Новосибирск 7.8 °C

Сэм, Макс и компания

21.02.2002 00:00:00

О собаках, и не только о них

К своим четвероногий друг добродушен, но посторонних встречает настороженно...

 Сэм (колли) и Макс (английский коккер-спаниель) - собаки, которые живут в нашей семье.

Две собаки для трехкомнатной квартиры на седьмом этаже - это многовато. Но так уж сложились обстоятельства.

Сэму 15 лет - для колли это очень и очень хороший возраст. Понятно, что сейчас он переживает не лучшие времена.

Максу - четыре года, азартный, во все сующий свой нос, всегда готовый и к новым приключениям, и просто посидеть возле вас, положив свою симпатичную мордашку вам на колени...

Нам повезло: спокойный, деликатный Сэм вполне ужился с темпераментным, любознательным Максом.

Нам повезло и в другом: сплав этих двух характеров вполне отвечал характеру нашей семьи, укладу нашей жизни. Поэтому мы легко нашли общий язык и понимаем друг друга.

Я не кинолог и не ветеринар. Но в нашей семье всегда водились всякие животные: кошки, черепахи, рыбки, хомячки, дворняжки, которых сыновья подбирали на улице.

... - Мама, ты животных любишь? - вкрадчиво спрашивает по телефону младшенький.

Я уже знаю, что скрывается за этой вкрадчивостью: значит, у нас после небольшого перерыва вновь появился щенок.

- А он маленький? - с надеждой спрашиваю я.

- Маленький, маленький, - звучит радостный ответ.

Вечером (после работы) меня встречает... басовитый лай. Все ясно...

- ...Ты не волнуйся, мы сами будем его выгуливать, кормить, дрессировать, - уверяют меня мальчишки. И действительно, в течение двух дней так и бывало...

Словом, стала я большим собаководом. Выгуливаю собак, кормлю их, ухаживаю за ними, убираю... Но настоящими хозяевами они все-таки считают двоих молодых высоких мужчин - моих сыновей. Такая вот неблагодарность.

Конечно, за 15 лет я приобрела некоторый опыт общения с собаками. Важно и другое: я узнала хороших людей, ставших мне добрыми знакомыми.

Можно ли научить собаку варить кофе?

 - Можно, - говорят кинологи, - но это будет кофе только для вас.

Выход один: если вы такой большой любитель этого напитка, учитесь сами дрессировать свою собаку.

В кинологическом центре «Мэджестик», как, впрочем, и в других кинологических клубах, вас научат этой премудрости. По минимуму, если вы уверены в своих силах, можно и не проходить школу послушания. Литературы по самостоятельному обучению собаки сейчас достаточно. Завели себе симпатичную дворняжку и гуляйте. Вон их сколько бегает вокруг, да разве только дворняжки...

«Он такой маленький, миленький, возьмем?» - Это о кавказце. Щенок растет и превращается в крупного, серьезного пса, которому нужна жесткая рука. Что теперь с ним будет?

Конечно, говорят кинологи, можно и из ротвейлера сделать болонку, но зачем - чтобы потом в ней разочароваться и пополнить отряд бездомных, брошенных животных?

Щенка нужно выбирать грамотно. И тут без помощи специалистов не обойтись.

Для какой цели вам нужна собака?

 Кого вы хотите приобрести: компаньона, сторожа или охотника? Тут только кинолог поможет в выборе. Но начнет он работу со знакомства с вами, с вашим характером. А уж потом предложит нужного щенка.

- Вот дочери подарили, сказали «спаниель»... - Женщина путается в длиннополой шубе, пытаясь удержать на поводке уже сейчас большого лохматого черного щенка. - Ньюфаундленд? Тоже хорошая собака...

В общем-то, плохих собак нет. Каковы мы с вами, таковы и наши питомцы. Это уже давно замечено...

Света и Багира

 Эту пару знают во всем нашем дворе: хозяйку - спокойную отзывчивую женщину - и ее собаку - ризеншнауцера. Крупная, покрытая жесткой черной шерстью, угловатая голова, как бы изваянная из камня, косматые брови придают Багире грозное выражение. И действительно, утверждают справочники, к своим ризеншнауцер добродушен, но к посторонним всегда насторожен и недоверчив.

Света взяла Багиру у знакомых, когда той только-только месяц исполнился. Домой принесла за пазухой. Выбор был: или «мальчик», или «девочка». Предпочла последнее - «девочки» добрее и послушнее. Ведь ей, хозяйке, предстояло иметь дело с серьезной собакой. Она серьезно и отнеслась к ней. Пришли к кинологам, сразу же записались в школу послушания и охраны. Прошли три таких школы - по два месяца каждая.

Хозяйка оказалась внимательной и способной ученицей. Такой же была и Баги. Света училась грамотно подавать команды, Баги - грамотно их выполнять. Скоро пришли и первые успехи.

Баги ходит без поводка, но всегда рядом, она не кинется через дорогу, а будет терпеливо ждать хозяйку, если та отстала, чтобы вместе перейти на другую сторону. Дома, в городе и на даче Баги - надежный сторож и охранник.

Она неподвижно сидит возле поликлиники и магазина, не сводя глаз с дверей, и Света знает: сколько бы она ни отсутствовала, Багира будет там, где ей приказано сидеть. И уж увести ее никто не посмеет.

...Как-то на прогулке к ним подошел мужчина, представился кинологом, сказал, что служит в транспортной милиции: «Мне очень понравилась ваша собака. Нельзя ли щенков?»

