Особое мнение неискушенного зрителя
Спектакль Новосибирского театра музыкальной комедии «Граф Люксембург» был отмечен в Москве в борьбе за премию «Золотая маска». Я, конечно, обрадовался за земляков, но вместе с тем и удивился, узнав об этом.
Много лет назад мне довелось видеть эту оперетту в постановке столичного театра, а потом и по телевизору. Спектакль был веселый, искрометный, светлый. Поэтому я шел в наш театр в конце сентября прошлого года на одно из первых представлений «Графа Люксембурга», заранее предвкушая удовольствие. К тому же постановочная группа была из Санкт-Петербурга, что само по себе обещало, что планка будет установлена очень высоко.
И вот поднялся занавес... Зрители увидели на сцене вместо красивых декораций несколько белых колонн, а все остальное пространство было затянуто черной тканью. Это оформление не менялось до конца. С помощью десятка стульев актеры были вынуждены изображать городскую улицу, мансарду художника, роскошный дворец... Массовка была одета в черные плащи и шляпы. Эти «черные вороны» по временам начинали танцевать, а вернее - не танцевать, а просто метаться по темной сцене, именно темной, хотя к черному потолку на различной высоте было подвешено огромное количество мерцающих лампочек, раздражающих глаза и отвлекающих от развития действия. Рискну предположить, что это мешало не только зрителям, но и актерам.
Подчеркну, что я не театральный критик - просто зритель, поэтому не возьмусь разбирать детально игру актеров-профессионалов. Передам только свои личные очень субъективные впечатления. Главная героиня в исполнении Вероники Гришуленко, преодолев оформительские препоны, сумела привлечь внимание зала хорошим голосом и неплохой актерской игрой; хорошо справились с возрастными ролями второго плана Виктор Состин и Ольга Титкова, которая получила «Золотую маску». Но в целом остается ощущение недоработанности, выходишь из зала не отдохнув, а устав.
В антракте в быстро наполнившемся людьми фойе гул осторожного одобрения перемежался с критическими репликами. Я невольно услышал разговор двух молодых девушек лет восемнадцати-двадцати. Конечно, их суждения не очень авторитетны, скорее поверхностны, но все же дадим им слово. Они горячо обсуждали исполнителя главной роли графа Рене.
- Ты зачем меня сюда притащила? - с жаром вопрошала одна другую. - Обещала, что увидим настоящего мужчину, героя-любовника, красивую любовь, а нам показывают десятиклассника, который и петь толком не может, говорит - запинается...
- Ну, насчет «петь не может» - это ты перегнула, - не согласилась вторая, - голос у него неплохой. А вот обратила внимание, как они в любви объяснялись? Поют «Я тебя люблю», а сами в это время стоят в противоположных углах сцены спиной друг к другу. Умора!
Вот так судила молодежь.
Вытянула спектакль прекрасная музыка Легара, ее испортить трудно. Однако вышел я из театра с чувством разочарования. Поклонники оперетты могут назвать спектакли в репертуаре, которые лучше «Графа Люксембурга». И все-таки я горжусь нашим музыкальным театром и считаю, что он один из лучших в стране, поэтому награда в столице получена по заслугам. Странно только, что туда повезли не самый удачный спектакль, разве что московская версия переработана коренным образом и отличается от новосибирской премьеры?..