Новосибирск -1.6 °C

Страсти по квартплате

17.05.2002 00:00:00

Нет, на этот раз речь не о том, как она дорожает едва ли не каждый месяц и конца этой тенденции не видно. Мы о другом: почему мучаемся, пытаясь отдать свои кровные за квартиру, тепло, воду и свет? И будет ли когда-нибудь здесь порядок?

История вопроса

 Теперь мы с ностальгией вспоминаем то недалекое время, когда можно было забежать в ЖЭУ и заплатить сразу за все: и за коммунальные услуги, и за квартиру. А главное - там четко расписывали, сколько и за что ты платишь. Даже не верится, что есть еще города, где «дедовским» способом по сей день и платят. «Да еще и на дом приносят распечатку с расписанными платежами и итоговой суммой», - говорит моя подруга из Барнаула.

В Новосибирске эта идиллия (если взглянуть из сегодняшнего дня) длилась до 1991 года. Между жилищными управлениями, Сбербанком и поставщиками коммунальных услуг заключался единый договор, согласно которому кустовые вычислительные центры жилищников обрабатывали всю информацию по принимаемым платежам и потом отправляли каждому поставщику услуг причитающуюся ему сумму. Система и впрямь была настолько четко отлажена, что Новосибирск наряду с Ленинградом считались передовиками в области управления коммунальным хозяйством. Делегации из других регионов приезжали к нам за опытом.

Но роковой для России 1991-й принес реформы и в ЖКХ. До широких народных масс они докатились не сразу, и новосибирцы даже не заметили подарка судьбы: квартплата фактически оставалась замороженной три года, несмотря на галопирующую инфляцию. В 1993-м она покрывала лишь мизерную долю реальных затрат. Дотации из городского бюджета должны были составлять 98%, но социализм к тому времени уже кончился. Решение проблемы для жилищников лежало на поверхности. Они попросту перестали отправлять собранные деньги другим поставщикам услуг. Первыми взбунтовались энергетики. Шел 1996-й год. Система ЖКХ трещала по швам. В 1997 году мэр Толоконский постановил: поставщики коммунальных услуг имеют право самостоятельно собирать с населения плату за свои услуги. Монополия ЖЭУ на сбор денег от населения закончилась.

Переход на несколько расчетных книжек новосибирцы проклинают до сих пор. Зато в ЖЭУ теперь по большому счету никого не волновало, вовремя вы платите, например, за воду и платите ли вообще. Лишь бы за квартиру отдали, причем можно было сделать это по старинке - прямо в ЖЭУ. А поставщики услуг оказались слишком далеки от народа. Их желание получать деньги потребителей через отделения Сбербанка прямо на свои счета никак не соответствовало дисциплине новосибирцев, а нередко и их платежеспособности. Появилась и еще одна причина несвоевременного поступления денег от граждан: у работающих людей просто не хватало времени отстаивать враз выросшие очереди в отделениях Сбербанка. Никто, видимо, не посчитал, насколько увеличится время обслуживания оператором одного квартиросъемщика, чтобы поочередно развернуть каждую из пяти книжек, оторвать корешок каждой квитанции.

У поставщиков услуг резко возросли затраты на работу с населением - те самые хлопоты, которыми ЖЭУ занимались с 1977 года. Мало того что каждое ведомство изобрело свой вариант расчетной книжки. Их нужно было донести до потребителя, но книжки терялись, заканчивались, бестолковые граждане неправильно их заполняли, одни недоплачивали, другие - наоборот...

Кран, телефон, батарея и лампочка

 Квадратик с этими четырьмя картинками есть логотип системы «Город» по приему коммунальных платежей от населения. Эта система - гордость Новосибирска. Она разработана Центром финансовых технологий. Визитной карточкой этого центра может служить проверенная временем карточка «Золотая корона» платежной системы с таким же названием. То есть в центре собрались продвинутые люди.

Система заработала в 1998 году. Она избавила людей от заполнения кучи квитанций. Особенно ей должны были обрадоваться пожилые люди, которым очень трудно вписывать в графы квитанций много разных цифр. Но они-то и оказались самыми консервативными. До сих пор операторы уговаривают бабушек и дедушек: «Не носите вы эти книжки, назовите только адрес и суммы, которые хотите оплатить, а я вам выдам чек». Для поставщиков услуг «Город» стал настоящим спасением. Новая технология позволяла четко отслеживать поступление средств, была прозрачна, удобна для пользователей - операторов банков и бухгалтеров ведомств.

Но как бы не был хорош «Город» как технология, информационную начинку «пекли» как умели сами поставщики услуг. К тому же ЖЭУ технически оказались не готовы «прописаться» в «Городе», и за квартиру по-прежнему надо было платить по отдельной книжке, причем во многих районах даже в других пунктах оплаты - в самих ЖЭУ. То есть система так и не избавила нас от очередей и не дала былой ясности: за какой период, сколько и за что начислено. В условиях меняющихся без всякой логики тарифов на услуги ЖКХ их оплата стала головной болью как для социально незащищенных, так и для обеспеченных горожан. Перед хаосом ЖКХ мы стали все равны как перед Богом.

Поэтому когда Центр финансовых технологий объявил о выпуске пластиковых карточек, по которым можно оплачивать коммунальные услуги в системе «Город», у потребителей появилась надежда: наконец-то все станет просто и ясно. Среди таких наивных оптимистов оказался и ваш корреспондент.

Я готова была заплатить любые деньги, только бы сэкономить время и нервы (дети уже знали, что если мама с утра в выходной начинает злиться, значит она собирается идти в Сбербанк платить за квартиру). Я купила самую дорогую карточку с доступом к моим коммунальным счетам через Интернет. Второй тип карточки - подешевле - давал владельцу возможность «не называть вслух адрес и фамилию, а также сократить время совершения платежа более чем в два раза» (из пресс-релиза системы «Город»).

Каково же было мое удивление, когда, открыв свои счета в Интернете, я увидела ту же неразбериху, о которой мне постоянно говорили операторы Сбербанка: «У вас тут какие-то гигантские переплаты за электроэнергию, а за тепло почему-то два счета заведено». В конце концов пришлось идти по конторам поставщиков услуг, тратить рабочее время (сколько ненаписанных статей и неполученного гонорара!), чтобы в итоге... выложить две с лишним тысячи рублей. Благодаря моей идиотской инициативе, рожденной пластиковой карточкой, вместо переплат «Энергосбыт» обнаружил у меня какие-то недоплаты трехлетней давности! Когда я спросила директора проекта «Система «Город» Татьяну Федотову, зачем мне карточка, по которой все равно ничего не выяснишь, она резонно ответила: «Вы получаете доступ к информации»...

Но я еще успокаивала себя тем, что пластик помогает оператору быстрее меня обслужить. Когда простой народ в очереди с любопытством разглядывал мой блестящий синий прямоугольник, я искренне рекомендовала приобрести за небольшие деньги карточку «Города» попроще, второго типа. Теперь мне стыдно. Дорогие товарищи, если кто-то из вас, послушав моего совета, купил пластиковую карточку для удобства, простите меня! Сама не так давно прозрела. Когда девушка- оператор честно призналась: не надо карточку, мне по номеру телефона удобнее. Еще бы! На моей карточке - 16 цифр, которые оператор должна ввести в компьютер, а номер телефона, как известно, состоит всего из шести цифр. Зачем на карточке магнитная полоса и суровое предупреждение, что без Ф.И.О. и подписи абонента на карте она недействительна (как на настоящих карточках платежных систем), - загадка. Вероятно, это атрибуты неудавшегося проекта.

Недавно мне позвонил знакомый: «Ты же журналистка, все должна знать. Вот объясни: моя Люся купила карточку, чтобы платить за квартиру - черт ногу сломит с этими счетами! Пришла в кассу, а ей говорят: «Зачем мне ваша карточка, пишите на листочке за что и сколько платить будете» Может, она не на ту кассиршу нарвалась?»

Вот тогда я и поняла, что надо браться за эту статью.

Но все же наш «Город» - самая прогрессивная система в стране. Это я без иронии. И перспективы у нее красивые. Совсем недалек тот день, когда вы, вставив карту (как в банкомате) и набрав пароль, увидите на дисплее выставленные вам счета не только за коммунальные услуги, но и за многие другие - от телефонных переговоров до охраны квартиры - и легким нажатием клавиш «спишите» со своего карт-счета выставленные суммы. Нужно будет только иметь карт-счет, который сегодня открыть так же легко, как обычный вклад.

Строго говоря, пластиковые карточки системы «Город» внесли небольшую лепту в историю коммунальных платежей. Более 30000 пенсионеров получили бесплатно упрощенные «Пенсионные» карты. Они стали своего рода пластиковым пособием по безналичному расчету. Потому что не за горами то время, когда на подобные карточки будут перечисляться жилищные субсидии. А пока пенсионеры просто привыкают к тому, что документы бывают не только бумажные, но и такие вот - твердые, из пластика.

Во всем виноват... опять Чубайс!

 Он войдет в историю не только как приватизатор социалистической собственности России, но, похоже, и как враг народа. Его вспоминают недобрым словом в самых разных уголках страны, где за долги энергетикам отключают все, что питается от электроэнергии РАО ЕЭС. В Новосибирске всем памятны отключения электротранспорта. Но, как выясняется, в очередях у окошечек по приему коммунальных платежей тоже виноват Чубайс! Точнее, его несговорчивое ведомство.

Именно с целью удобства по оплате коммунальных платежей в Новосибирске был задуман единый муниципальный расчетно-кассовый центр (РКЦ). Грубо говоря, сбор платежей за коммунальные услуги для нас - плательщиков - опять возвращается к старому способу: пришел в ЖЭУ и сразу заплатил за все. Неудобно в ЖЭУ - плати в банке через систему «Город» по бумагам РКЦ с полной расшифровкой тарифов и сумм. Поставщики услуг, намаявшись с самостоятельным сбором денег, дали предварительное согласие на заключение договоров с РКЦ, который и брал на себя всю работу по платежам через ЖЭУ. На сегодняшний день уже 12 (из 109 в городе) ЖЭУ Ленинского и Железнодорожного районов почти заработали по-новому, но для нас - на старый лад. В оговорке «почти» - «Новосибирскэнерго» с платежами за тепло, горячую воду и свет. Хотя на этапе проработки «Новосибирскэнерго» было «за». Помните прошлогодний скандал со сменой руководства «Новосибирскэнерго»? Благодаря команде Чубайса оно-таки сменилось: место Виталия Томилова занял Владимир Соловьянов, который поменял руководителя «Энергосбыта». Директором этой структуры стала Татьяна Подчасова, до того возглавлявшая аналогичную организацию в Красноярске. Ни в каких предварительных проработках она, понятное дело, не участвовала, за наши с вами потерянные часы в очередях ни по каким инструкциям не отвечает. По сей день договора между РКЦ и «Энергосбытом» нет. И какой бы «продвинутой» ни была система «Город», там уже нет данных по теплу и горячей воде, какими бы программными продуктами ни обзавелись ЖЭУ по быстрейшей обработке коммунальных платежей - без информации от поставщика тепла, горячей воды и электроэнергии все это как телевизор без экрана. И мы по-прежнему стоим в очередях, а в большинстве районов города - даже в двух: в ЖЭУ и на почте или в банке. Вот вам еще один пример роли личности в истории. Не то Подчасовой, не то Чубайса.

- Но ведь должны же быть у нового руководства «Энергосбыта» хоть какие-то мотивы в отказе заключать договор! - пытаю я директора МУП РКЦ Михаила Митяева.

- Мотивации нет, - коротко отвечает мой собеседник и показывает копии писем-просьб на имя Подчасовой. Ни на одно ответа нет.

Впрочем, одно кулуарное объяснение я услышала: «Дамский каприз». Конечно, это сказал мужчина. Но мы, женщины, просто так никогда не капризничаем! Это наше оружие, которым пользуемся, когда другие средства на мужчин не действуют. Поэтому приходится только гадать, чего добивается «Энергосбыт», блокируя переход на удобную для всех новосибирцев систему оплаты. Вроде власти у энергетиков хватает, денег - тарифы у нас еще те, едва вытягиваем. Любви? Народной любви, точно, нет. Но ведь любовь - категория не экономическая и не юридическая. А между тем есть постановление мэра о том, что начисления за тепло, горячую воду и электроэнергию осуществляет РКЦ.

Но пока чубайсово ведомство хранит молчание, а мы, обладая самой прогрессивной технологией по приему платежей населения, имея специально созданную муниципальную (хоть и поздновато) структуру для централизации расчетов, будем мучиться, чтобы отдать свои кровные, причем немалые.

Недавно узнала, что «Город» собираются запускать в спокойном Барнауле. С одной стороны, приятно, что на коммунальный Новосибирск, как при социализме, равняются другие регионы. С другой, если там хоть один руководитель из поставщиков услуг позволяет себе капризничать, то дискредитация технологического прорыва Новосибирска неминуема.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: