечательная, наклонная, привычная. А там ровные, без наклона.

- А почему именно у мужчин?

- Прыжков у них много, к чужой сцене не сразу приспособишься. Каких только ситуаций не случалось на гастролях. Растяжение, например. Ну, не пойдет же он к какому-то чужому врачу. Танцовщики вообще старались врачей избегать: у тех один способ - гипс в любом случае. Значит, на уроки, к станку не пойдешь. Два-три дня, и выворотность, растяжимость связок уже не те. Так что приходилось много чего мне делать. И компрессы, и уринотерапия, это сейчас о ней много пишут. А тогда чуть не шарлатанством считалось. Но ведь главное, чтобы помогло. Они мне говорили: «Лидочка, вы наша спасительница». Люди, побывавшие в моих руках, их уже не забывают. Да хотя бы один случай. Пришла на работу, иду по коридору, вдруг ко мне бросается мужчина, говорит: «Вы меня помните? Смотрите, с того времени рука совсем не болит. Я проездом, зашел вас поблагодарить». Поговорили мы с ним. Был такой певец, но лет двадцать прошло. Что с ним тогда произошло, не сразу вспомнила - уже потом, когда он ушел. Ставили оперу «В бурю», там декорации сложные, много сценического движения. Незадолго до премьеры он упал, руку вывернул. Я что могла сделала, премьеру он спел. Или еще известная солистка - Раиса Котова - с редким контральто, потом она пела в Большом. Высокая, крупная, на репетиции каблуком в щель попала, ногу подвернула. Кричала не только от боли - премьера могла сорваться. Тоже пришлось мне потрудиться. Мы до сих пор большие друзья, перезваниваемся...

- Лидия Александровна, наверное, у вас были любимые артисты...

- Конечно. Никиту Долгушина я просто обожала, Флору Кайдани, Наташу Александрову, Любочку Гершунову... Да многих. А Никита ведь и пел замечательно, романсы, талантливейший человек. Но свои пристрастия показывать было нельзя. Ко мне ходили все и много чем делились, артистам ведь надо высказаться, разрядиться. Театра без интриг не бывает. Если бы хоть что-то слышал директор! Но все оставалось в моих четырех стенах, в моей исповедальне...

- Вы сразу поняли, как себя вести, что можно позволить, а что категорически нет...

- Долгушин говорил: «Лидочка, вы работаете в театре, много чего слышите. Из вашего кабинета ничего не должно выходить».

- О зарубежных гастролях прославленных советских артистов мы лишь в последние годы стали узнавать нечто новое - не только триумфы, но и полунищий быт, когда в отелях жарили мясо между двух утюгов. Но артисты, что понятно, стремились в заграничные гастроли...

- Всякое бывало... А вот отбор, действительно, был строжайший. Одну солистку, как бы второго плана, но талантливую, не пустили в Японию. Так она даже заболела, ее лечили в психбольнице. И дальше у нее как-то не заладилось. На каждого заводилось досье. Если что-то за вами числилось или проштрафились в предыдущую поездку, то никто и объяснять не станет, просто не берут, и все. А человек голову ломает. Одна балерина, молодая, но способная, во Франции позволила себе сесть на колени французскому балетмейстеру. И все - пути за границу для нее были закрыты навсегда. Не так поняла, слишком наивно, что ли, непринужденность встречи. Сейчас многое по-другому. Но тогда явно ощущалось: мы там чужие... В те годы ставил у нас «Золушку», «Ромео и Джульетту» Олег Виноградов, потом он был главным балетмейстером в Мариинском. В его спектаклях танцевал замечательный Женечка Поляков. Потом уехал из Союза. Позже мы были в Италии. Так он при встрече заплакал...

- А совсем знаменитые знают ваши руки?

- Мария Биешу вскоре после триумфальной победы на конкурсе в Японии приезжала в Новосибирск. Нет голоса! Зовут меня, а я ведь с певцами еще мало работала. Но бывала уже на зарубежных гастролях, на наши крохи купила несколько книг по массажу, мне их частично переводили. Читала и про вокальный массаж. Его я Марии и сделала, да плюс общий. К мадам Баттерфляй голос вернулся. После спектакля ей несут огромный букет. А Биешу его мне передала со словами: «Вот кто меня выручил!» Через год она меня пригласила в Кишинев. Мы с ней весь город объездили. А про Галину Павловну Вишневскую рассказ особый!

Лидия Александровна как бы сама вся подобралась и просияла - наверное, великая Галина того стоит...

- Я уже давно не работала в театре, как года два с половиной назад вдруг меня разыскивают и просят сделать массаж самой Вишневской. Она тогда приехала и выступила в драматической пьесе, несколько спектаклей прошло в «Красном факеле». Меня ей представили, а она так решительно, энергично положила мне руку на плечо, сразу чувствуется натура. Помните, как в начале семидесятых о ней и Ростроповиче газеты писали? Но мы-то знали, в чем дело, хотя даже говорить об этом опасно было. Если и обсуждали, то только с проверенными людьми. Делаю ей массаж, а сама переживаю: все ли так, вдруг не понравится. Ведь сколько ей лет, а как выглядит, какая красивая, как сохранилась - порода... Она вдруг, как будто услышала мои мысли, ободрительно: «Мне сказали, вы истинно театральный человек. Так и есть». Я поняла - все хорошо! А наготове, оказывается, еще двое массажистов было. Вишневская: «Зачем? У меня есть Лидочка». Потом в Доме актера ее чествовали, я рядом сидела. Она при всех вручила мне свою книгу «Галина» с дарственной надписью. А потом в мою записную книжку свой адрес написала...

- Парижский?

- Да. И говорит: «Лидочка, в жизни иногда такие повороты бывают, мы и предположить не можем». Я поняла так ее слова, что вдруг вас в Париж занесет, так не стесняйтесь... Через некоторое время один новосибирский режиссер побывал в Париже и привез мне от Галины Павловны письмо. Писала о своих детях, внуках, о своих планах, в частности, в России...

Резонанс
Новости
Жена и дети временно исполняющего обязанности главы региона Андрея Травникова специально прилетели из Санкт-Петербурга в Новосибирск, чтобы всей семьей провести новогодние  каникулы. Где празднует и что готовит на стол, как выбирает подарки и в какие чудеса верит чета Травниковых – в эксклюзивном репортаже корреспондентов ОТС.    
Только парная концессия и обязательные льготы. В Новосибирске разработали условия, на которых будут реконструировать и ремонтировать муниципальные бани. Средств городского бюджета на эти цели не хватает, так что все зависит от инвесторов. Но перед потенциальными концессионерами поставят условия. Какие именно, расскажет Мария Черешнева.
В Новосибирске высадился десант из Средневековья. В Экспоцентре прошел рыцарский турнир «Сибирский плацдарм» в субботу, 13 января. Все было по-настоящему: до крови и победы, с мечами и топорами в руках. Корреспонденты ОТС увидели, как современные крестоносцы бьются средь военных трофеев и мирных костров.
Кота с переломанным позвоночником, обнаруженного в сугробе во дворе Новосибирска, спасают волонтеры. Для лечения животного требуется более 60 тысяч рублей. Предположительно животное выбросили из окна или избили. Видно, что раньше он был домашним, кот холеный и упитанный.
Любимые всеми с детства катки,  горки и снежные склоны, с которых катается ребятня, во дворах и парках в Новосибирске не редкость.
15.01.2018 ОБЛАСТЬ
Праздники прошли — пора готовиться к праздникам.