Через два года Света передала милиционерам черненьких щенят. Говорят, они стали хорошими помощниками милиционерам.

И вот Баги снова ждет щенят, ходит в теплой рубахе: передние лапы вдеты в рукава, пуговицы на спине застегнуты. Баги берегут.

- Хочу продлить ей жизнь, - сказала как-то при встрече хозяйка.

...Звоню.

...А у нас четверо, уже вовсю едят кефир, яйца, молоко...

Не могу дозвониться, занято...

- Один телефон разбили, этот стоит на полу, трубку снимают, она и лежит... Троих уже забрали, один даже в Бодайбо уехал, один остался, ходит за мной следом, так жалко отдавать, а надо, иначе будет тяжело и ему, и мне...

Жанна и Ричи

 Прошлой осенью Жанна окончательно перебралась в Новосибирск, к сыну, дочери, внуку. В Абхазии, откуда она родом и где прожила большую часть жизни, в полуопустевшем Ткварчели остались ее мама и Ричи - забавный рыженький, с лукавыми внимательными глазами коккер-спаниель.

Вообще-то Ричи - сибиряк, хотя Черное море, куда его привезли, ему очень понравилось. Но, оставшись без Жанны, без знакомых, родных ему людей, он заскучал.

И в Новосибирске очень скоро заскучали по нему. После колебаний, обсуждений и споров было принято решение ехать в Абхазию и привезти Ричи обратно в Новосибирск.

В поездке он вел себя примерно, терпел от остановки до остановки, но страшно нервничал, боясь опоздать, не позволял уходить далеко от вагона, а уж в вагоне чувствовал себя как дома.

«Закормили совсем», - легонько рычал он и прятал принесенную ему из соседнего купе косточку подальше, в укромное местечко. Словно чувствуя, кто тут главный, заигрывал с проводниками. А уж характер у нас далеко не смирный: вот только что был веселый и ласковый, и вдруг все наоборот: лежит, рычит... Такие вот они, коккеры.

Сейчас он дома. Ричи с Алешей прыгают по сугробам и о Черном море вспоминают все реже: нам и здесь хорошо.

...Вечерами, когда выключен телевизор и все улеглись по своим постелям, Ричи совершает обход: подходит ко всем по очереди, легонько лижет в щеку, потом с облегчением вздыхает - «все со мной» - и только тогда идет укладываться на ночь сам: «теперь и я могу спать...»

Соседи

 Стоим на лестничной площадке. Ждем лифт. Макс возмущенно лает, торопит лифт и тех, кто его держит. Сэм, как всегда, задумчив и философски молчит.

В руке у меня черный пакет, в нем - совок. С ними чувствую себя комфортно и неуязвимо.

На лай выходит старенький наш сосед:

- А вот эта собачка у вас умная, - он робко тянет руку к пышной гриве Сэма и тут же ее испуганно отдергивает. Боится...

Макс рад-радехонек такому обществу, пританцовывает на задних лапах, пытается лизнуть понравившегося ему человека, возбужденно лает, и хвостишко его не знает покоя.

С сыном он ведет себя иначе, с ним он послушен и сдержан. Мне добиться такого послушания удается далеко не всегда.

И я очень благодарна нашим соседям за их терпеливое и снисходительное к нам отношение.

В общем-то, к Максу иногда стоит прислушаться.

Коккер-спаниель, как и колли, не сторожевые собаки, но о постороннем они всегда предупреждают заранее.

...На шум выходит еще одна соседка - молодая, несколько полноватая женщина. Макс мгновенно разворачивается, с ходу кидается к ней.

Не ожидавшая такой встречи, женщина теряет равновесие и, приседая, чуть не валится на пол:

- Ох, Макс!

А Макс уже пробует лизнуть ее в щеку. Она отворачивается, отбивается от него руками; все смеются, всем радостно...

Продавать будешь?..

 Бежим на прогулку.

Скорее, скорее, через двор, через дорогу, и дальше, к бывшей Каменке.

Из проулка с шумом и гамом выбегает ватага чумазой, черноголовой ребятни. В центре, выделывая невероятные восьмерки, - велосипедист, такой же черноголовый. Удивительно, как это сооружение из двух колес и перекошенной рамы не развалится под ним на части.

Мальчишки хохочут и тут же замечают нас.

- Как зовут?

- А продавать будешь?

С лаем, визгом появляется еще одна ватага - собачья.

То верные сторожа округи, где живут мальчишки. Здесь их подкармливают, не прогоняют. Это их территория, и обитатели ее - их хозяева. Собаки, крупные дворняги, всюду сопровождают своих хозяев - мальчишек и молодых женщин в ярких длиннополых юбках.

Мы для них - чужаки.

Дворняги берут нас в кольцо.

Макс уже не прыгает, притих. Я тоже притихла. Только на Сэма весь этот шум и гам не производит никакого впечатления. Он невозмутимо стоит в середине орущей стаи, и это, видимо, действует на собак.

Лай стихает.

Мы не претендуем на их территорию, мы идем своей дорогой. И собаки начинают это понимать и успокаиваться.

...А велосипедист лихо крутит педали, которые никак не хотят работать нормально, мальчишки с хохотом держат заднее колесо чудо-техники, что-то трещит...

Уходим...

- А продавать будешь? - несется вслед.

- Не буду, не буду...

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: